Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Взгляд » Выставка современного искусства: впечатления и размышления
Календарь
«    Июль 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Выставка современного искусства: впечатления и размышления

Памятная выставка, которую в этом году представляли в Свердловском областном краеведческом музее, не только вызвала отторжение у нескольких верующих, чье негодование едва не привело к судебным искам, но и выявила несколько важных проблем. Чуть подробнее о том, на какие вопросы предстоит ответить творцам современного изобразительного искусства, чтобы и впредь считаться таковыми, – далее в материале.

Чуть более месяца прошло со дня закрытия в Екатеринбурге выставки современного искусства под названием «Будущее зависит от тебя. Новые правила», на которой были представлены работы из частной коллекции Пьера-Кристиана Броше. Выставка сопровождалась неизменной в таких случаях рекламной кампанией деловых партнеров, большой представительской тусовкой, информационными анонсами и прочими протокольными акциями, хотя по существу самой экспозиции говорилось на удивление мало. Зато много – о взаимодействии различных бизнес-структур (увы, не местных) с современным искусством. Даже первая часть названия выставки, дословно воспроизводила до боли знакомую (но совершенно нелепую в условиях нынешнего кризиса) рекламу «Мегафона» – «Будущее зависит от тебя», и далее – «Новые правила», хотя в чем эти новые правила заключаются, остается загадкой (если иметь в виду художественную составляющую). Короче говоря, большая часть полезной и значимой информации, непосредственно касающейся выставленных работ и их авторов (то есть собственно текст), почти утонула в море «сопутствующих мероприятий» и всевозможного антуража (контекста).

Такова, к сожалению, общекультурная ситуация в современном потребительском обществе. К примеру, в концертной музыке – это, прежде всего, филармонический имидж, культ исполнителя, всевозможные презентации, спонсорские и корпоративные вечеринки, филармонические собрания и тому подобное, вплоть до причудливо-изощренных названий абонементных серий. Что же касается содержания последних, то они постепенно превращаются в так называемый «прокатный репертуар», а сама музыка – в «обслуживание клиента». Та же ситуация наблюдается и в изобразительном искусстве. Если в последней четверти ХХ века автор произведения «умирал в тексте» (по выражению поэта Дмитрия Александровича Пригова), то сегодня уже само произведение постепенно умирает в контексте. Главной движущей силой современного искусства становится не вдохновение, самовыражение или эпифания (то есть прорыв в запредельное) и даже не оригинальность исполнительских приемов и прочие творческие новации, но – филармонические площадки, картинные галереи, книжные магазины, спонсоры, рейтинги, реклама и различные манипуляции, которые постепенно выводят авторское произведение из сферы искусства в область производства и потребления, зачастую превращая его в объект сугубо рыночных (то есть условных) ценностей.

Эта проблема проявляется в провинции более отчетливо, нежели в столице. Хотя в одном из последних интервью всемирно известный «инсталлятор» Илья Кабаков назвал современного художника слишком экстравертным, публичным, в результате чего последний стал преувеличенно знаковой фигурой (для критики, публики, но, прежде всего, арт-рынка). Почти все работы, демонстрируемые на выставке «Новые правила», принадлежат именно таким «знаковым фигурам», большая часть которых вышла из питерского и московского андеграунда 70-х – 80-х годов прошлого века, включающего всевозможные хэппенинги, перформансы и акции концептуалистов: Андрей Монастырский с его концепцией обоснования пустоты, Тимур Новиков (одна из самых трагических фигур нового искусства) от нео-экспрессионизма к нео-академизму плюс новые музыкальные- и кино-пространства, сказочный герой доморощенного московского гламура Владислав Мамышев-Монро, Анатолий Осмоловский с акционизмом и «тактильным искусством», Сергей Бугаев («Африка») – скорее артист, играющий роль современного художника, Георгий Гурьянов – в большей степени музыкант (причудливая смесь соц-арта и питерского дендизма), Олег Кулик с визуальными кич-аттракционами, Айдан Салахова – зрелищная искусственность в условных рамках национальной идентичности и, наконец, скандально известные «Синие носы» (включающие бывших уральцев Александра Шабурова и Вячеслава Мизина) представляют квази-социальную «музу» провинциалов и дикарей… и еще несколько менее известных имен.

Из этого выборочного списка участников выставки и краткой «характеристики» их «исполнительской манеры» нетрудно сформулировать один из главных эстетических постулатов современного изобразительного искусства (более точно – определять его термином «визуальное», либо «актуальное» искусство): приоритет обозначения над изображением, и, следовательно, объяснения и толкования – над содержанием. Таким образом, идея или концепт становятся важнее самого творческого акта с его вдохновением, эмоциональным посылом, ремесленным навыком и прочей атрибутикой традиционной живописи. Типология восприятия такого искусства предполагает необходимость самой разной информации из сферы культуры, науки (особенно исторической), политики, природы или быта – одним словом, энциклопедические знания. Равно как и способность подобрать наиболее удачные толкования и объяснения изображаемого объекта. В этом, кстати, заключается одно из позитивных значений подобных экспозиций: будить мысль (но, увы, не чувство). Например, «Новая свобода» группы «АЕС+Ф» (мусульманский подтекст), «Мишки» Владимира Дубоссарского (тривиальность рекламных трюков) и многие другие. Именно это обстоятельство – потребность интеллектуального отклика – единодушно отметили участники воображаемого «круглого стола», который удалось собрать автору этого очерка в специальном проекте на радио «Город Fm 107,6»: коллекционер картин Валерий Болитэр, архитектор Борис Демидов, философ-культуролог Сергей Кропотов, три екатеринбургских художника – Сергей Лаушкин, Михаил Сажаев и Юрий Филоненко, специалист по современной музыке Владимир Бельский и арт-директор художественного салона Вера Лебедева – достаточно объективная и профессиональная компания для размышлений о современном искусстве. Собственно говоря, большая часть их «свидетельских показаний» обозначила статус, контекст и назначение нового искусства в современной действительности и культуре, а также критерии его оценки.

Из наиболее интересных впечатлений участников стоит отметить вторичность и даже сорока-пятидесятилетнюю идейную и ремесленную законсервированность большинства представленных работ (об этом говорили Демидов, Лаушкин и Филоненко); их сиюминутность и псевдоактуальность, равно как и самой художественной акции (по мнению Бельского); провокативность и «сознательный негативный жест» (так высказался Сергей Кропотов о группе «Синие носы»); необходимость адекватного геометрического пространства для размещения подобных экспозиций (что отметил Болитэр); абсолютный приоритет личного вкуса над рыночной конъюнктурой, раскрученным именем и публичным рейтингом того или иного художника ( по словам Лебедевой); и, наконец, наиболее категоричную и безжалостную оценку большей части искусства ХХ века (и данной выставки, в том числе): шарлатанство, безвкусие и профанация художественного творчества (по хлесткому выражению Михаила Сажаева).

Что касается автора этой публикации, то за вычетом всех соображений и размышлений, высказанных собеседниками за воображаемым «круглым столом», ему остается мало что добавить. Прежде всего, это реверанс в адрес Екатеринбургского Центра современного искусства за достойную организацию выставки, а также профессиональные и толковые комментарии к выставленным работам (поскольку говорить о выставке представляется более интересным и продуктивным занятием, нежели ее смотреть). Вместе с тем, художественный выбор Пьера Броше – главного организатора этого проекта, идеолога и владельца картин – вызывает некоторые сомнения, равно как и «мировой рейтинг» представленных работ (в том смысле, что есть и покруче). В собранных им произведениях (практически всех) отсутствует духовная составляющая, которую люди до сих пор востребуют от искусства (в любом стиле и технике исполнения), а если перестают востребовать – значит, полностью деградировали.

Можно расценивать сам факт организации этой выставки как миссионерский жест (не без этого), но в гораздо большей степени – ход пиарско-коммерческий. Отсюда значительный поправочный коэффициент на ее художественное содержание. Я бы скорее определил цель и результат этой выставки как ознакомительно-познавательный и до некоторой степени развлекательный: то, что мы увидели – безусловно, часть гедонистической культуры.

Философы и эстетики обычно говорят, что искусство (особенно современное) лишь ставит вопросы, но не дает ответы, а ответы дает зритель, слушатель или читатель. И ответы эти обычно приходят с течением времени. Переводя этот тезис в современное искусство, очень уместным представляется вопрос о том, насколько оно соотносится с нашим сегодняшним образом жизни.
Автор: ИА "Апельсин"

01-12-2008
Рейтинг:
 (голосов: 1)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Пианист-виртуоз Ван Юйцзя раскрыла «тёмную сторону» Моцарта
Беспокойный, мрачный и таинственный фортепианный концерт №20 Моцарта прозвучал на фоне шума волн Балтийского моря в исполнении китайской пианистки Ван Юйцзя.

Maneskin: секс, рок и европейский успех
Итальянская четвёрка Mаneskin штурмует музыкальный олимп Европы с прицелом на мировой успех. В духе бунтарства и безбашенности победители "Евровидения" бросают вызов гендерным стереотипам.

Объекты "Иерусалима на Рейне" вошли в список ЮНЕСКО
Еврейские памятники в немецких городах на Рейне (Шпайере, Вормсе и Майнце) включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Французский кинотеатр "Эдем" включен в Книгу рекордов Гиннесса
Как выглядит самый старый действующий кинотеатр в мире

Мостра-2021: кандидаты на победу
В Венеции всё готово к кинофестивалю. Он откроется 1 сентября фильмом Альмодовара "Параллельные матери".

Вышли первые рецензии на кинофильм «Легенда о Зеленом рыцаре»
Видимо, кинофильм понравился аудитории. При одном смешанном отзыве, 19 являются положительными. На другом портале Rotten Tomatoes установлен рейтинговый показатель, основанный на 36 отзывах, лента ...

Рогозин рассказал, что фильм Клима Шипенко «Вызов» будут снимать и в модуле «Наука»
Съемки первого художественного фильма в космосе запланированы на октябрь 2021 года. Космическая драма с рабочим названием "Вызов" является совместным проектом Роскосмоса, Первого канала и ...

Фильм Леонида Парфенова о Нижнем Новгороде вышел в прокат 29 июля
Напомним, что съемочная группа студии «Намедни» под руководством Леонида Парфенова приезжала в Нижний Новгород летом прошлого года. Проект, цель которого заявляется как повышение привлекательности ...

На Байконуре начали готовить к запуску корабль «Союз», на котором полетит Юлия Пересильд
Подготовка к запуску корабля "Союз МС-19", на котором на МКС должны отправиться космонавт Антон Шкаплеров, актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко, началась на Байконуре. Об этом ...

Режиссер «Кловерфилд, 10» снимет сиквел «Водного мира»
Universal планирует вернуться в мир, покрытый водой. По сведениям издания Collider, студия разрабатывает продолжение к знаменитому фильму 1995 года "Водный мир" с Кевином Костнером в ...

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru