Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Взгляд » Юридическая мудрость предков-2: пословицы о правосудии и судах
Календарь
«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Юридическая мудрость предков-2: пословицы о правосудии и судах

Мы уже сообщали ранее об издании книги «Юридические пословицы и поговорки народов мира». По просьбе редакции ИА «Апельсин» ее автор, казахстанский профессор, доктор юридических наук Геннадий Лупарев подготовил несколько статей об этом виде фольклора.


Пословицы и поговорки любого народа являются частью его культуры и истории. Дошедшие из глубины веков крылатые изречения отражают быт, нравы и настроения наших предков. По народным мудрословиям можно, в частности, проследить развитие правосудия, в основе которого лежит стихийное требование возмездия злодеям. Русский дореволюционный правовед Иванишев называл его «вечно живой идеей правосудия, принявшей грубую форму мести у всех народов, стоящих на низшей степени развития».

В глубокой древности у всех народов предтечами правосудия являлись самозащита и талион. Доказательствами тому - известная с незапамятных времен английская пословица «Самозащита – древнейший закон природы» и старинная немецкая поговорка «Сопротивление разрешено». Если же человек не сумел защитить себя и свою собственность в момент злодеяния, то он имел право нанести аналогичный вред виновному. «Око за око, зуб за зуб», – это изречение, формулирующее принцип талиона, зафиксировано даже Библией.

В патриархальном обществе возмездие как реакция на злодеяние не ограничивалось в формах. Ответом лиходею могли стать грабеж или поджог его имущества, порча посевов и другие действия. А в случаях убийства вступала в силу кровная месть – обычай, кое-где бытующий и поныне. «Кровь кровью искупается», – утверждает незыблемость албанская пословица.

Юридическая мудрость предков-2: пословицы о правосудии и судах

Несомненная жестокость талиона и ошибки личного возмездия злодеям со временем потребовали помощи посредников в разрешении острых конфликтов. Поначалу религиозное сознание заставляло людей уповать на вмешательство божества, что породило представление о его суде на земле. В Европе такой суд носил название «ордалии», наиболее распространенными разновидностями которой были вооруженный поединок сторон и жребий. О былых судебных поединках напоминает, например, русская поговорка «В поле две воли: чья сильнее». Решение дела жребием отражает русское изречение «Кому вынется, тому и сбудется» и туркменское «Попал по жребию – не плачь».

Впрочем, все народы постепенно осознали порочность упования на божество при рассмотрении вполне земных и конкретных проблем. И тогда пострадавшие стали обращаться за помощью к своей родовой общине или ее старейшинам, которым они доверяли решение острых конфликтов. По традиционному мнению монголов, «чтобы пожар потушить, нужна вода; чтобы помирить противников, нужен посредник». «Если мир нарушен, идут к посреднику», – говорят представители африканского народа амхара. На основе разового посредничества со временем возник суд как специальная внешняя сила, способная объективно рассудить конфликтующие стороны, справедливо определить наказание злодею. Уяснение подобной роли суда в частности породило русские пословицы «Самосуд – не суд», «Самому судить – не рассудить», а также поговорки «Не согласен – иди к судье», «Захотел правды – иди к судье», бытующие соответственно у ассирийцев и тамилов.

Юридическая мудрость предков-2: пословицы о правосудии и судах

Традиционное судопроизводство, даже по уголовным делам, исстари у всех народов носило заявительный характер, что видно по русской пословице «Вора в суд веди и сам туда иди». Рассмотрение спора в суде только по жалобе конкретного человека объясняется тем, что обычное право считало понесенный ущерб его частным делом.

При частном обвинении рассмотрение жалоб в суде вполне естественно строилось на принципах состязательности и равенства истца и ответчика. Отражением процессуальной состязательности сторон являются, например, индонезийское изречение «Кто лучше говорит, тот и побеждает», сомалийское – «У кого лучше язык подвешен, тот и отцовское наследство у тебя отсудит». Что касается принципа равенства сторон, то пословица восточноафриканского народа кикуйю раскрывает его через призму моральных качеств личности: «Дело хорошего человека равно делу дурного». А английская прямо утверждает, что «В суде все граждане равны». Столь же буквальна и прямолинейна корейская пословица: «Выслушав одну сторону, приговора не выносят».

Принципы состязательности и равенства сторон незыблемо существовали в патриархальном обществе, где помимо посредников судебную функцию часто осуществляла на своих сходах вся родовая или крестьянская община. Русские люди ее называли «мир», а сербы – «братчина». «Братчина судит, как судья», – констатирует сербская пословица. «Людской суд самый правый», – оценивает коллективное правосудие непальская поговорка.

Отношение к суду у всех народов коренным образом изменилось в классовом обществе, когда вершить его стали представители государства. «Где суд, там и обида», «В суд пойдешь – правды не найдешь», – такие горестные поговорки появились на Руси в феодальные времена. «Не закон крив, а у судьи горло кривое», – комментирует решение классового суда сомалийская пословица.

При официальном разбирательстве спора третьей стороной главную роль играли и играют реальные доказательства истца и ответчика. Это видно, например, из арабской пословицы «Доказательства делом лучше свидетельства людей» и из японской «Доказательства лучше рассуждений».

Юридическая мудрость предков-2: пословицы о правосудии и судах

Самой убедительной уликой совершения преступного деяния у всех народов являлся захват преступника с поличным. «Поличное – первый свидетель», «Против поличного нет отвода», – так квалифицируют этот вид доказательства русские юридические пословицы. У немцев в старину схваченного с поличным преступника называли «связанным вором», что указывало на лишение его ряда процессуальных прав: «Связанного вора никто не может простить». Более того, по правилам немецкого обычного права, «связанный вор никого не может назвать виновным».

Но захватить преступника с поличным удается не всегда. На практике более распространенным видом судебного доказательства служили свидетельские показания. У многих народов они подразделялись на две категории: показания очевидцев события и свидетелей по слуху. Первостепенное значение для суда всегда и везде имели очевидцы. «Кто глазами видел, лучше Бога знает», – считают азербайджанцы. «Один очевидец стоит больше, чем десять свидетелей по слуху», – гласит древнеримское изречение. По другой древнеримской пословице - «Очевидец перевешивает других свидетелей». И лишь «когда нет очевидцев, свидетельствует тот, кто слышал», – устанавливает процессуальная амхарская пословица.

Открытое разбирательство дел в народных судах неизбежно вело к тому, что публичные признания сторон приобрели в них роль решающего доказательства. «Признание, сделанное в суде, важнее других доказательств», – утверждает древнеримская пословица. Согласно русским пословицам, «самовольное признание – лучшее свидетельство», «собственное признание паче тьмы свидетелей».

Неизбежные противоречия между показаниями истца и ответчика, а также между их свидетелями вызвали появление в судебном процессе и такого специфического доказательства, как клятва. «В суде не верят тому, кто не принесет присяги», – отмечает древнеримская пословица. Распространение судебной клятвы, скорей всего, связано с тем, что у многих народов истец по обычному праву не должен был доказывать обоснованность своей жалобы. Наоборот, ответчик был обязан подтвердить свою невиновность, что ставило его в очень сложное положение. Чтобы облегчить положение ответчика, народные правовые обычаи давали ему возможность подтвердить отрицание вины клятвой. Об этом гласят албанские поговорки «Клятва – право отрицателя», «Кто отрицает, тот клянется» и изречение «Клятва все покроет» в русском и исландском фольклоре.

Юридическая мудрость предков-2: пословицы о правосудии и судах

Судебная клятва изначально базируется на религиозном страхе людей перед божеством. Как утверждает русская пословица, «когда человек божится, верят не ему, а Богу». Хотя зыбкость утверждения истины с помощью клятвы, особенно со стороны обвиняемого, постоянно заставляла людей сомневаться в фундаментальности подобного довода. В результате фольклор многих народов оценивает судебную клятву весьма скептически. Свидетельство тому – русская поговорка «Горе клянущемуся, а вдвое – на клятву везущему», а также казахская пословица «Плох тот судья, который для решения дела назначает присягу».

Постоянная необходимость выяснения правдивости показаний сторон и свидетелей создала и такой способ устранения противоречий, как очная ставка. Ее значение раскрывает поэтическая по своей форме русская пословица «Очи на очи глядят, очи речи говорят». Возникновение очной ставки, скорей всего, обусловлено многовековыми наблюдениями людей за поведением лиходеев, которые в раздорах между собой часто раскрывали свои тайны. «Мошенники поспорили, а правда – наружу», – утверждает русская пословица. «Если поссорятся два вора, выявится украденное», – отмечает сирийская мудрость.

Юридическая мудрость предков-2: пословицы о правосудии и судах

В государственном правосудии, явившемся воплощением насильственной сущности рабовладельческой и феодальной власти, уголовный процесс изначально носил инквизиторский характер. Основным способом уличения преступников тогда служили их пытки. «Виноватый терпит пытки», – отмечает персидская поговорка. «Ребра ломают, как татя пытают», – свидетельствует русская поговорка. Правда, во многих странах пыткам подозреваемого обычно предшествовало процессуальное действие, именовавшееся на Руси «повальным обыском», а в Англии jurata. Повальный обыск представлял собой сплошной опрос всех проживающих в округе людей о возможном преступнике и обращенное к местной общине требование выдать его. «У кого бы ни покрали, а к нам с обыском», – гласит на сей счет старинная русская поговорка.

Не получив от общины лиходея, государевы чиновники применяли пытки к подозрительным лицам. В таких случаях, отмечал историк Владимир Спасович, «обвиняемого поднимали на висок, секли кнутом, жарили угольями, рвали клещами до тех пор, пока он не сознавался в вине». Примечательно, что кое-где в фольклоре даже сохранились процессуальные правила применения пыток. На Руси, например, долгое время существовал обычай пытать подозреваемого в воровстве только до трех раз. Если несчастный и после этого не признавал свою вину, его отпускали. Отсюда пошла уже подзабытая поговорка «Щупают татя в три перемены». Интересно, что правило пытать обвиняемого только три раза существовало и в средневековом Китае, что подтверждает сходство основных обычно-правовых принципов и норм разных народов.

Юридическая мудрость предков-2: пословицы о правосудии и судах

Длительный и извилистый путь формирования судебных органов, не говоря уже о коррупции среди служителей Фемиды, породила противоречивое отношение людей к официальному правосудию. С одной стороны, никто вроде бы не отрицает значения суда. Но с другой, простой люд обычно избегает сотрудничества с ним. «Сам терпи, а другого не выдай», – учит русская мудрость, родившаяся во времена пыточного судопроизводства. «Не знаю», «не видел» – лучше этих слов ничего нет», – свидетельствует турецкая поговорка. «У того, кто смотрел, да не видал, голова будет цела», – считают лезгины.

Конечно, недоверие государственным властям и суду можно считать пережитком прошлого, но только в том случае, если породившие его причины полностью устранены в современном обществе.

 

Текст: Геннадий ЛУПАРЕВ

 

Автор: ИА "Апельсин"

21-07-2014
Рейтинг:
 (голосов: 1)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Страстная "Травиата" очаровывает Нью-Йорк
Это одна из самых всеми любимых опер в мире: прекрасная "Травиата" Джузеппе Верди. Шедевр возвращается в Метрополитен-опера в Нью-Йорке с Дианой Дамрау в роли трагической героини Виолетты.

Сокровища архивов "Метрополитен"
Директор архива "Метрополитен-опера" Питер Кларк согласился провести экскурсию по своей сокровищнице и познакомить нас с редкими материалами и документами.

"Высокая кухня" Валенсии склоняется к грядкам
Повара-обладатели "мишленовских" звезд выращивают овощи на собственных огородах.

Номинанты премии Европейской киноакадемии
Церемония вручения 31 премии Европейской киноакадемии состоится 15 декабря в Севилье. Она считается одной из наиболее престижных европейских кинонаград наряду с каннской "Золотой пальмовой ...

Подведены итоги кинофестиваля в Марракеше
"Золотой звездой" - это гран-при форума - была отмечена лента "Радость" австрийского режиссера иранского происхождения Судабех Мортезаи

Джон Сноу из «Игры престолов» приручил дракона Беззубика
Вместе с Харрингтоном на съемочной площадке появляется Беззубик — персонаж анимационного фильма «Как приручить дракона». На видео звезда «Игры престолов» зачитывает сценарий и пытается вжиться в свою ...

Подсчитано потраченное россиянами время на просмотр сериалов
Житель России в среднем тратит 13 часов в месяц на просмотр фильмов и сериалов. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на результаты исследования компании Must.

Шнуров стихами ответил на идею Госдумы провести рэп-конкурс
По задумке комитета нижней палаты парламента по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, конкурс с названием "Безграничный рэп" будет посвящен теме развития туризма в стране. ...

В Государственном музее спорта открыли новое выставочное пространство
В Государственном музее спорта открыли новое выставочное пространство. В нем разместилась экспозиция, которая знакомит с историей фехтовального искусства от древних времён до наших дней. Одной из ...

Концерт группы IC3PEAK сорвали в Минске
Организаторы сообщили, что предупреждали об отмене шоу заранее. Управление культуры Белоруссии отозвало выданное ранее гастрольное удостоверение, об этом сообщает издание TUT.BY. Ранее News.ru писал ...

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru