Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Взгляд » Чудеса на кончиках пальцев: в Оперном театре показали En Pointe
Календарь
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Чудеса на кончиках пальцев: в Оперном театре показали En Pointe

Екатеринбургский театр оперы и балета закрыл сезон весьма экстравагантно и в буквальном смысле предложил театралам проследить за историей становления и развития «сверхъестественной» техники танца на пуантах. Новая трехчастная программа одноактных балетов En Pointe, премьеры которой состоялись 27 и 28 июня, начинается со знаменитой классической «Пахиты» в реконструированном варианте великого балетмейстера Мариуса Петипа, заканчивается вдохновляющими «Вариациями Сальери» руководителя екатеринбургского балета Вячеслава Самодурова, а делит их надвое завораживающий Eventual Progress вчерашнего солиста Лондонского Королевского балета Ковент Гарден Джонатана Уоткинса.

 

Последний из упомянутых балетов — волшебство самой чистой пробы. С помощью художественных методов постановщик пытается познать мало изведанные физиологические процессы — память и все, что с ней связано, - а танцоры в его постановке из людей превращаются в функции головного мозга и оказывают детонирующее воздействие на восприятие наблюдателя. В качестве союзника Джонатан Уоткинс избрал композитора-минималиста Майкла Наймана: театральное действо сопровождает его мелодия под названием Water Dances, представляющая собой смешение индустриальности и нежной вдумчивости, преподанное в симфонической обработке и побуждающее подсознание медленно, толчкообразно взлетать.

Чудеса на кончиках пальцев: в Оперном театре показали En Pointe
Чудеса на кончиках пальцев: в Оперном театре показали En Pointe

Не менее важным топливом для полетов становятся декорации: танцоры вращаются в окружении металлических конструкций, напоминающих, в конечном счете, то ли семейство подвешенных к потолку противотанковых ежей, то ли невообразимых размеров колючую проволоку. Постепенно из тени выходят все новые и новые подробности «внутричерепных» коммуникаций, и к концу акта трепетный танец оказывается полностью окружен остро-холодной и крайне агрессивной рамой.

Чудеса на кончиках пальцев: в Оперном театре показали En Pointe  Чудеса на кончиках пальцев: в Оперном театре показали En Pointe 

То, что несколько раз по ходу волшебного действа музыка внезапно замолкает, поначалу кажется недоработкой создателей или ошибкой оркестра, однако наваждение быстро проходит, поскольку танцоры продолжают демонстрировать необратимый бег жизни и доказывать, что музыка вовсе не обязана облачаться в звуки. Она живет внутри, поэтому, по большому счету, не нужна, если танец искренен.

Чудеса на кончиках пальцев: в Оперном театре показали En Pointe  Чудеса на кончиках пальцев: в Оперном театре показали En Pointe 

Во время «музыкальных пауз» наиболее явно прослеживается еще одна мысль, вложенная создателями в трехчастную программу En Pointe: танец на пуантах – это тяжелый труд, требующий огромных физических и эмоциональных затрат. Когда оркестр замолкает и начинает нервически ожидать следующей партии, зрители слышат даже больше, чем могли бы себе представить: жесткий стук пуантов о поверхность сцены, тяжелое дыхание танцора – кажется, что стоит еще чуть-чуть напрячь слух, и можно будет уловить, как с хрустальным плеском у ног балерины разбиваются крохотные капельки пота.

Чудеса на кончиках пальцев: в Оперном театре показали En Pointe  Чудеса на кончиках пальцев: в Оперном театре показали En Pointe 

Eventual Progress в En Pointe становится своеобразным манифестом современности и демонстрирует нынешнее состояние балетного дела. Совершенной противоположностью выглядит «лакированный» в лучших дворцовых традициях дивертисмент из знаменитой «Пахиты» в варианте Мариуса Петипа, перенесенный на екатеринбургскую сцену балетмейстером Вячеславом Мухамедовым. Три ряда жестких декораций, тщательно продуманный задник, выполненный в виде тяжелых красных портьер с золотыми кистями, шикарные костюмы с огромным количеством ручной обработки, роскошь, блеск и претенциозность – «Пахита» практически не изменилась с 1881 года. Впрочем, у уральского варианта появилось и свое собственное новшество: вместо знаменитой детской мазурки, которая должна открывать балет, на сцене Оперы исполняется мужская. «В Екатеринбурге нет хореографического училища, поэтому нам пришлось отказаться от детской мазурки, - рассказывает постановщик екатеринбургской «Пахиты», балетмейстер Вячеслав Мухамедов. - Но мы не стали делать никаких купюр и сохранили музыкальный материал полностью, просто Вячеслав Самодуров посоветовал мне сделать вместо детской мазурки – мужскую. Я долго сомневался, поскольку этот танец традиционно исполняется парами, но в итоге все-таки решился, и, на мой взгляд, получилось довольно интересно».

Чудеса на кончиках пальцев: в Оперном театре показали En Pointe   

Всеобщий итог постановки подводит балет под названием «Вариации Сальери», поставленный самим Вячеславом Самодуровым, который просит не искать в его работе глубинного философского подтекста и просто тешить глаза, истосковавшиеся по красивому танцу. Несмотря на скромность постановщика, один немаловажный факт все-таки налицо: закрывая программу одноактных балетов, «Вариации Сальери» становятся как бы концентратом всей балетной истории, точным компромиссом между суперклассической «Пахитой» и суперсовременным Eventual Progress.

Чудеса на кончиках пальцев: в Оперном театре показали En Pointe  Чудеса на кончиках пальцев: в Оперном театре показали En Pointe 

«Это мое видение того, какие метаморфозы переживает классический балет в наши дни, во что он трансформируется, как сохраняет традиции и что нового обретает, - поясняет хореограф. - Просто красивые танцы, дивертисмент - и никакого подтекста». Сопровождающие действо вариации на тему испанской «Фолии» композитора Антонио Сальери, весьма органично сочетаются с лучшими балетными приемами, включенными Самодуровым в свою работу, и с испанскими мотивами, которые периодически вкрапляются в общее течение танца.

Чудеса на кончиках пальцев: в Оперном театре показали En Pointe  Чудеса на кончиках пальцев: в Оперном театре показали En Pointe 

Как признаются создатели En Pointe, их главной миссией с самого начала должна была стать прямая вербовка – от посетителей театра не ждут простого просмотра балета, они должны решить для себя, что после него будут возвращаться в Оперный снова и снова. Пожалуй, эта задача оказалась даже перевыполненной, поскольку после знакомства с трехчастной программой даже самый холодный зритель заболевает страстной любовью к балету, которую сможет удовлетворить только новая интимная встреча с предметом обожания.

 Чудеса на кончиках пальцев: в Оперном театре показали En Pointe Чудеса на кончиках пальцев: в Оперном театре показали En Pointe 

 

Текст: Екатерина СМИРНОВА

Фото: Анна АРЕФЬЕВА

Автор: ИА "Апельсин"

08-07-2013
Рейтинг:
 (голосов: 3)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

В планах у Копполы - создать рай на Земле
В планах у Копполы - создать рай на Земле

Фрэнсис Форд Коппола получил премию Люмьер
Фрэнсис Форд Коппола получил премию Люмьер

10-й лионский кинофестиваль наградил Копполу
10-й лионский кинофестиваль наградил Копполу

"Виндзорские проказницы" очаровывают Берлин
"Виндзорские проказницы" очаровывают Берлин

Наступление веганства
Наступление веганства

Дмитрий Нагиев встал на колени перед участницей шоу «Голос»
Известный российский актер и шоумен Дмитрий Нагиев, который является ведущим шоу «Голос», в прямом смысле встречал одну из участниц нового выпуска программы на коленях. По словам Нагиева, 47-летняя ...

Фрэнсис Коппола вслед за Скорсезе раскритиковал фильмы Marvel
Американский кинорежиссер Фрэнсис Коппола согласился с критикой его коллеги Мартина Скорсезе в адрес супергеройских фильмов киностудии Marvel.

Организаторы «Евровидения» ответили на украинские правила участия
Напомним, что Украина установила свои правила национального отбора и запретила участвовать тем, кто выступал на территории России в период с 2014 года. Ранее gazeta.spb.ru сообщила, что украинских ...

Южноуралец покорил жюри шоу на ТНТ танцем в стиле «кундалини»
Алексей Акулов из Снежинска принял участие в шоу «Танцы» на ТНТ. Южноуралец рассмешил жюри своим танцем, однако прошел кастинг. На сцене музыка 30-летнему артисту не понадобилась.

Дробыш прокомментировал скандал с участием Кормухиной и Гагариной
Российский композитор и музыкальный продюсер Виктор Дробыш прокомментировал конфликт, произошедший между Ольгой Кормухиной и Полиной Гагариной. Ранее стало известно, что исполнительница подала в суд ...

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru