Погоняли «БеСов»: в Екатеринбурге открылась пророческая выставка Бориса Хохонова
Презентация арт-проекта «Перст указующий» художника Бориса Хохонова состоялась в столице Урала в пятницу, 3 октября. Гости мероприятия могли познакомиться с тенденциями современной живописи и «пообщаться» с одним любопытным теле-арт-объектом.
Картины, представленные в экспозиции, казалось, символически представляли драму идей. Образ пророка соседствовал с образами «БеСов», создавая напряженное смысловое поле. «БеСы» присутствовали на полотнах как визуальные образы и как концепт: это слово входит в название большей части работ цикла «БЕСТИАРИЙ», впервые выставляемых публично. Геометрическая форма букв, их цвет и даже рельеф органично вписаны в композицию полотен «БеССтрасти», «БеССудьбы», «БеССомнения», «БеССна»... А на холсте «БеССмерти» абстрактные фигуры, напоминающие колонны некрополя, пронизаны неземным светом в обрамлении строф целого стихотворения.
На картине, которая дала название всей выставке, зрителя поражает образ духовного вождя с нимбом вокруг головы. Произведение напоминает одновременно наскальную живопись палеолита, икону и русский лубок. В то же время, энергичные черные линии и локальные полосы ярко-алого цвета соотносят эту работу с творчеством мастеров русского авангарда - Казимира Малевича и Василия Кандинского. Обращение «Ты!», начертанное рядом с нимбом, обыгрывает известный плакат времен гражданской войны «Ты записался добровольцем?».
Послание прочитывается так: только волевое устремление личности к истине и вера в себя могут побороть «бесов», искажающих внутреннюю гармонию. Их может порождать логика нашего собственного сознания, казуистически подменяя истину ложью. Но для современного человека чаще всего источником наваждений является окружающее медиапространство, которое символизирует привычный предмет обстановки - телевизор. В соответствии с концепцией художника, на вернисаже его представлял арт-объект под названием «Мозгоклюй». Этот гламурный господин в серебристом галстуке и белой рубашке имел телевизор вместо головы. Правда, в отличие от обычного аппарата, он был снабжен клювом посередине лица-экрана. «Мозгоклюй» поместился на возвышении напротив картины «Перст указующий», так что фигура пророка указывала своим перстом в его сторону. Когда все, кто хотел, пообщались с господином телевизором и поздоровались с ним за руку, «Мозгоклюй» был демонтирован и, таким образом, развенчан.
Стоит еще остановиться на полотне «Крылатый медведь». Это полисемантическое изображение включает в себя не только прозрачный контур головы медведя: различные ракурсы позволяют увидеть и женские лица, и багряные облака, и знамена-хоругви и черные контуры вздыбленной лошади. Многие посетители выставки под впечатлением от демонического образа начали именовать эту картину «Кони Апокалипсиса».
Оседлать их и увидеть другие объекты, которые попали в поле зрения пророка, можно будет до 3 ноября. Выставка работает в музее «Литературная жизнь Урала ХХ века».
Текст: А. НОВИЧЕНОК
Фото: Наташа УРАЛЬСКАЯ И А. НОВИЧЕНОК
Автор: ИА "Апельсин"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.