Апельсин.ру > Взгляд > Что получится, если ангелов Чарли хорошенько разозлить?
8-12-2003, 14:01.

Что получится, если ангелов Чарли хорошенько разозлить?


На днях в Екатеринбурге прошла премьера одного из самых ожидаемых фильмов этой зимы. «Kill Bill» – «Убить Билла» после достаточно продолжительного молчания снял Квентин Тарантино.

Когда на российские экраны вышел фильм «Криминальное чтиво», то наши зрители, не избалованные хорошим кино, восприняли картину как откровение. Просто качественный и неглупый фильм возвели в ранг культового, а хулиганистого режиссера чуть ли не провозгласили королем арт-хауса.
Сейчас же имя этого автора вызывает у поклонников культового кино только вялую улыбку. Ну и что Тарантино, подумаешь, ведь есть еще Ларс фон Триер, Михаэль Ханеке, Ларри Кларк, да много кого. «Kill Bill» даже не стали презентовать большой аудитории. Везде премьера прошла в залах элитарного кино.
На рекламу своего нового детища ни режиссер, ни продюсеры не поскупились. В преддверии показа активно публиковались разные занимательные факты о новой картине. К примеру, о том, что на съемках нового фильма было потрачено 900 (!) литров крови, что «Kill Bill» заставит нас по-другому относится к кровной мести.
Сюжет фильма, в общем-то, не был секретом до премьеры. Молодая женщина, некогда принадлежавшая к женскому бандитскому клану «Смертоносные гадюки», носившая кодовое имя Черная Мамба, была расстреляна коллегами на своей же свадьбе. Ей удалось выжить, но она пролежала пять лет в коме. Единственным желанием, которое у Мамбы осталось после происшедшего, стала месть. Убить всех остальных «змей», участвовавших в расправе, и уничтожить хозяина шайки-лейки, Билла.
Мамба убивает одну из бандиток, которой не посчастливилось жить в Америке, и отправляется в Японию, на остров Окинава. Там она заказывает особый самурайский меч, которым можно убивать людей, и едет в Токио, искать главу преступного синдиката О-Рэн, бывшую Водяную змею, члена шайки Билла.
Практически все фильмы Тарантино эклектичны, в них причудливым образом мешается время, место действия, судьбы героев. «Kill Bill» не исключение, но кроме сюжета эклектика проникла в саму суть фильма. Если картины низшего ранга можно смело назвать компотом, то «Убить Билла» – скорее коктейль. И очень изысканный.
Все слои этого коктейля, выражаясь языком Джеймса Бонда, хорошо взболтаны, но не смешаны. По крайней мере, вкус и послевкусие очень приятны, не остается ни горечи, ни приторной сладости.
Как и «Криминальное чтиво, «Kill Bill» разбит на новеллы, которые идут совсем не в хронологическом порядке. Кусочек из «того, что было до», еще кусочек «из того, что будет после». Но смотрится это все же достаточно органично.
В «Kill Bill» достаточно нелегко найти что-нибудь плохое, что достаточно затрудняет его оценку. Современные режиссеры очень любят цитаты. Обычно под цитатой понимается яркая сцена из какого-нибудь фильма, обыгранная в смешном или нелепом ключе. «Убить Билла» просто изобилует цитатами. Например, знаменитые «Ангелы Чарли». Четыре «Смертоносные гадюки» откровенно напоминают бойцовских див из упомянутой комедии, сходство подчеркивается еще и участием Люси Лиу, одного из «ангелов». В «Kill Bill» это О-Рэн Шии, глава токийского преступного синдиката.
Стилистика картины меняется в зависимости от места действия. На ранчо «Эль-Пасо», где «убивают» главную героиню, царит атмосфера вестерна. Своеобразного вестерна в духе «Однажды в Мексике» и «Сыграй мне мелодию смерти». Сцены в больнице, спустя пять лет, чем-то похожи на знаменитый сериал «Королевство» Ларса Фон Триера о том, что происходит ночью в больнице. Минус, разве что, дурманящий и обволакивающий ужас, свойственный этому датчанину. Когда действие переносится в Японию, очень к месту оказывается изысканная эстетика восточных боевиков, к примеру, «Героя» или «Табу». Сцена поединка Мамбы и О-Рэн в заснеженном саду практически полностью скопирована с аналогичной ночной сцены «Табу». К тому же присутствуют цитаты из литературных произведений, О-Рэн, японка китайского происхождения – героиня одной из новелл классика японской литературы Рюноске Акутагавы. А маленькая девочка-киллер Го-го, похожая на оживший аниме-персонаж, будто бы только что вернулась с «Королевской битвы».
Многочисленные отсылки к классикам льстят искушенному уму киноэстета. А зритель, который не настолько поднаторел, чтобы в каждом кадре выискивать цитаты, просто полюбуется безнадежно красивой картинкой.
И последнее – мораль. Все же мы не должны забывать, что «Kill Bill»- фильм о мести и о насилии. Некоторые критики склоняются к мнению, что Тарантино повторил свой первый фильм «Бешеные псы». Только в «Убить Билла» насилие гиперболизировано настолько, что перестает быть таковым. Все сцены жестоки, но жестокость всегда нивелирована каким-либо приемом. Это может быть ирония, а может быть и чисто формальный ход. Например, сцена битвы Мамбы и двухсот вооруженных мечами самураев снята в черно-белом варианте, иначе экран был бы просто красным от крови. А история убийства родителей О-Рэн представляет собой аниме-вставку. С живыми актерами эта сцена была бы невыносима по жестокости.
В заключении. Бесконечно радует то, что, несмотря на все сюжетные, аллегорические и культурные напластования, Тарантино остался все же народным режиссером. И если премьеру «Убить Билла. Части I» сопровождало осторожное любопытство зрителя, то на второй можно смело предсказывать давку.

Вернуться назад
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru