Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Взгляд » Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике
Календарь
«    Июнь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике

Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужникеПросто так в Екатеринбурге на «Трудно быть богом» не попадешь: бронировать билеты нужно за сутки до похода в кино, в противном случае, будьте уверены — все места будут заняты. Предсказать безумный ажиотаж зрительской толпы было несложно: дифирамбы высокого экспертного сообщества; повторяемые повсюду, как мантра, обвинения в гениальности Германа-старшего и тщательно подогреваемые слухи о фривольности картинки — и вот, пожалуйста, залы набиты жующими и алчущими зрелищ лицами, многие из которых и о Стугацких, и о Германе до нынешней «экранизации» даже не подозревали. Слово «экранизация» здесь неспроста заключено в кавычки, поскольку итогом 12-летних не исканий — мытарств Алексея Германа-старшего стала трехчасовая картина до самого основания перевирающая великий труд Стругацких и беспрецедентно уродующая само понятие кинематографа.

Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике

Можно, конечно, сослаться на мнения именитых экспертов, как один, утверждающих, что «Трудно быть богом» в интерпретации Германа — это не столько фильм, сколько философское высказывание самого режиссера, обретшее очертания при помощи кинематографических средств. Однако для простого высказывания фильм слишком длинен — он ползет по экрану более трех часов — и это движение настолько медлительно, однообразно и мучительно, что к концу картины начинает дергаться глаз. При этом сама главная мысль до крайности мизерна и категорически не заслуживает искусственного возвеличивания — человечество поделено на рабов и господ, и так будет всегда, а любые попытки сменить парадигму обречены на провал. Не фильм, а пособие по рабской психологии, преподанное с важностью и аффектацией очередного религиозного учения. Дополнительной иллюстрацией служат многочисленные отсылки к христианской иконографике и символике: Румата в исполнении Леонида Ярмольника въезжает в городские ворота, сев на осла задом наперед, как наказанный патриарх Анастасий, короновавший императора византийского Артавазда; трупы поливают рыбными помоями, чтобы привлечь к ним жужжащую армию мух... Неприятней всего то, что прямым выразителем идей автора становится сам Румата, и по книге, и по фильму, принимающий на себя роль «тайного бога», приехавшего с Земли «надзирать» за чужой планетой. Вдумайтесь: сам Бог говорит о том, что ничего божественного не существует… Почти ницшеанство, вот только если Ницше видит в упаднической формуле «Бог умер» толчок к новым сверхчеловеческим перспективам, то у Германа никаких перспектив нет, только мрак и тошнота. Стоит ли говорить, что и в книге у Сругацких не встретить ничего подобного?

Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике

Откровенно говоря, от оригинального произведения в фильме не осталось ни песчинки – по большому счету, Герман просто заимствует чужую идею, наполняя ее своим собственным содержанием. Да, главный герой, так же, как и в книге, прибывает с Земли на схожую планету для изучения здешних нравов. Да, его исследовательский псевдоним – тоже дон Румата. Да, вместо ожидаемого Возрождения он тоже попадает в глухое Средневековье, воспитывающее недолюдей – упырей и уничтожающее книгочеев… На этом сходство заканчивается. Обидней всего то, что экранный Румата не вызывает ни малейшей симпатии в отличие от книжного прототипа – полного сил молодого человека, разочарованного, но еще способного любить, дружить и испытывать светлую грусть, которая не дает ему скатиться в яму с отходами человечества. Фильм лишает зрителя этого прекрасного героя, этого прекрасного сюжета, этого прекрасного ощущения, оставляя после себя лишь чувство недоумения, гадливости и только что полученного плевка в душу.

Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике

Впрочем, плевок – это еще цветочки: подобно одному из эпизодических героев фильма, которого в самом начале сюжета с жутким хлюпающим звуком топят в нужнике, зрители с головой погружаются в мир, полный разнообразных физиологических выделений. Верьте всему, что говорят вам по поводу этой ленты любители сплетен и острых ощущений – мерзость картинки в «Трудно быть богом» достигает степени изобилия. Ежесекундно на экране происходит нечто, от чего хорошо воспитанные люди всю жизнь привыкали отводить глаза. Многочисленные и подробно заснятые процессы дефекации, бесконечное извержение героями недавно съеденного, демонстрация половых органов, кровоистечения и кровоизлияния – можно и дальше украшать текст эвфемизмами, но, поверьте, что на деле все будет выглядеть значительно проще. «Кино – это жизнь, из которой вырезано все скучное», - весьма верно подметил в свое время Альфред Хичкок. «Трудно быть богом» Германа – это полное собрание того, что обычно вырезают, надругательство над самим понятием кинематографа, который учреждался как категория эстетического. Любые попытки оправдать режиссера и назвать мерзость новейшей формой кинематографического языка безосновательны – у самого гнусного постмодерна должен наступать предел, когда произведение искусства не вызывает ничего, кроме рвотных позывов.

Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике

Обычно о мертвых либо молчат, либо говорят хорошо, поэтому пора закругляться, в противном случае можно допустить еще больше дерзостей в адрес почившего режиссера. Трижды подумайте, прежде чем идти на «Трудно быть богом» в кинотеатр, в особенности, если читали Стругацких, – не получите ни малейшего удовольствия, а вот настроение испортите наверняка. «Добро пожаловать в ад», - так о творении российского режиссера отозвалась интеллектуальная икона современности Умберто Эко, и хотя он имел в виду несколько другое, можете быть уверены: «Трудно быть богом» - это действительно ад. Ад для эстета.

 

Текст: Екатерина СМИРНОВА

Автор: ИА "Апельсин"

28-03-2014
Рейтинг:
 (голосов: 6)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Сьюзи Кватро - 70 лет
Сьюзи Кватро - 70 лет

"Дамский замок" ждёт кавалеров
"Дамский замок" ждёт кавалеров

Мозаика в виноградниках
Мозаика в виноградниках

Опустевшие дворцы ждут посетителей
Опустевшие дворцы ждут посетителей

Европейские музеи открываются, но терпят убытки
Европейские музеи открываются, но терпят убытки

Каннский кинофестиваль объявил программу
Каннский кинофестиваль назвал фильмы, которые должны были показать на 73-м смотре, отмененном изза пандемии коронавируса. Эти картины будут продемонстрированы на осенних фестивалях под брендом ...

«Ковбой Бибоп» от Netflix не будет прямой адаптацией оригинала
По словам сценариста адаптации «Ковбоя Бибопа» от Netflix Хавьера Грилло-Марсуа, проект не будет напрямую повторять оригинал, хоть и постарается передать его дух.

Александр Невский завершил работу над фильмом с дочерью Ван Дамма
Небезызвестный и по-своему даже легендарный культурист, актёр, режиссёр и продюсер Александр Невский завершил работу над своим новым фильмом. Картина называется "Тёмные мечты" (в оригинале ...

«Дэдпул 3» может лишиться R-рейтинга и стать семейным фильмом
Студии Marvel и Disney могут изменить рейтинг третьей части фильма о Дэдпуле, опустив его с 17+ до 13+. Об этом сообщает портал We Got This Covered. Издание цитирует ведущую шоу Beyond the Trailer ...

Sony выпустила кинематографичный ролик по The Last of Us Part II
В конце мая NEWS.ru рассказал, что Sony и студия Naughty Dog в рамках выпуска State of Play показали новый геймплей The Last of Us Part II. Директор игры Нил Дракманн также поделился подробностями об ...

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru