Апельсин.ру > Взгляд > «She was the young American…»
15-07-2003, 15:21.

«She was the young American…»


«Она была юной американкой…» - эту старую песню Дэвида Боуи взял для «озвучки» титров своего нового фильма «Догвилль» датчанин Ларс фон Триер. Его фильм не только о юной американке, он обо всех американцах, тихих и не очень. Главную роль в его картине, юную американку Грэйс сыграла Николь Кидман.

В выходные в Доме кино прошли первые показы нового фильма. Картину поставили в репертуар малого зала, в котором по традиции идут фильмы «не для всех», то есть авторское кино. Обычно пустующий Малый зал на этот раз был полон.

Ларс фон Триер считается одним из самых скандальных режиссеров Европы. Он автор таких неоднозначных фильмов как «Рассекая волны», «Идиоты», «Королевство», «Европа», «Танцующая в темноте». Малоизвестны его по-настоящему брутальные ленты такие как «Элемент преступления», «Эпидемия», «Картины освобождения», «Медея». «Элемент преступления» - дебютный фильм Триера, созданный режиссером еще во время учебы в колледже, «Королевство» - сериал, снятый для датского государственного телевидения, принес режиссеру славу начинающего кинематографиста.

Сейчас никому не придет в голову усомнится в талантливости Триера, но у многих его картины все же вызывают стойкое отторжение. «Догвилль» - первая часть «американской трилогии» режиссера не стал исключением. Это фильм интересен, прежде всего, тем, что он «адсорбировал» в себе все основные постулаты непростой философии датского режиссера и привел главные темы предыдущих картин к логическому завершению. Сюжет фильма, в общем-то, прост. Америка в годы Великой депрессии (30-е годы). Маленький город Догвилль (нечто вроде линчевского Твин Пикса) живет замкнутой жизнью. Пять семей, одна основная улица, отсутствие проблем. Каждый житель находится на своем месте, изо дня в день выполняет одну и ту же работу и произносит одни и те же фразы. Жизнь городка изменяется, когда однажды ночью в него приходит молодая женщина по имени Грэйс, спасающаяся от гангстеров.

Местный писатель-неудачник, приютив Грэйс на ночь, решает уговорить жителей оставить девушку в городе. Грэйс рада, сбежав из жестокого мира гангстеров. Она думает, что нашла приют в пасторальном городке, все жители которого милы и простодушны. Она меняет свое вечернее платье и манто на грубую юбку и крестьянский свитер и пытается влиться в жизнь Догвилля.

Грэйс пропалывает крыжовник, занимается с детьми математикой, играет на органе и работает в местном саду. Она красива и постепенно вожделение охватывает все мужское население городка. После того как один глава семьи изнасиловал Грэйс, его жена и пара женщин Догвилля избили девушку. Грэйс решается бежать, но после попытки сделать это горожане сажают ее на цепь.

Дальнейшая жизнь Грэйс в Догвилле нечем не отличается от жизни бессловесной твари, отданной на потеху городу. Днем она выполняет самую черную работу и таскает за собой тяжелый жернов на цепи, ночью ее, уже не таясь, насилуют все мужчины города. Плюс ко всему, влюбленный в Грэйс писатель каждую ночь делится с ней своими размышлениями о низости человеческой породы, но ничего не предпринимает, чтобы защитить девушку. «Догвилль» - фильм о зле, которое таится в каждом человеке, фильм о насилии общества над отдельной личностью, фильм, безжалостно вскрывающий душу человека. У добрых набожных жителей Догвилля в душе мелкие комплексы, тотальная неудовлетворенность жизнью и злоба привязанного животного, которое не может излить свое возмущение. Как только в поле этого неприглядного сообщества появляется кто-то слабый и зависимый, они всем скопом начинают его мучить.

Если бы Триер снял «Догвилль» несколькими годами раньше, то Грэйс неизбежно бы умерла, как погибли Мария, героиня «Рассекая волны» и Сельма, та самая «Танцующая в темноте». «Догвилль» развивает ту же тему, что и эти, более ранние картины – тему мученичества, убийства многими одного и, если угодно, святости. Грэйс – еще одна икона в галерее мучениц Триера. Только в этот раз режиссер вводит в свой фильм отмщение. «Догвилль» на сегодняшний день - самая опасная «социальная кинобомба». Триер разрушает все постулаты о прощении, смирении и непротивлении злу насилием. Гангстер, от которого бежала Грэйс, – это ее отец, девушка не хотела жить в мире, который построен на принципах грубой силы. В конце фильма гангстеры нашли Грейс и сняли ее с цепи.

Ближе к концу фильма зал, затаив дыхание, ждал, как поступит Грэйс. Трехчасовое насилие толпы над одним (по времени фильма Грэйс провела в Догвилле год) требовало отмщения. Грэйс произносит одну фразу: «Я не хочу, чтобы в этот город пришел еще кто-то». Отец отдает приказ своим людям: «Жителей расстрелять, город сжечь».

Пять минут жуткой бойни, на которую невозможно смотреть без содрогания, как ни странно, вызывают то самое ощущение катарсиса, которое, по мнению античных философов, очищало душу. В городе не осталось никого, кроме старого пса Моисея. Только перед ним Грэйс была виновата - когда голодная девушка пришла в Догвилль, она украла у собаки косточку. Но все люди, весь город виноваты перед ней.

Несмотря на скепсис кинокритиков, Николь Кидман смотрится в артхаусной драме очень органично. Кроме нее в «Догвилле» сыграла восходящая звезда европейского кино Хлое Севиньи, актриса с ангельским и порочным лицом. Остальные актеры в представлении не нуждаются, это звезда золотого века Голливуда Лорен Бэккол, знаменитый европеец Удо Кир. Заслуживает упоминания и структура фильма. Это первый реальный и нереальный фильм Триера. Все действие происходит на сцене, где дома и улица нарисованы мелом на полу. Но это перестает бросаться в глаза уже на второй минуте фильма. Ни один фильм не был так реален, ни в одной картине характеры не проступали так выпукло.

В «Догвилле» был разрушен еще один постулат европейского кино. Молодой писатель ставит социальные эксперименты, пишет книги, рисующие характеры, когда рядом с ним его соседи хладнокровно и медленно убивают человека. Ни одна концепция, ни одна философия не стоит замученной жизни. В фильме есть момент, когда Грэйс и Том разговаривают на фоне надписи «Dictum ac Factum» - «Слово и дело». Том стоит напротив «слова». Молодой писатель оказался подобен сценаристу Ларсу из раннего триеровского фильма «Эпидемия», который, написав сценарий о чуме, вызвал ее реальную эпидемию Как Ларс виновен в смерти многих, потому что действовал, так Том чуть не оказался виноват в смерти одного, потому что не делал ничего. То есть писал так же, как Ларс, и так же не смог противостоять злу, когда оно воплотилось.

«Догвилль» не следует смотреть тем, кто не обладает способностью абстрагироваться и известной долей цинизма. Сложно смирится с тем, что человек – самое страшное и жестокое существо на Земле.



Таис Жангарина.

Вернуться назад
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru