Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Взгляд » Музей «бетонных» комиксов под открытым небом
Календарь
«    Январь 2021    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Музей «бетонных» комиксов под открытым небом

Это стало уже традицией. Каждый год в Екатеринбурге на заборах появляются новые произведения современных российских художников. Корреспондент «Апельсина» прогулялся по городу, чтобы полюбоваться на «Длинные истории Екатеринбурга», заполнившие екатеринбургские заборы в конце этого лета.

Около 1500 килограмм краски. Более 200 бетонных секций и заборы до 140 метров длиной. Это – о «Длинных историях Екатеринбурга – 2008». Но есть еще одна цифра, куда более важная. Девять. Ровно столько художников поделилось с жителями уральской столицы своими фантазией, талантом и мастерством. Они предоставили девять проектов – девять комиксов, которые постепенно заполнили заборы на разных улицах города. Их персонажи – пестрая собачья стая, команда зубастых кроликов, жираф с папироской, пассажирка волшебного трамвая… Эти существа поселились на улицах Екатеринбурга в августе и своим появлением сделали жизнь горожан чуточку ярче. Вот уже несколько месяцев они заставляют случайных прохожих замедлять будничный бег, задержаться и – пусть на пару секунд – отключиться от ежедневной суеты. А когда бег возобновляется, какие-то новые мысли роятся в голове «пешеходного зрителя», а, может, и какие-то новые эмоции – в его душе.

Когда фестиваль «Длинные истории Екатеринбурга» проходил впервые (а было это в не таком уж далеком 2002 году), бетонный забор, превращенный в живописное полотно, казался чем-то диковинным, странным. Прошло шесть лет (и шесть фестивалей). И теперь уже незаполненный «длинной историей» забор кажется пустым, недоделанным. Организаторы фестиваля (их много, но настоящие «отцы-основатели» – агентство «АртПолитика») горожан к «высокохудожественным» заборам приучили. А владельцев самих заборов (как правило, это строительные компании) приучили к той простой мысли, что огораживать эстетически непривлекательные (а то и попросту – опасные) объекты лучше не столь же неэстетичными заборами, а «длинными историями», рассказанными талантливыми художниками.

А ведь еще шесть лет назад руководство строительных фирм, к которым обращались организаторы с просьбой предоставить право раскрасить забор, от предложений таких отмахивались: «Да зачем нам это надо? Нам и своих «художеств» хватает!». Теперь «художеств» уже не хватает. Заборам не вечно стоять на земле. Рано или поздно стройка заканчивается и их приходится разбирать. А одно дело – разбирать бетонные секции, одна от другой не отличающиеся, и другое – растаскивать в разные стороны части единого «полотна», объединенные друг с другом общим смыслом и содержанием. И вот уже «строительное» руководство обращается к «фестивальщикам» с просьбой»: «Вы нумеруйте очередность секций, чтобы мы могли, разобрав забор в одном месте, в другом расставить его секции в нужном порядке». Об этом рассказал Евгений Тулисов – глава муниципального учреждения «Столица Урала». Екатеринбургский случай, когда Администрация города через свое учреждение столь активно и всемерно поддерживает художников, осуществляющих «реанимацию городской среды», для страны вообще-то уникален. Как правило, высокопоставленные люди предпочитают действовать по привычному принципу «как бы чего не вышло» и разрешений на «переоформление» общественного пространства не давать.

Встреча чиновника с журналистами состоялась в середине августа, когда еще не все фестивальные проекты были воплощены в жизнь. Художники еще переносили свои рисунки с бумажных листов на «бетонные», а журналисты уже проехались с двухчасовым туром по маршрутам «ДИЕ’6» и стали их первыми «читателями». Вместе с ними по городу ездила и одна из участниц фестиваля – молодая художница, аспирантка Уральской государственной архитектурно-художественной академии Анастасия Худякова. Возле ее работы «Суть земли» задержались в тот день чуть подольше: телевизионщики и фотографы – для которых «картинка» очень важна – помучили девушку требованиями запечатлеть ее на фоне самых эффектных «эпизодов» комикса, «пишущая» братия засыпала вопросами о сути сюжета, хотя он у Анастасии – и так среди самых доходчивых нынешних «Историй». Герой, придуманный Анастасией, – человек, пытающийся докопаться до сути всех вещей. Однажды он задумался о сути Земли и, для того, чтобы постичь его, сунул голову в землю. Та на беду почувствовала себя в плодородной почве весьма недурственно, да и разрослась до размеров планеты. Тут-то и понял философ, что доля у Земли – не из легких, ведь живут на ней люди невнимательные, беспардонные, так и норовящие леса под корень извести, моря иссушить.

Растолковав эту историю, обаятельная улыбчивая художница путь по маршрутам ДИЕ’6 продолжила вместе с журналистами. Комиксы своих коллег она рассматривала с не меньшим интересом, чем представители СМИ, а вопросы куратору проекта Арсению Сергееву задавала едва ли не чаще.

На одном из заборов «кочевники» увидели некую барышню в платочке, которая волей автора этого комикса попала в волшебную ситуацию – села в обычный трамвай и через минуту (точнее – через пару бетонных секций) доехала на нем до Парижа. Побродив по французской столице, она вдруг снова оказалась в столице уральской, да так и не поняла – то ли приснилась ли ей нежданная загранпоездка, то ли трамвай и впрямь попался не вполне обычный. Рассказал историю «Трамвай «Париж – Екатеринбург» человек, с Парижем хорошо знакомый, и Эйфелеву башню рисовавший не по открыткам, а по памяти. Мюриэль Руссо-Овчинникова – француженка, правнучка великого философа. Она вышла замуж за москвича и живет теперь в российской столице.

Другой художник из Москвы, скрывающийся за творческим псевдонимом Plemiash и упорно отказывающийся называть настоящие имя-фамилию, поделился с екатеринбуржцами сразу четырьмя коротенькими сюжетами, объединенными под веселым названием «Авоткомубреда». Их герои – диковинные существа антропоморфного вида. Одно из них, благодаря способности любить, спасается от монстра, воспылавшего к нему страстью совсем иного плана. Другие два, поймав по огромной рыбине, седлают их и пускаются в путь, мило беседуя друг с другом. Третий предлагает «руку и сердце» своей даме и предложение его получает неожиданный ответ…

Истории Plemiashа среди прочих девяти выполнены в стилистике наиболее приближенной к «комиксовой». К классическому комиксу стилистически тяготеет и работа «Безрассудные сны» художника из Комсомольска-на-Амуре Дмитрия Щукова – проекция забавных, жутковатых и волнующих сновидений. Но не во всех работах, появившихся на екатеринбургских заборах этим летом, легко отследить сквозной сюжет с завязкой, развитием и развязкой, хотя это и было обязательным условием конкурса (девять художников выбирали из солидного числа претендентов). Тут уж на отборочную комиссию повлияли другие факторы – высокое мастерство исполнения, интересная придумка, актуальность замысла. Так, весьма злободневна для Екатеринбурга трансформация городского флага в работе «Урал – опорный бренд державы» Андрея Козлова. Особой любви новый (утвержденный только в этом году) городской символ у жителей пока не снискал. Кому-то вообще не глянулась индустриальная символика на флаге. Козлов предложил альтернативные варианты объектов, людей и явлений, которые – по его мнению – могли бы считаться символами уральской столицы. В их числе – Старик Букашкин (художник, одним из первых начавший художественно преображать городскую среду), таблица Менделеева, намекающая на богатство уральских недр, уралец Артамонов, первым на Руси оседлавший велосипед...

Сложно разглядеть сквозную историю и в работе «Все люди братья» Анатолия Вяткина из Заречного. Может показаться, что это всего лишь череда выкрашенных в желтый цвет секций с парой стилизованных человеческих фигурок, расставленных в разных позах. Но стоит приглядеться – и начнет вырисовываться некий абстрактный сюжет о взаимопонимании и поиске между людьми общего языка.

Незатейливые по идее, но очень забавные «Кролики» еще одного «скрытного» художника (на сей раз – из Питера) – Rei – немного сродни «Людям-братьям». Чтобы вычленить сюжет из череды множащихся кроличьих мордочек, нужно воспринять весь «забор» целиком. Вот один длинноухий грызун. Вот, на соседней секции, их уже двое. А последняя секция забора всех кроликов вместить не в состоянии. И о чем же это? Да о всепоглощающей силе любви!..

«Кролики» появились на улице Куйбышева с опозданием – августовские дожди помешали им «расплодиться» вовремя. Жертвой непогоды стал и «сосед» «Кроликов» – комикс москвича Олега Тищенко «Про кота», который, несмотря на упорно противящиеся этому дождь и слякоть, «в народ» все же вышел и теперь вправе рассчитывать на любовь и детей, и взрослых, благодаря своему персонажу. Говорящий кот, не без гарфилдовского остроумия, в коротюсеньких комиксах–сюжетиках обсуждает с хозяином то одно, то другое, то время, а то – «погодку» (как это актуально для него!).

«Про кота» – комикс классический, в нем даже специальные «плашки» для реплик предусмотрены. С другой стороны, «плашки» есть и в проекте «Хорошая собака», но вот комиксом его можно считать с достаточной «натяжкой». Автор его – екатеринбурженка Наталья Пастухова (она входит в известную екатеринбургскую арт-группу «Не с руки») очень интересно рассказывает о предыстории этого проекта: «Летом мы участвовали в международном симпозиуме по художественному освоению пространства, проходившем в Бишкеке. Я создала «собачью стаю» – 11 разноцветных собак, вырезанных из фанеры. При этом мною использовались образы действительно существующих собак – дворняг, которых я наблюдала на улицах Бишкека. Тема собак возникла из-за столкновения двух культур. Дело в том, что в Бишкеке развита корейская кухня – там собак едят. Меня, как хозяйку очень милого пса, это шокировало. И чтобы выразить протест против поедания четвероногих бродяг, собачек своих я расставила возле ресторана корейской кухни. А затем разноцветная стая отправилась «гулять» по всему Бишкеку».

До Екатеринбурга разноцветная собачья стая добиралась в течение нескольких месяцев, и за это время значительно видоизменилась. Теперь это не вырезанные плоскостные фигуры, а череда рисунков на 22 секциях забора по улице 8 Марта. Наталья Пастухова развила первоначальную идею. Она захотела показать мысли собак – дворовых и домашних. Мысли собак «читали» и сама художница, и ее приятели, и даже простые прохожие, оказавшиеся поблизости в то время, когда проект с бумаги переносился на забор. Кто-то «подумал» за собаку о куске мяса, кто-то – о косточке или сексе. Мысль одной из собак «сформулировалась» рифмованными строками. А, поскольку мыслительный процесс – непрерывен, то «формуляры» мыслей (те самые «плашки») продолжают заполняться. В этом под час отражается неоднозначное отношение горожан к нарисованной собачьей стае. Иным псы Натальи Пастуховой кажутся милыми и симпатичными существами, и они дорисовывают на заборе пару лишних косточек. Другим собаки резко не нравятся и тогда человек готов выразить свое отношение самым варварским способом – оставив нецензурную надпись, например.

Именно в отношении «Хорошей собаки» проявилось варварство совсем иного рода – варварство спланированное и хорошо организованное. Журналистам этот проект демонстрировали, когда он был еще не совсем завершен – оставалось сделать еще пару штрихов. Но уже на тот момент две секции «Хорошей собаки» были испорчены некими «творцами с пульвелизаторами» – собак, нарисованных на них – плотно замалевали некими невнятными «художествами». Понятно, что авторы новых «шедевров» автографов не оставили, но – судя по их «живописи» – это были участники другой акции по раскраске заборов, организованной, впрочем, не с высокими эстетико-философскими целями профессиональными художниками, а некоей фирмой и с целями сугубо рекламными.

Неприятный инцидент с загубленными собаками показал, что одной из основных задач – научить эстетизировать столь, казалось бы, чуждые эстетике, объекты – организаторы «Длинных историй» за шесть лет существования фестиваля все же добились. Но, как всякое благое дело, это привело и к неким побочным эффектам, проявляющимся, в том числе, и в таких вот диких выходках. Впрочем, благих последствий фестиваля замечено не в пример больше. Взять, хотя бы тот же неординарный подход к рекламе. По сути «АртПолитика» в век дефицита креативных способов размещения рекламы указала коммерческим организациям на новые рекламные носители. В этом году одна из «Историй», будучи и сама по себе интересным произведением искусства, одновременно рекламировала компанию «Билайн». Сейчас «назаборную живопись» в качестве рекламы заказывают многие крупные фирмы (жертвой одной из которых и стали те несколько секций «Хорошей собаки»). Число интересных с художественной точки зрения реклам, вписанных в урбанистический пейзаж, наверняка, будет только расти.

Другим достижением фестиваля можно считать редкий пример сотрудничества с руководителями города. В случае «Длинных историй» они не просто дают дозволение «намалевать» что-то на специально оговоренном для этого месте, но – делают официальный заказ художникам средствами современного искусства преобразить то или иное место в пространстве мегаполиса. Так, в нынешнем году творцов попросили облагородить территорию перед входом в Информационно-Туристическую Службу Екатеринбурга. Просьбу подкрепили материальным обеспечением. Два художественных коллектива – арт-объединение «Куда бегут собаки» и компания трафаретных граффитистов – превратили неприметный закуток в объект искусства. Они разместили по периметру «Ни Европы, Ни Азии» (так теперь называется это место) сделанные из зеркал «ностальгические объекты» (снегоуборочную лопату, скворечник, «сохнущие» на веревке штаны), живописно разукрасили старые стены домов изображениями пенных волн и заснеженных скал (ну, и собственными автопортретами тоже). Этот спец-проект нынешнего фестиваля стал свидетельством новых взаимоотношений между художниками и городскими властями.

«Фестиваль опосредованно носит воспитательную функцию, – признает Евгений Тулисов. – Когда есть пустой забор унылого серого цвета, у каждого возникает соблазн либо приклеить на него объявление, либо разукрасить его. То есть возникает желание украшательства серой среды, пусть это даже будет граничить с нарушением административным. Наш фестиваль показал горожанам, что появилась альтернатива – будет ли забор «украшен» лохматым объявлением и сиюминутным самовыражением хулиганского толка, или его пространство заполнит законченное произведение искусств, проходя мимо которого у человека возникают иногда философские, иногда шутливые мысли. С появлением на улицах города таких «осмысленных» заборов, его жители постепенно начинают воспринимать среду своего обитания. И люди на забор начинают смотреть уже не как на предмет какого-то охранного значения, но как на объект искусства, вызывающий определенные эмоции, позитивные настроения».

Организаторы фестиваля заметили, что если стоят рядом пустой забор и забор, украшенный участниками фестиваля, то несанкционированной рекламой и хулиганскими надписями они заполняются в разной степени. Раскрашенное художниками «полотно» остается неприкосновенным дольше – пока не найдется негодяй, осмелившийся нашлепать на него первое объявление или начертать поверх бранное словечко, жители стараются замысел творческий не нарушать. Руководство строительных компаний, кому эти заборы принадлежат, стали трогательную заботу – не замеченную раньше - к ним проявлять. Когда стройка заканчивается и забор разбирают, на новом месте его секции стараются расположить так, чтобы восстановить прежнюю очередность. Звучат даже просьбы к художникам нумеровать секции, с тем, чтобы легче было расставить секции в прежнем порядке. Если так пойдет дальше, то – глядишь – к десятилетнему юбилею фестиваля исполнится мечта его организаторов, озвученная Арсением Сергеевым, и екатеринбуржцы будут жить в «музее под открытым небом», каждый экспонат которого охраняется и бережется самими жителями.
Автор: ИА "Апельсин"

11-11-2008
Рейтинг:
 (голосов: 1)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Тинтин побил рекорд
Обложка комикса о приключениях Тинтина в Китае “Голубой лотос” продана на аукционе в Париже за 3 миллиона 200 тысяч евро. Это рекордная цена: еще никогда комиксы не уходили с молотка за такую сумму.

Венская филармония сыграла легендарный новогодний концерт в пустом зале
Праздничная программа транслировалась по всему миру. Дирижер Риккардо Мути заявил что посылает из Вены"лучи надежды и оптимизма".

Можно ли стать художником за время карантина?
Джефф Кунс открывает онлайн-мастеркласс по искусству и творчеству, чтобы как можно больше людей могли стать художниками.

Кинопремия LUX: голосуют европейцы
Главная особенность кинопремии LUX- в том, что решение принимается с учетом голосов как публики, так и депутатов Европарламента.

Горе, разбившее жизнь на осколки
Фильм режиссёра Корнеля Мундруцо "Фрагменты женщины"

Зрители оценили Осташко в качестве ведущего «Время покажет»
Главный редактор PolitRussia Руслан Осташко стал ведущим «Время покажет». В новом выпуске шоу зрители увидели политолога вместе с Олесей Лосевой вместо Артема Шейнина. Поклонники удивились резкой ...

Опубликован концепт-арт второй части «Аватара»
В Сети появился концепт-арт второй части фантастического фильма Джеймса Кэмерона «Аватар». Изображение опубликовал в Инстаграм продюсер фильма Джон Ландау.

Кинокритики назвали полюбившиеся отличия сериала «ВандаВижен» от других проектов Marvel
После релиза трех дебютных серий, некоторые умудрились найти в проекте «второе дно». Сериал студии Marvel «Ванда/Вижн», вышедший на потоковом сервисе Disney+, получил положительное оценки от западных ...

Премьера сериала «ВандаВижн» состоялась на платформе Disney+
На Disney+ прошла премьера первого многосерийного фильма Marvel Studios «ВандаВижн», который, как и другие телепроекты студии, принадлежит к остальной вселенной комиксов.

Опубликованы первые кадры из новой экранизации Mortal Kombat
В сети появились первые кадры новой экранизации Mortal Kombat. Фото опубликовал журнал Entertainment Weekly.

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
</>
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, .
Rambler's Top100