Сатирическая фантасмагория Орлова
В традиционной для Владимира Орлова фантасмагории современность причудливо переплетается с историей, а реальность с вымыслом. Новый роман «Лягушки» - достойное продолжение творчества знаменитого писателя.
Все началось с того, что у Ковригина кончилось пиво, по дороге к ларьку он наткнулся на странную процессию – множество лягушек (словно со всей округи собрались) спешили в каком-то им одним понятном направлении. С этого момента чудеса и земноводные не оставляли главного героя, даже в типично провинциальном городке Среднем Синежтуре, куда Ковригина приводит известие, что местный театр поставил спектакль о Марине Мнишек по пьесе, написанной им в молодости.
Автор мастерски сплетает сюжетные нити, собирая их в единое целое, каждая следующая глава все сильнее увлекает читателя в круговерть лиц и событий. Самым неожиданным образом врываясь в реальность, Софья Романова и Марина Мнишек перестают быть просто частью истории, царевна-лягушка приезжает на серебристом внедорожнике, со свирелью в руках бежит за поездом козлоногий пан, добавить к этому секрет костяной пороховницы, сатиру на современную культуру и получится роман «Лягушки», который, как и другие книги писателя, представляет собой смесь мифов, сказок, повседневности и классической русской литературы. За монументальным, возможно, немного тяжеловесным слогом проглядывает влияние любимых автором Гофмана, Булгакова и Гоголя. Впрочем, сравнивать Орлова с другими писателями бессмысленно, более чем за сорок лет творчества у него сформировался оригинальный, «орловский» стиль, которого автор и придерживается в своих произведениях. Это одновременно и достоинство и недостаток: с одной стороны, фирменная сатира, фантасмагория, автобиографические элементы и любовно выписанные пейзажи не перестают радовать поклонников, с другой – книги автора становятся похожими друг на друга.
Орлова считают классиком современной литературы, но, думается, это не совсем точное определение. Его, скорее, можно назвать представителем классической литературы в современности. Хотя сам автор еще до выхода нового романа, говорил, что в «Лягушках» пытается передать картину жизни нашего времени, книгу сложно отнести только к сегодняшнему дню. Несмотря на реалии современности, явственно проступающие в тексте, она, как и вся качественная литература, существует вне времени, оставаясь актуальной еще долго после выхода в свет.
Прозу Владимира Орлова невозможно воспринимать равнодушно: либо восхищаешься ее оригинальным стилем и замысловатым сюжетом, либо запутываешься в череде смыслов и событий, не в силах разобраться, что же хотел сказать автор. И «Лягушки» не стали исключением.
Автор: Екатерина Алмазова
Автор: ИА "Апельсин"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.