Трио Мэтью Шиппа – неожиданная и «вкусная» музыка
Трио Мэтью Шиппа в составе собственно Шиппа, Сергея Летова и Джо Мориса 15 сентября дало концерт в ЦК «Урал» в рамках проекта «Джаз по всему миру». Джаз-авангард. Забавно, что авангардное выступление открылось очень по-классически – с «нескольких слов» екатеринбургского джазового критика Геннадия Сахарова.
Вообще, с авангардом у меня четко ассоциируются две вещи: «Черный квадрат» Малевича и знаменитое «4’33’’» Джона Кейджа. Но современное, в том числе, джазовое авангардное творчество, как объяснил Геннадий Сахаров, далеко не так радикально. Трио Шиппа балансирует между самовыражением и потребностями публики, выдавая на выходе совершенно неповторимый микс. Два отделения чистой импровизации от Шиппа-Летова-Мориса ощущались живыми, уникальными, и в этом их особая прелесть. Когда понимаешь, что то, что ты слышишь сейчас, создано здесь, только что, у тебя на глазах, и здесь же останется, - захватывает дух. А потом приходит ощущение того, что все на самом деле совсем не так, как показалось вначале: это не три музыканта играют на своих инструментах, нет. Инструменты самостоятельны, они самодостаточны, каждый из них – отдельная личность. И самовыражаются они именно так, как угодно их собственной музыкальной душе.
Невероятные вещи вытворяет саксофон Сергея Летова.
Кстати, Летов, зачастивший в последнее время в уральскую столицу, достаточно комфортно, похоже, чувствовал себя в компании американцев – Шиппа и Мориса. И это учитывая, что перед концертом музыканты имели возможность пообщаться всего несколько часов в самолете, за чем последовал всего-то получасовой сейшн. Зато на вопрос Сахарова о том, почему Летов надел оранжевые штаны, последний без колебаний ответил: «Потому что американские!».
Про Шипа стоит упомянуть отдельно. Вот уж в отношении кого все критики настолько единодушны во мнениях, что закрадывается подозрение: неужто и правда у одного из самых талантливых и виртуозных пианистов современности в желании укоренить джаз по всему миру руки дошли до Екатеринбурга? В общем-то, здоровый скепсис в таких случаях никогда не мешал. Как-никак, смотреть на практически провозглашенного гения под таким углом куда занятнее. Мистер Шипп, неужто вы и вправду так великолепны, как о вас говорят? Ответ: да!
Причем манера игры Шиппа, его своеобразный «фирменный знак» - не только манна небесная для любителей изысканной музыки. За ним интересно наблюдать. Шипп играет не одними руками, а всем телом, как будто пританцовывает или, может быть, пытается прибить случайно присевшую на клавиши муху. И неудивительно – сам Мэтью признавался уже журналистам в своем увлечении боксом, который он сравнивает, как ни странно… с танцем. Так что выступление Трио Мэтью Шиппа стало не только изысканным кушаньем для екатеринбургских музыкальных гурманов, но и действительно занимательным зрелищем.
Трио не обмануло ожиданий. Даже превзошло все возможные. Эта стихийно образовавшаяся троица, такая же непредсказуемая, как и их музыка, дала публике почувствовать, что такое настоящие джазовые импровизации, полная иррациональность, аритмия – сама идея джаза, возведенная в абсолют.
Автор: ИА "Апельсин"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.