Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » » КАРЬЕРА: Мария Сусленкова – Уральская государственная консерватория
Календарь
«    Апрель 2021    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

КАРЬЕРА: Мария Сусленкова – Уральская государственная консерватория


Информационное агентство «Апельсин» продолжает спецпроект «КАРЬЕРА», посвященный абитуриентам и их родителям. Мы уже рассказывали о выпускниках УрГУ, УралГАХА, УГТУ и УГМА. Сегодня в качестве стартовой площадки для будущей карьеры мы знакомимся с одним из самых творческих вузов Екатеринбурга – Уральской государственной консерваторией.

Выпускники консерватории отличаются тем, что практически никогда не изменяют полученной в стенах альма-матер профессии. Оставить музыку для человека, посвятившего ей большую часть своей сознательной жизни, – шаг почти невозможный. Музыка для него – уже не профессия, а жизнь. По крайней мере, в этом уверена наша героиня. Мария Сусленкова окончила Уральскую консерваторию в прошлом году. Сегодня она – начинающий преподаватель и одна из самых перспективных уральских пианисток, собравшая целую пригоршню всевозможных наград на всероссийских и международных конкурсах.








Правильной дорогой идете, товарищи







Профессионально музыкой в Машиной семье не занимался никто, но папа имел абсолютный слух и мечтал научиться играть на гитаре. В силу обстоятельств овладеть инструментом ему не удалось, и как это часто бывает, несбывшиеся желания он попытался реализовать в дочери. Впрочем, насильно делать из Маши музыканта никто не собирался. Сама захотела – сама пошла… в специализированную музыкальную школу города Челябинска, где тогда жила. Почему выбрала именно фортепиано – уже и не помнит.

«Лет до 12-ти никаким особым талантом я не блистала. А потом вдруг решила принять участие в одном из конкурсов, начала заниматься чуть ли не круглыми сутками. И будто что-то произошло, будто сама в себе что-то открыла. Пошли концерты, конкурсы. Моя первая учительница до сих пор, приходя на мои выступления, удивляется: «Откуда что взялось?». Так что я знаю цену труду. Этому меня научил папа. Он всегда говорил: «Если уж чем-то заниматься, то всерьез, иначе вообще не стоит тратить время». Меня никто не заставлял заниматься, я сама хотела доказать родителям, что музыка для меня – не просто увлечение, хотела оправдать то время, силы и нервы родителей, которые они потратят зря, если все это окажется пустым», – рассказывает Мария.

Во многом именно поэтому путь в музыкальный вуз не был ни извилистым, ни тернистым. После десятого класса Маша перевелась в Екатеринбург, в музыкальный лицей при Уральской консерватории. Новый город в музыкальном плане оправдывал свой статус столицы – здесь и уровень другой, и педагоги более маститые. В лицей Марию приняли просто, даже не понадобилось лишний год сидеть в десятом классе – взяли сразу в одиннадцатый. Причем тот факт, что придется жить в чужом городе в общежитии, вдали от родительского дома, 15-летнюю пианистку ни капельки не смущал. Новизна и самостоятельность нравилась.

В лицее под свое крыло ее сразу взял известнейший в нашем городе пианист Валерий Шкарупа. Консерватория Марию Сусленкову тоже приняла с распростертыми объятиями. У новоиспеченной абитуриентки даже мыслей не было о том, что она может не поступить. Сдав специальность на твердую «десятку» и легко преодолев конкурс в 7 человек на место, она в очередной раз утвердилась в мысли, что в жизни нужно все делать по максимуму или не делать совсем.







Анекдот перед концертом лучше валерьянки







В Консерватории Маше помогла база, которую дала десятилетка. Музыкальную литературу, историю музыки, сольфеджио и прочую теорию удавалось сдавать практически без подготовки. «Если честно, я не отличалась частой посещаемостью предметов, но всегда успевала все сдать вовремя. Много времени уделялось специальности. Тем более что с педагогом у нас было полное взаимопонимание. Доходило даже до таких моментов, когда мы всерьез начинали подозревать друг друга в телепатии. Например, Валерий Дмитриевич задается вопросом, какое бы новое произведение мне дать, и останавливается, допустим, на «Скерцо» Шопена. А я прихожу на занятие и заявляю: «Я вот тут просматривала ноты…» Оказывалось, что мы в одно и то же время думали об одном и том же произведении. И таких примеров было поразительно много. Кроме того, он всегда занимается не только моими исполнительскими проблемами, но и житейскими. В этом плане мне повезло невероятно», – делится Мария.

Повезло Маше не только с преподавателем, но и с конкурсной деятельностью. За время обучения в Консерватории она завоевала несколько престижных наград. На ее счету Гран-при Международного конкурса пианистов в Астане, третья премия международного фестиваля «Три века классического романса» в Санкт-Петербурге, Гран-при Первого международного конкурса пианистов «Русский сезон в Екатеринбурге», совместный концерт с Московским симфоническим оркестром. Последняя крупная победа – специальный приз на международном конкурсе пианистов в Андорре – серия мастер-классов ведущих профессоров в Германии.

«Победа на конкурсе – лучший момент в жизни любого музыканта. Когда тебя называют открытием, когда ты производишь впечатление на публику, а маститые, известные всему миру профессора говорят тебе комплименты – более радостную минуту представить сложно. Судьба в общем-то баловала меня такими моментами. Но звездной болезнью я не страдаю. Чем выше профессионализм, тем выше ответственность. Об этом никогда нельзя забывать», – уверена пианистка.

Впрочем, наряду с головокружительными взлетами в жизни каждого музыканта бывают и болезненные падения. Таким моментом истины для нашей героини стал ее первый конкурс за границей – имени Листа, когда ей не удалось пробиться во второй тур.

«Я психологически не справилась – давление, ответственность, масштаб конкурса, ощущение себя изначально неготовой, – признается Маша. – Этого чувства в принципе быть не должно. Именно тогда я и поняла, что готовиться к конкурсу нужно «по всем фронтам», начиная с исполнительского мастерства, заканчивая психологическим настроем».

Кстати, вопрос психологической подготовки музыканта – сегодня один из самых актуальных в музыкальной среде. Известно много случаев, когда великие пианисты оставляли сцену, не в силах справиться с большими концертными залами. Самый страшный сон для любого исполнителя – выйти на сцену и забыть текст, который тебе предстоит сыграть. «Я думаю как-нибудь заняться изучением этой темы, у меня накопилось много интересных мыслей, как настраивать себя перед выступлениями, – заявляет Мария. – Ведь на сцене все другое, даже ощущение времени и пространства. Можно было бы систематизировать приемы самоуспокоения, которые практикуют известные пианисты. Здорово помогает, если твой педагог – сам концертирующий музыкант. Ему проще тебе что-то подсказать, как-то помочь. У нас с Валерием Шкарупой есть свои маленькие секреты на этот счет. Например, чтобы стряхнуть перед концертом излишнюю серьезность и напряженность, он посоветовал мне читать анекдоты. А вообще-то исполнение – это дело, которым мы занимаемся каждый день, и волнение должно проходить, как только прикасаешься к клавишам. И потом, мандраж исчезает, когда музыкант очень много занимается. Если десять раз из десяти сыграть что-то в классе не получается, то и на сцене это, скорее всего, не получится. Добиваться результатов нужно на репетициях, а на сцене на чудо надеяться нельзя».

Кстати, из всех пианисток Уральской консерватории, Маша чуть ли не единственная, кого ежегодно приглашают играть с Уральским филармоническим оркестром. Вместе с УАФО она побывала на гастролях в Тюмени и Кургане, а также в нескольких городах Свердловской области. Среди дирижеров, с которыми ей удалось сотрудничать, значатся такие известные имена, как Энхе, Линь Тао, Эспен Сельвик.

«Это совсем иной опыт, нежели сольное выступление. Надо постоянно слышать других, не забываться, смотреть на руку дирижера. Когда играешь с оркестром, тебя окружает такая палитра красок, будто находишься в сказочном лесу. Меня даже больше заводит игра именно с оркестром, чем соло»», – признается Маша.







Талант без продюсера в поле не воин







Профессия музыканта очень рискованна тем, что, если ты не добиваешься настоящих вершин, обеспечить себя материально необычайно сложно. Многие вчерашние студенты Консерватории работают концертмейстерами, где-то преподают, создают ансамбли, кто-то идет в смежные с музыкой сферы – аранжировщиками, звукорежиссерами. Пробиться же из нашей «третьей российской столицы» на международную сцену трудно даже при наличии недюжинного таланта и педагогов-звезд. Поэтому достигают заветной черты единицы.

«В Москве, конечно, не намного легче, потому что там конкуренция большая, играют роль и связи, и деньги, и стечение обстоятельств, – замечает Мария. – Но у нас чувствуется еще и географическая, и культурная отдаленность. Пробиться только за счет таланта возможно, но он должен быть огромным. И еще желательно иметь рядом нужного человека. Как правило, таланты живут в своем, особом мире, и очень важно, чтобы их окружали люди, которые бы могли помочь, могли вовремя их куда-то продвинуть. Талантам надо помогать, а бездарности пробьются сами – это чистая правда. На моей памяти в Консерватории было много ребят исключительной одаренности, но, к сожалению, они никуда не пробились именно потому, что им никто не помог. Институт продюсерства в нашей сфере пока практически не развит. На Западе все совершенно по-другому. В той же Германии не принято обсуждать условия концерта с исполнителем. Там будут слушать не музыканта, а его менеджера. Каждому свое место. Артист не должен забивать голову вопросами, вроде куда ему поехать, где остановиться. Он должен заниматься творчеством».

Несмотря на все преимущества заграницы жить вне России уральская пианистка не хочет. Разве что побыть некоторое время где-нибудь в Ганновере или Париже, повращаться в музыкальных кругах, узнать европейские вкусы и представления о том, как должно звучать то или иное произведение. «Чем больше исполнитель это узнает, тем более разносторонним становится. Но жить там я не смогу – менталитет другой. Я общалась со многими нашими ребятами за границей: многие скучают по России», – вспоминает Маша.







Сам себе учитель







«Я никогда не ставлю себе глобальных задач. Предпочитаю достигать целей постепенно, небольшими шагами. Сейчас, например, хочу обогатить свой репертуар и принять участие в нескольких конкурсах. Пока есть возможность поездить по конкурсам, надо ее использовать», – делится планами наша героиня.

С недавних пор Мария занялась преподаванием. Пока Валерий Шкарупа в отъезде, она ведет занятия у его учеников: «Это отнимает все силы. Заниматься самой после того, как у тебя побывало несколько человек, практически невозможно. С учениками тратишь уйму энергии, судорожно мыслишь, что бы сказать такое, чтобы результат был здесь и сейчас, загораешься, говоришь, показываешь. Приходится быстро читать с листа, при этом далеко не все произведения ты сам играл, а нужно не просто воспроизвести звуки, а еще и показать, как это должно звучать. Такой тренинг помогает находить причины моих собственных трудностей и устранять их. Я одновременно становлюсь педагогом и для себя».

Но процесс увлекает, и в планах уже – взять собственных учеников. Только не очень много – человек пять – чтобы сил хватило на всех. Однако исполнительская деятельность остается для Марии на первом месте.

«Преподавание – это стабильность, которая необходима. Концерты же не столь регулярны, но они позволяют не терять форму, добиваться чего-то нового. Тогда новое ты сможешь дать ученикам, сам не остановишься», – расставляет точки на «i» пианистка.

Но разделение жизни на деятельность концертную и преподавательскую выглядит однобоким. На самом деле Мария Сусленкова еще пишет стихи. Первым ее читателем и критиком стал, как не трудно догадаться, любимый педагог, который заметил, что ее поэтическое творчество заслуживает гораздо большего, чем просто пылится в ящике стола. «У меня были порывы показать это кому-то из профессионалов, но пока стесняюсь, – признается Маша. – Стихи – это нечто интимное, ты обнажаешь в них самые сокровенные чувства, и в этом случае болезненной будет любая критика, даже объективная. Но опубликовать свое творчество все-таки хочется».

Почему бы и нет, решил «Апельсин» и предоставил Марии такую возможность.







В ресторане играла флейта,

(Серебрилась от света пыль),

Тонкозвучная мчалась лента,

Каждый столик за нею плыл,

В освещенном софитом круге

Что-то сказочное росло:

Упоенно трудились руки

Над божественным ремеслом,

А за столиками, как бокалы,

Вдруг застыли, не дозвенев,

Люди – музыка проникала

В каждый выдох и в каждый нерв;

Перелив очертаний странных

Мысли мелочные теснил,

Представлялись иные страны,

Вспоминались иные сны,

Между прошлым и настоящим

Обозначился новый путь,

И стоял у него на страже

Гордо выпрямившийся пульт;

Голос пел драгоценной сталью,

Замыкая людей в кольцо –

В этом месте на миг не стало

Негодяев и подлецов,

Раздвигались от звуков стены,

Словно тени в ночном окне,

И, похожие на растенья,

Люди жадно тянулись к ней,

К этой солнцеподобной флейте,

Позабыв повседневный груз,

Чтобы Кто-то незримый Третий

Оглянулся на их союз...








Елена Жолобова.
Автор: ИА "Апельсин"

31-01-2006
Рейтинг:
 (голосов: 1)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Всемирно известный оперный баритон теперь развозит еду на велосипеде
Всемирно известный оперный певец Себастьен Сулес стал одним из миллионов людей, чья жизнь была нарушена из-за пандемии коронавируса. Теперь он развозит еду на велосипеде

В ожидании "Оскара"
О главных претендентах на престижную кинопремию

Фестиваль "Арльские встречи" проведут со зрителями
В прошлом году фестиваль не состоялся из-за санитарных ограничений, но в этом году организаторы пытаются сделать всё возможное для того, чтобы событие прошло с участием публики.

Памятники эпохи крестовых походов на Кипре
Кипр зовёт западных туристов, напоминая им о своем богатом историческом наследии, оставшемся от эпохи крестовых походов.

Жизнь мигрантов глазами фотографа
На острове Гран-Канария открылась выставка фотожурналиста Борхо Суареса

Глава кубанского медиахолдинга Александр Палазов уволился по собственному желанию
Палазов занимал свой пост с февраля 2017 года. Он был хорошим руководителем и его подчиненные журналисты телеканала, интернет-портала и радио много раз побеждали на престижных российских и ...

Актёр Джонни Депп обратился к зрителям на русском языке в тизере фильма «Великий»
Как сообщает ToDay News Ufa со ссылкой на YouTube-канал компании Exponenta Film, после вступительной фразы актер вновь перешел на английский язык и пригласил зрителей на премьеру фильма «Великий». Он ...

Фильм Александра Молочникова «Скажи ей» откроет Российские программы 43 ММКФ
МОСКВА, Кинобизнес сегодня - На прошедшей 20 апреля в Центральном Доме кинематографистов пресс-конференции было объявлено о том, что картина Александра Молочникова «Скажи ей» станет фильмом открытия ...

Биржевый симулятор The Invisible Hand выходит на PC 7 мая
Издательство Fellow Traveller и студия Power Struggle Games объявили дату релиза сатирического симулятора биржевой торговли The Invisible Hand. Игра появится на РС 7 мая и будет продаваться в Steam, ...

«Почему я ничего не помню?»: трейлер триллера «Кислород» от автора «Капкана»
Netflix выложил трейлер нового фантастического триллера «Кислород», постановщиком которого выступил Александр Ажа («Зеркала», «Капкан»). История повествует о Лиз, которая просыпается в криогенной ...

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
</>
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, .
Rambler's Top100