Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Взгляд » Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике
Календарь
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике

Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужникеПросто так в Екатеринбурге на «Трудно быть богом» не попадешь: бронировать билеты нужно за сутки до похода в кино, в противном случае, будьте уверены — все места будут заняты. Предсказать безумный ажиотаж зрительской толпы было несложно: дифирамбы высокого экспертного сообщества; повторяемые повсюду, как мантра, обвинения в гениальности Германа-старшего и тщательно подогреваемые слухи о фривольности картинки — и вот, пожалуйста, залы набиты жующими и алчущими зрелищ лицами, многие из которых и о Стугацких, и о Германе до нынешней «экранизации» даже не подозревали. Слово «экранизация» здесь неспроста заключено в кавычки, поскольку итогом 12-летних не исканий — мытарств Алексея Германа-старшего стала трехчасовая картина до самого основания перевирающая великий труд Стругацких и беспрецедентно уродующая само понятие кинематографа.

Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике

Можно, конечно, сослаться на мнения именитых экспертов, как один, утверждающих, что «Трудно быть богом» в интерпретации Германа — это не столько фильм, сколько философское высказывание самого режиссера, обретшее очертания при помощи кинематографических средств. Однако для простого высказывания фильм слишком длинен — он ползет по экрану более трех часов — и это движение настолько медлительно, однообразно и мучительно, что к концу картины начинает дергаться глаз. При этом сама главная мысль до крайности мизерна и категорически не заслуживает искусственного возвеличивания — человечество поделено на рабов и господ, и так будет всегда, а любые попытки сменить парадигму обречены на провал. Не фильм, а пособие по рабской психологии, преподанное с важностью и аффектацией очередного религиозного учения. Дополнительной иллюстрацией служат многочисленные отсылки к христианской иконографике и символике: Румата в исполнении Леонида Ярмольника въезжает в городские ворота, сев на осла задом наперед, как наказанный патриарх Анастасий, короновавший императора византийского Артавазда; трупы поливают рыбными помоями, чтобы привлечь к ним жужжащую армию мух... Неприятней всего то, что прямым выразителем идей автора становится сам Румата, и по книге, и по фильму, принимающий на себя роль «тайного бога», приехавшего с Земли «надзирать» за чужой планетой. Вдумайтесь: сам Бог говорит о том, что ничего божественного не существует… Почти ницшеанство, вот только если Ницше видит в упаднической формуле «Бог умер» толчок к новым сверхчеловеческим перспективам, то у Германа никаких перспектив нет, только мрак и тошнота. Стоит ли говорить, что и в книге у Сругацких не встретить ничего подобного?

Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике

Откровенно говоря, от оригинального произведения в фильме не осталось ни песчинки – по большому счету, Герман просто заимствует чужую идею, наполняя ее своим собственным содержанием. Да, главный герой, так же, как и в книге, прибывает с Земли на схожую планету для изучения здешних нравов. Да, его исследовательский псевдоним – тоже дон Румата. Да, вместо ожидаемого Возрождения он тоже попадает в глухое Средневековье, воспитывающее недолюдей – упырей и уничтожающее книгочеев… На этом сходство заканчивается. Обидней всего то, что экранный Румата не вызывает ни малейшей симпатии в отличие от книжного прототипа – полного сил молодого человека, разочарованного, но еще способного любить, дружить и испытывать светлую грусть, которая не дает ему скатиться в яму с отходами человечества. Фильм лишает зрителя этого прекрасного героя, этого прекрасного сюжета, этого прекрасного ощущения, оставляя после себя лишь чувство недоумения, гадливости и только что полученного плевка в душу.

Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике

Впрочем, плевок – это еще цветочки: подобно одному из эпизодических героев фильма, которого в самом начале сюжета с жутким хлюпающим звуком топят в нужнике, зрители с головой погружаются в мир, полный разнообразных физиологических выделений. Верьте всему, что говорят вам по поводу этой ленты любители сплетен и острых ощущений – мерзость картинки в «Трудно быть богом» достигает степени изобилия. Ежесекундно на экране происходит нечто, от чего хорошо воспитанные люди всю жизнь привыкали отводить глаза. Многочисленные и подробно заснятые процессы дефекации, бесконечное извержение героями недавно съеденного, демонстрация половых органов, кровоистечения и кровоизлияния – можно и дальше украшать текст эвфемизмами, но, поверьте, что на деле все будет выглядеть значительно проще. «Кино – это жизнь, из которой вырезано все скучное», - весьма верно подметил в свое время Альфред Хичкок. «Трудно быть богом» Германа – это полное собрание того, что обычно вырезают, надругательство над самим понятием кинематографа, который учреждался как категория эстетического. Любые попытки оправдать режиссера и назвать мерзость новейшей формой кинематографического языка безосновательны – у самого гнусного постмодерна должен наступать предел, когда произведение искусства не вызывает ничего, кроме рвотных позывов.

Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике Ад для эстета, или как Алексей Герман-старший утопил Стругацких в нужнике

Обычно о мертвых либо молчат, либо говорят хорошо, поэтому пора закругляться, в противном случае можно допустить еще больше дерзостей в адрес почившего режиссера. Трижды подумайте, прежде чем идти на «Трудно быть богом» в кинотеатр, в особенности, если читали Стругацких, – не получите ни малейшего удовольствия, а вот настроение испортите наверняка. «Добро пожаловать в ад», - так о творении российского режиссера отозвалась интеллектуальная икона современности Умберто Эко, и хотя он имел в виду несколько другое, можете быть уверены: «Трудно быть богом» - это действительно ад. Ад для эстета.

 

Текст: Екатерина СМИРНОВА

Автор: ИА "Апельсин"

28-03-2014
Рейтинг:
 (голосов: 6)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Конец неудачным татуировкам
Неудачных татуировок больше нет. В этом уверены создатели канадского стартапа " Inkbox", специализирующегося на временных наколках.

"Нет!" стереотипам о женщинах
Когда предметы повседневности превращаются в музейные экспонаты. Об этом не понаслышке знает португальская художница Жуана Вашконселуш.

Памяти Кобейна: затронуть неудобные вопросы
"Подрастающий Курт Кобейн" - это новая выставка в память о легендарном певце и лидере группы Nirvana.

Памяти Манделы: выставка в Лондоне
В Лондоне открылась выставка, приуроченная к столетию со дня рождения Нельсона Манделы.

Фильм "Поколение достатка" - деньги, слава и Трамп
Деньги, бриллианты, яхты и шикарные виллы. Это "Поколение достатка", новый документальный фильм художницы и режиссёра Лорен Гринфильд.

Выбрана лучшая фотография года, сделанная на iPhone
Эксперты выбрали по три лучшие фотографии в 18 категориях. Победителями стали фотографы почти из 30 стран.

Вышел первый трейлер сериала «Титаны» от DC
DC показал трейлер предстоящего супергеройского сериала «Титаны», который будет транслироваться на собственном стриминговом сервисе компании DC Universe.

В Петербурге назвали номинантов театральной премии «Золотой софит»
Сегодня, 19 июля, в Санкт-Петербурге назвали номинантов XXIV театральной премии "Золотой софит". Об этом сообщает "АиФ-Петербург".

Впервые за 20 лет в бондиану могут вернуться «плохие русские»
Серия фильмов о Джеймсе Бонде отметит 25-летний юбилей необычной картиной: впервые за 20 лет противниками агента 007 будут русские (или один русский), пишет The Daily Mail.

На фестиваль «Усадьба Jazz» в Екатеринбурге ждут 5 тысяч человек
В Екатеринбурге в шестой раз пройдет музыкальный фестиваль "Усадьба Jazz".

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru