Виктор Брагин: Мы учим делать свет, а не светильник
Уральской «фабрике» дизайнеров исполнилось 40 лет. За эти годы кафедра промышленного дизайна УралГАХА выпустила более 1500 молодых специалистов, которые успешно работают не только в России, но и за рубежом. В честь этого события в Екатеринбургском музее изобразительных искусств были выставлены дипломные работы выпускников школы дизайна разных лет. После посещения выставки «Апельсин» решил подробнее узнать о деятельности кафедры, специфике работы ее выпускников. На вопросы корреспондента согласился ответить доцент кафедры промышленного дизайна Уральской государственной архитектурно-художественной академии Виктор Брагин.
– Насколько востребован выпускник в условиях современной России? Скорей всего, этот вопрос интересует всех, кто надумал получить высшее образование на Вашей кафедре, не так ли?
– Надо сказать, что в мире эта специальность называется предметным проектированием. Все окружающие нас предметы – это объекты проектирования промышленного дизайна. Дизайнеры, получившие образование в УралГАХА, проектируют не только сам товар, но и его упаковку. Так, специально созданное для какого-то ресторана оборудование становится лицом этого заведения. Мы думаем не только о товаре, но и о том, как его преподнести. За шесть лет обучения студенты овладевают очень многими компьютерными технологиями, как самым современным инструментом, и могут найти применение своим знаниям в любой сфере дизайна, создавая и дизайн телевизионных каналов, например. Однако это не значит, что они ничего не создают руками: они умеют рисовать и строить макеты. Мы развиваем в наших студентах проектное мышление, не забывая обучать ремеслу. Сам процесс обучения готовит студентов и к работе в других сферах, даже в области дизайна одежды. Известный уральский модельер Наталья Соломеина как раз окончила нашу кафедру. Другие занимаются проектировкой ювелирных изделий. Ведь мы пытаемся воспитать профессиональную интуицию, второе сознание, что очень важно.
– То есть в процессе обучения есть возможность свернуть с «пути истинного»?
– Конечно. Так поступают и многие архитекторы, которые начинают заниматься дизайном интерьеров, хотя изначально обучались планировке, градостроительству. Мы не можем сказать точно, что человек предпочтет после 5 лет обучения, поэтому готовим универсально. Главное – понять, что ближе студенту.
– А насколько актуальна проблема утечки кадров? Лучшие умы по-прежнему предпочитают уезжать из страны?
– Так оно и есть. Мир у нас открыт, железного занавеса нет. Конечно, бывает жаль, что мой выпускник уехал и работает в другой стране, но с другой стороны, тем самым он продолжает развивать глобальную экономику. Если мы покупаем японский телевизор или мобильный телефон, приятно знать, что к их созданию приложили руку наши специалисты. Например, в лондонском дизайн-центре «Samsung» работает наш выпускник Сергей Стрельцов.
– Но все равно, с их помощью передовой становится та страна, которая выпускает этот продукт…
– В системе глобализации происходит перемешивание экономик, структур, корпораций и оно постоянно. Вспомним, как производили автомобили ВАЗ! Они были ну очень плохого качества. Это привело к тому, что их просто перестали покупать, что выявило необходимость свежих идей и технологий. Сейчас на ВАЗе создается новый дизайн-центр, который возглавят ведущие дизайнеры фирмы «Reno», в том числе и наш выпускник Иван Волков. Так что мозги все-таки работают и на наше производство, возвращаются к нам, и наша экономика развивается. А вот еще пример. Моя выпускница Елена Урманова уехала в Германию лет десять назад. Сейчас работает в корпорации «Bosh Siemens» в Мюнхене, и заодно представляет там нашу школу. Часто наши студенты уезжают на стажировку в Европу, где им оплачивают и стипендию, и проживание. То есть с одной стороны – мы отпустили человека, а с другой он позволяет наладить очень тесные контакты с иностранными предприятиями. Студент, который вернется с подобной стажировки – частичка роста, движения вперед по цивилизованному пути развития промышленного дизайна. Но и тут, в России, уже достаточно мест, деньги вкладываются в производство, строятся заводы, и рынок реально большой! Многие товары требуют специальной доработки для российского рынка. Поэтому фирмы пытаются проектировать специально для России автомобили, бытовую технику, оборудование…
– А как мыслят современные студенты, проектируя что-либо? Они ориентируются сразу на мировую экономику или тоже учитывают особенности собственной страны?
– Наши студенты – граждане Российской Федерации. Менталитет у них русский, корни их здесь. Но они учитывают то, что происходит в мире. А мир очень сильно перемешан в последнее время. Необходимо, чтобы студенты, помня о своих корнях, брали все лучшее в мировой предметной и дизайнерской культуре. Поэтому в процессе проектирования они исследуют наш рынок, нашего потребителя и смотрят на все лучшее в мире, а потом думают можно ли применить это на нашей почве. Если нет, то просто не делают этого…
– Планируется ли в сфере промышленного дизайна проведение мероприятий с евро-азиатским контекстом?
– У нас была такая идея. Хотелось бы посмотреть, как на одни и те же объекты проектирования смотрят студенты России и наши соседи из Азии и Европы. Подобному желанию в некоторой степени отвечает конкурс от фирмы «Samsung». Он проходил в Корее, собрал студентов и преподаватели из США, Японии, Китая, и России.
– И в итоге «королевой» мероприятия оказалась, конечно, Япония?..
– В технологии всегда лидируют японцы, а по качеству выигрывают южно-корейцы. Но надо учитывать, что участники стран Азии изготавливали финальные макеты на производственной базе самой фирмы, а наши студенты делали все в условиях академии… А вот идеи наших студентов там очень понравились. Наша презентация на тему того, как российский потребитель видит эту продукцию, показалась всем очень интересной.
– Какие из дипломных проектов выпускников реализованы здесь, в Екатеринбурге?
– В прошлом году Иван Парамонов сделал проект аппарата искусственной вентиляции легких. Этот аппарат он дорабатывал уже на предприятии вместе с технологами и конструкторами. Сейчас аппарат доведен до уровня реального внедрения. Это очень большое достижение. Но в целом дипломные проекты студентов не нацелены на производство, мы все-таки пытаемся готовить студентов, отвечающих за творческую составляющую. Как-то мы делали проект для германской фирмы, производящей светильники. Но для нас главным было показать студентам, как делать свет, а не светильник...
– Какие темы, если судить по дипломным работам, больше интересуют студентов?
– Дизайнер, как творец, должен заниматься социально-значимыми вопросами, может быть, связанными с обучением ребенка. Следующий пункт – медицина, потому что это сегмент рынка у нас очень страдает. Есть техника, но она либо зарубежная, и очень дорогая, либо устаревшая. Необходимо заполнить качественным, но недорогим оборудованием все медицинские учреждения нашей страны, а их немало. Дальше – все, что касается транспорта. Кстати, у нас есть студия транспортного дизайна, и мы пытаемся сотрудничать с нашими выпускающими предприятиями. Дипломный проект зачастую не является показателем готовности студента работать в области промышленного дизайна. Бывает такое, что человек просто исчезает после удачной и блестящей защиты дипломной работы. Он не может найти себя в профессиональной жизни. Уметь рисовать – это одно, а уметь прожить с этим знанием – совсем другое.
– Удавалось ли будущим проектировщикам удивить мир еще на студенческой скамье?
– Безусловно. Андрей Басманов, например, сумел прощупать то, что еще не было придумано до него. В то время, когда только появились мобильные телефоны, он придумал такое забавное устройство – коммуникатор, осуществляющий видеосвязь. Его можно было надеть на руку в виде браслета. Тогда это было настоящим открытием, которое все оценили. Еще одно мобильное открытие совершил Василий Кордопольцев. Придуманный им чехол с подогревом телефона – очень полезная штука в холодных странах. Ведь, если достать телефон на морозе, он работает в лучшем случае две минуты, а потом выключается. На этих примерах можно сказать, что у нас получилось главное – воспитать в будущих проектировщиках рациональное мышление.
Автор: ИА "Апельсин"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.