Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Взгляд » Культура как оружие: изящное обрамление войны на Украине
Календарь
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Культура как оружие: изящное обрамление войны на Украине

Культура как оружие: изящное обрамление войны на Украине«Не дай нам жить в эпоху перемен», - известнейшая китайская пословица уже давно сведена в банальность, но от этого не утратила своего смысла. Поколению «П», про которое с неприятной иронией писал Пелевин, несказанно «повезло»: наши головы доросли до логики и причинно-следственных связей в крайне неблагоприятное историческое время, а значит у нас есть возможность некрасиво думать и красиво говорить. В тот момент, когда на Украине, по замечанию жевто-блакитного журналиста Анатолия Шария, предпочетшего от родных просторов (читай: позоров) навсегда уехать в Гаагу, растет поколение быдла (Поколение «Б»), российское «П» занимается сетевым писательством и протоколирует в Facebook моральное и духовное превосходство над «младшими братьями». «Б» поощряет своих детей, когда они пишут на заборе «Слава Украине» - «П» потешается над этим. «Б» убивает несогласных - «П» поступает «мудрее», выводя в стране новый социальный класс – Пятую колонну – и поливая его словесным гноем.

 

Особую привязанность комментаторы по обе стороны баррикад испытывают к людям искусства, и это не удивительно, поскольку за неимением желания и возможности углубиться в познание действительности или, предположим, в историю, именно они и являются для большинства подлинными духовными авторитетами. В кризисные времена тот, кто раньше был «и жнец, и на дуде игрец», оказывается в новом, двусмысленном pr-положении и все чаще безо всякого на то права надевает тяжеловесную мантию судьи, давая отчаянным массам простор для ругани и целования ног. Между тем, сложные политические вопросы имеют отношение только к политикам, политологам и народу в широком смысле этого слова, поэтому сужать понимание трагедии украинского кризиса до одного пресловутого Макаревича, так же абсурдно, как и ненавидеть его за произнесенные слова.

 

Искусство висельников

 

Недавнее выступление известнейшей советской актрисы Лии Ахеджаковой на «Эхе Москвы», когда она прочитала для всей страны довольно бездарное стихотворение Андрея Орлова «Реквием по МН-17», поделило ее поклонников на преданных и бывших. Водораздел получился объективным: с одной стороны патриоты, не готовые ехидно хихикать, когда предмет их любви умывается потоками вонючей грязи, с другой — патриоты от противного, для которых мучение и причинение боли этому самому предмету — удовольствие особого свойства. Более откровенные номинации здесь ни к чему, поскольку патриотами себя называют и те, и другие, - важна сама симптоматика происходящего.

Искусство висельников — наверное, самое точное определение для безотрадных изобличительных гнойничков, которые в связи с украинским кризисом во множестве возникли на теле отечественной культуры. Жалкий, спотыкающийся юмор — попытка самих себя убедить в том, что мы можем смотреть на это со стороны, не являясь частью трагедии.

 

Культура как оружие: изящное обрамление войны на Украине

Прозвучит кощунственно и зло

Эта запоздалая банальность:

Может, мне с тобой не повезло...

А тебе – со мной, национальность?

(Андрей Орлов «Реквием по МН-17»)


 

Может ли такие стихи писать счастливый и психологически здоровый человек? Можно ли назвать психологически здоровыми тех, кто эти стихи декламирует или заявляет, что «стыдно быть русским», но при этом остается жить в России, среди таких же ватников, как он? Это не похоже на голос человека в том смысле, в каком это понятие преподносили поэты Золотого века — это голос депрессии или, может быть, лепрозория. Голос человека, который уже готов к виселице. Или просто лгуна.

 

Господь простит - мы знали много бед.

А ты запомни - слишком много судей.

Ты можешь жить - перед тобою свет,

Взглянул и помолись, а Бог рассудит.

 

Так пишет в своей знаменитой «Эпитафии» поэт французского Средневековья Франсуа Вийон, обращаясь к самому себе и своим товарищам по несчастью в ожидании повешения. Поэт уже знает, что его ждет, приговор оглашен, но это не мешает ему вселять в свои стихи НАДЕЖДУ — на себя, людей и бога. В стихах, которые пишут самозванные и профессиональные поэты с тех пор, как Украина погрузилась в волнения и административный хаос, никакой надежды нет, хотя нет и приговора. И это, надо сказать, уже клиника.

Культура как оружие: изящное обрамление войны на Украине

 

Поколение «П» рисует новых героев

 

Несмотря на сильный лекарственный запах, то, что происходит сейчас в российской и украинской культурах – вполне объяснимо и даже банально. Доносить спорные идеи до народа при помощи так называемых «групп влияния», в которые могут входить духовные авторитеты и лидеры – стандартный прием манипуляции сознанием и почти обязательное условие информационной войны. Поэты, музыканты, актеры, словом те, кто к политике не имеет отношения, но кого широкие массы ценят значительно больше, чем «прозасидавшихся» депутатов, в некотором роде становятся жертвами: их частное мнение почти всегда оказывается в публичном поле и почему-то начинает использоваться как аргумент. Единственный выход – уничтожить все свои аккаунты в социальных сетях и молча предаваться размышлениям за утренним кофе, в противном случае, прорехи на репутации неминуемы. Тому же Макаревичу уже вряд ли удастся вновь влюбить в себя множество отвернувшихся от него фанатов, для которых веское #крымнаш оказалось дороже пророческого «Поворота».

 

Культура как оружие: изящное обрамление войны на Украине

И уж если откровенно -

Всех пугают перемены, но

Тут уж все равно...

(А. Макаревич «Поворот»)


Перемены неминуемы и страшны, но гораздо проще их пережить в мире, где есть герои. СМИ и молва неустанно их конструируют, и это еще один наиболее убедительный прием информационной войны: в смутное время образ бесстрашного и благородного человека становится одним из основных факторов сплочения вокруг идеи – герой выступает ее носителем и воплощением ценностной стороны.

Во время Великой Отечественной войны воплощением героизма стал вымышленный Василий Теркин, который был любим и почитаем на фронте за свое сходство с каждым вторым, - то есть каждого второго делал героем. Во время гражданской войны на Украине наиболее зримым воплощением героических качеств, конечно же, стал министр обороны Донецкой народной республики, полковник ФСБ России в отставке, убежденный монархист и любитель исторической реконструкции Игорь Стрелков. Свои называют его романтиком войны, чужие – русским шпионом. Поклонники со «Спутника и Погрома» рисуют знаменитый духоподъемный плакат «300 стрелковцев» - недруги публикуют дезинформацию о том, что второе лицо ДНР тяжело ранено или вовсе убито. Российские журналисты с удовольствием цитируют его лаконичные фронтовые сводки – украинские военные назначают награду за его голову.

Культура как оружие: изящное обрамление войны на Украине

Где еще рождается настоящий герой, если не в крайностях? Но крайности на то и существуют, чтобы отвести внимание от центра, то есть от сути. Суть же заключается в простом наблюдении: Стрелков, вместе со своим соратником и давним знакомым, председателем совета министров Донецкой народной республики Александром Бородаем – действительно русские граждане, которые находятся на территории соседней страны и которые заняли в самопровозглашенной республике руководящие должности. Обратить на это внимание – значит снизить героическую планку, выбить коня из-под витязя с печальными глазами.

Гораздо понятнее и приятнее в своей любви руководствоваться тем, что Стрелков со своей командой, составленной из местных ополченцев и русских добровольцев, действительно уже долгое время и довольно успешно защищает мирное население от агрессии центра. Само провозглашение ДНР и ЛНР произошло по инициативе местных активистов и задолго до появления на сцене Стрелкова, Бородая и иже с ними, поэтому провокаторами их назвать нельзя. А вот то, что накануне Новороссия приняла в качестве официального символа российский имперский флаг – это уже, конечно, чистая стрелковщина.

Рассуждать об этом и искать новые аргументы можно бесконечно, однако в этой ситуации действует всего одна правильная формула: «история рассудит». О ком дети следующего столетия будут читать в учебниках – тот и герой; остальные – мелкие вспомогательные детали, которые часто теряют при сборке конструкции.

Культура как оружие: изящное обрамление войны на Украине

 

Стыдно быть грустным

 

У меня есть одна знакомая, которая, буквально на днях вернувшись из долгой европейской поездки и рассказывая о ней, жаловалась, что на протяжении всего маршрута ей и ее спутникам приходилось постоянно извиняться за Россию. Куда бы они ни приехали, их повсюду встречали озабоченные глаза и ожидание объяснений. Она ничего не могла объяснить, но извинялась…

Это скудоумие, которое свойственно почему-то только русскому человеку, постоянно чувствующему себя чуть ниже всего остального мира, неизживаемо. Извиняться за свою страну и за действия ее руководства на мировой арене – также пошло и грубо, как танцевать грязные танцы в балаклавах. Есть данность – отечество со своими проблемам и неурядицами… и со своим величием, но про последнее многочисленные критики и обиженные комментаторы почему-то всегда забывают, предпочитая разжигать злой огонь и разобщать едино думающих людей. Привычка не видеть положительных сторон, миротворческих инициатив и мудрых поступков – нам свойственны. Но это не патриотизм, а самоистязание.

 

«Стыдно быть русским» - так мог сказать только духовный иностранец. Не стыдно! Русским быть здорово!

А вот каково сейчас быть украинцем..? Наверное, грустно.

 

Текст: Екатерина СМИРНОВА

 

Автор: ИА "Апельсин"

14-08-2014
Рейтинг:
 (голосов: 8)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Ода японскому автопрому в Лос-Анджелесе
История автомобильной промышленности Японии представлена на двух параллельно проходящих выставках в Лос-Анджелесе. Они демонстрируют, как США и Япония влияли друг на друга при проектировании новых ...

Утка по-пекински: рецепт здоровья из Средних веков
Очередной выпуск рубрики "Открытки из Пекина" посвящен главному символу китайской кухни.

Беллуччи и Бруни снова на подиуме
Итальянские Dolce&Gabbana и Versace представили коллекции весна-лето на Миланской неделе моды.

Леонидас Кавакос: о Стравинском, Страдивари и Платоне
Программа "Музыка" предлагает короткое интервью с одним из лучших скрипачей современности после его блестящего выступления в Люксембурге.

Скрипка его мечты
Виртуоз Леонидас Кавакос 24 года ждал возможности приобрести бесценный инструмент Страдивари.

В Москве открывается выставка «Парижские вечера баронессы Эттинген»
Частыми гостями салона польской аристократки Элен Эттинген (в девичестве Елены Миончинской) были Пикассо, Брак, Матисс, Дерен, Пикабиа, Руссо, Кокто, Жакоба и многие другие.

Актер Эл Мэттьюс скончался в возрасте 75 лет
Сегодня, 24 сентября, стало известно, что в возрасте 75 лет скончался американский актер Эл Мэттьюс.

Вышел русскоязычный трейлер фильма о трансформерах «Бамблби»
Сегодня на YouTube-канале Paramount Pictures Россия вышел новый русскоязычный трейлер киноленты «Бамблби», который является спин-оффом «Трансформеров».

В баре Noor Electro пройдет выставка-продажа работ Дэвида Линча
В новом московском Caffe Torino by Martini (бар Noor Electro) с 4 по 7 октября пройдет выставка работ американского режиссера Дэвида Линча, пишет The Village.

Стали известны претенденты на премию ТЭФИ-2018
Представители Комитета индустриальных телевизионных премий объявили финалистов ТЭФИ-2018.

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru