Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Взгляд » Свердловские кинохроники: были, есть и будут
Календарь
«    Ноябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Свердловские кинохроники: были, есть и будут

30 января в зале Дома кино прошел вечер, посвященный 90-летию со дня рождения режиссера кинохроник Свердловской киностудии Евы Гальпер. Несмотря на холод, в зале Дома кино не было свободных мест: собрались друзья, родственники и ветераны Свердловской киностудии со всех уголков России. А те, кто не смогли приехать, прислали письма с воспоминаниями о режиссере. Послания из Тюмени, Перми даже Нью-Йорка зачитывали в зале. На торжество могли прийти все желающие.

Кроме воспоминаний о режиссере, на экране продемонстрировали киножурналы советских времен. Эти уникальные кадры можно увидеть лишь по особым случаям.


На вечере были показаны документальные фильмы, которым на сегодня уже более семидесяти лет. Во многих киножурналах запечатлены такие раритетные записи, которые сейчас остались лишь в единственном экземпляре. Большинство из них хранятся в Российском государственном архиве кинодокументов в Красногорске, и лишь некоторые копии можно найти в архиве Свердловской киностудии. Так, в журнале «Сталинский Урал» (позднее переименован в «Советский Урал») можно было увидеть сюжеты про годовщину Октябрьской революции и военный парад, который принимал Маршал Жуков, праздничные мероприятия в Тюмени, Перми и других городах региона. Второй журнал – про знаменитую спортсменку Валентину Стенину, редкие кадры прямо с соревнований. Журнал «Советский Урал» представляет собой собрание совершенно разных по тематике сюжетов с 1962 по 1982 год. В нем затронуты все аспекты жизни Уральского региона в этот промежуток времени: работа на металлургических заводах, в колхозах и на фабриках, спортивные соревнования и жизнь в детских садах. Увидеть, какими были люди тогда, было бы невозможно без Евы Гальпер. Она принимала участие в создании всех представленных работ. Ее по праву считают мастером своего дела. Как рассказал «Апельсину» заведующий Музеем Свердловской киностудии Лев Эглит, Гальпер начинала работать с должности монтажника и всю жизнь посвятила журналу. Так как «Советский Урал» был региональным журналом, у него имелись корпункты во многих областях: Пермской, Челябинской, Курганской, а также в Башкирии. В каждом корпункте были свои операторы и корреспонденты, которые присылали материалы на Свердловскую киностудию. Работа режиссера заключалась в том, чтобы из этого материала выбрать сюжеты, сложить их по мысли и композиции и скомпоновать в форму киножурнала. Чем и занималась Ева Гальпер. И, как говорит Лев Эглит, она была легендарным специалистом в этой области.

«Продолжительность каждого киножурнала приблизительно 10 минут. За это время нужно рассказать о какой-то личности или важном событии. Поэтому материал нужно было монтировать очень четко, ясно и лаконично. Из трехсот с лишним метров пленки приходилось оставить лишь тридцать», – вспоминает Эглит. С 1940-х по 1980-е ни один киносеанс нельзя было представить без такого журнала. Пожалуй, это было своего рода СМИ, которое емко отражало происходящие события и являлось основой для кино летописи.

Кстати, тексты к фильмам и журналам заказывали известным уральским писателям: Иосифу Ликстанову, Юрию Хазановичу, Олегу Корякову, Елене Хоринской. Последняя, кстати, сверстница Евы Гальпер. Хоринской – 96 лет, но она до сих пор помнит все свои стихи наизусть и читает их стоя, на последнем Поэтическом марафоне ей одной аплодировали.

Что касается истории киножурнала как явления искусства, то точная дата выхода первого журнала до сих пор не определена. Но документально подтверждено, что журнал издавался уже с 1939 года. Тогда он назывался «Сталинский Урал», и издавался в Студии кинохроники, которая была организована в 1933 году. В годы Великой Отечественной войны Студия кинохроники выпускала киножурналы и небольшие документальные фильмы параллельно со Свердловской киностудией, которая занималась в основном художественным кино. А в 1951 Студия кинохроники вошла в состав Свердловской киностудии. С этого года студии начали производство научно-популярного и документального кино. Но особенно ценным был уральский материал, снятый в годы Великой Отечественной войны. Документальные фильмы очень четко отражают настроение и жизнь народа в то время. «Вся летопись, которая существует на Урале, создана кинохрониками. Все кино начиналось с кинохроник», – говорит маститый уральский режиссер Евгений Цигель, также присутствовавший на торжестве в честь Евы Гальпер. Он подчеркивает, что эти уникальные кадры играют огромную роль в жизни российского кино и Свердловской киностудии в частности.

В лучшие времена киножурнал выходил 48 раз в год. Сегодня нет киножурнала, который выходил бы с такой же периодичностью. Развитие техники и телевидения дает о себе знать: в XXI веке кинохроники заменяют телевизионные новости. Но уже 7 февраля в Доме кино состоится премьера документального фильма «Уральское мнение». Это будет региональное издание, как и «Советский Урал». Но уже в рамках видеоальманаха «Федеральные округа России: день за днем». Об этом сообщил «Апельсину» режиссер и исполнительный продюсер кинокомпании «СТРАНА» Валерий Могилатов. В каждом фильме освещаются научные достижения, важные политические события, культурная и спортивная жизнь округа. В отличие от новостийных телевизионных программ сюжеты будут подаваться как исторически свершившийся факт, который будет интересен всегда и везде, в пространстве и времени, будь то грандиозная стройка культовых, промышленных и других сооружений, или установка первого спутникового телефона в далекой деревне, или рождение близнецов в ненецком поселении. Режиссер подчеркивает, что цель альманаха – не простое информирование, а художественное обобщение, осмысление того, что происходит в округе. Таким образом, пишется летопись нового века. Несмотря на то, что в год будет выходить лишь один альманах, режиссер уверен в его ценности: «Эти фильмы должны всегда вызывать чувство гордости за своих земляков и радость от ощущения, что ты живешь на Урале, в России». И, пожалуй, на сегодня это единственная возможность возобновить кинолетопись Уральского округа.


Марианна Караджаева.
Автор: ИА "Апельсин"

31-01-2006
Рейтинг:
 (голосов: 1)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Европа - родина кино
Награды Европейской киноакадемии будут вручены в виртуальном режиме, серия мероприятий продлится с8-го по 12-е декабря.

"Грэмми-2021": лидеры по числу номинаций
Номинантов на "Грэмми-2021" объявила Национальная академия искусства и техники звукозаписи США. Абсолютный лидер по числу номинаций - американская певица Бейонсе.

Бильбао: Василий Кандинский в гостях у Соломона Гуггенхайма
По мнению Соломона Гуггенхайма, именно Василий Кандинский был "ледоколом, прокладывавшим новые пути в искусстве".

"Коллектив": история одного пожара
Фильм-расследование " Коллектив" Александра Нанэу вскрывает преступные обстоятельства пожара в ночном клубе Бухареста.

Все о моей матери: Букеровскую премию получил роман о сыновней любви
Свою книгу "Shuggie Bain" шотландский автор Дуглас Стюарт, живущий сейчас в Нью-Йорке", писал почти 10 лет. В ее основе - автобиографическая история.

Бюджет национального проекта «Культура» будет увеличен на 13 миллиардов рублей
Финансирование национального проекта «Культура» увеличено почти на 13 миллиардов рублей и составил более 140 миллиардов. Об этом в ходе рабочей поездки в Новосибирскую область сообщила министр ...

Арнольд Шварценеггер может сыграть в сиквеле боевика «Хищник»
«Disney / Fox разрабатывают не только приквел, но и продолжение фильма, и они хотят вернуть на главные роли Эдриана Броуди и Арнольда Шварценеггера»,пояснил собеседник портала. Стоит отметить, что ...

Фильм «Т-34» выпустят в Китае в 3D
Российский военный боевик "Т-34" будет выпущен в китайский прокат во всех современных форматах, в том числе премиальных China Film Giant Screen (CGS) и CINITY. Как сообщается в официальном ...

Комедия «Непосредственно Каха» вновь стала лидером российского кинопроката в выходные
Российский фильм «Непосредственно Каха» по результатам пршлых выходных вновь стал лидером проката. Ему удалось собрать наибольший объем средств, передает газета «Известия». Так, за минувий уик-энд ...

Джуд Лоу знал о возможности возникновения пандемии коронавируса с 2011 года
Напомним, что в американском фильме «Заражение», который вышел в прокат в 2011 году, рассказывалось о пандемии неизвестного вируса, охватившего всю планету.

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru