В Театре драмы торгуют счастьем
В Театре драмы торгуют счастьем
Формула «за деньги можно купить все» появилась одновременно с деньгами, и с тех пор вокруг нее не умолкают споры. Именно поэтому пьеса француза Ива Жамиака «Месье Амилькар, или Человек, который платит» более шестидесяти лет не сходит с театральных сцен. В 1984 году Свердловский театр драмы уже выпускал спектакль, поставленный по этому произведению ней – в жанре острой социальной сатиры. Спустя почти четверть века на той же сцене идут премьерные показы новой постановки по тому же тексту. «Апельсин», оказавшийся среди первых зрителей, размышляет о том, почему в XXI веке «человек, который платит», проигрывает.
В этом сезоне «Месье Амилькара» в Театре драмы поставил заслуженный деятель искусств Узбекистана Владимир Шапиро. Последние 18 лет он возглавляет Академический русский драматический театр Узбекистана, где два года назад, осенью 2006, состоялась премьера спектакля, воспроизведенного теперь в нашем Драмтеатре с нашими актерами. Факт переноса спектакля с одной сцены на другую удивления не вызывает: история Амилькара – самый известный сюжет французского драматурга Ива Жамиака, по количеству постановок в мире он может соревноваться, например, со «Слишком женатым таксистом» Рея Куни. В силу своей уморительности и трогательности обе пьесы всегда собирают кассу и вызывают шквал аплодисментов со стороны публики. Причиной тому – вечные темы: любви и верности – в «Таксисте», а в «Месье Амилькаре…» – поиск денежного эквивалента счастья. С годами меняется общественное отношение к проблеме, но интерес не иссякнет, и зрителей продолжает волновать вопрос: сможет ли Амилькар, соскучившийся по простым человеческим чувствам, купить за солидные деньги друга, дочь и жену?
Наверное, этот вопрос – один из тех, ответ на которые так и не изменился за последние десятилетия. Но нам по-прежнему интересно и смешно наблюдать за попытками уважаемого месье создать семейный уют вокруг себя. Вместе с тем, в современном мире до уровня рефлекса сформировались жалость и даже презрение к людям, которые в силу тех или иных причин (деловая занятость, излишняя робость, душевная черствость – ряд этот длинен) вынуждены платить за то, что абсолютное большинство имеют бесплатно.
Собственно, вот и все: проблема проста и поставлена еще в названии спектакля, никаких неожиданных разоблачений и выводов общественного значения в нем не скрывается. Это сугубо частная история, в которой актеры-герои вовлечены в жутковатое реалити-шоу, «проплаченное» господином Амилькаром. Наверняка, покажется знакомым современным зрителям образ отчаянной и волевой Элеоноры (в исполнении Заслуженной артистки России Ирины Ермоловой): ее отношения с Амилькаром начинаются «по деньгам», а заканчиваются «по любви», причем до самой последней сцены мы так и не узнаем, насколько это ее «по любви» искренно. Такие серьезные противоречия – в природе артистического таланта Ирины Ермоловой, и ее героиня Элеонора – актриса, играющая роль любящей жены, – тоже не способна осознать, в какой момент она так сжилась со своей хорошо оплачиваемой ролью.
Следует заметить, что существенное достоинство спектакля – как раз в распределении ролей. Вряд ли у кого-то еще, кроме Ирины Ермоловой, Элеонора получилась бы столь сильной и эмоциональной. В свою очередь Заслуженный артист РФ Борис Горнштейн убедительно снабдил своего Александра Амилькара сухой грубостью человека, привыкшего к точным расчетам (эта расчетливость проявляется уже в начале спектакля, когда Амилькар, предлагая трем малознакомым людям в баре сомнительный заработок, заранее знает, что все трое на сделку согласятся). При этом, загадочный в своем пьяном танце в начале, этот человек чем дальше – тем банальнее. И поскольку он состоит из штампов, скоро становится понятно, кого он застрелит под занавес из того пистолета, который столь усердно демонстрирует в первом действии.
Артистам Театра драмы наконец-то выпал случай «попереигрывать» вволю – это входит в функцию персонажей. Амилькар широко вышагивает по сцене, отчаянно жестикулирует и почти не понижает голоса. По реакции зала видно, что зрителей покоряет «теща», Мелия, которую играет Вероника Белковская. Мало кто из зрителей сможет точно угадать, знает ли ее героиня об игре, затеянной Амилькаром, или действительно переживает за непутевую дочь, или вовсе никакая не дочь ей Элеонора, а работодатель, предложивший странную должность – роль любящей и переживающей мамы?..
Пьеса, как и многие французские произведения, позволяет «повалять дурака» на сцене от души, и тонкая грань между реальной жизнью и подражанием действительно стирается.
Актеры откровенно наслаждаются своими ролями, но в остатке зритель получает пусть яркие, но разрозненные актерские работы. Артисты иногда как будто не слышат друг друга. И особенно это касается «младшего поколения» – Татьяны Малинниковой и Егора Костюченко, которые играют соответственно «как бы дочку Амилькара» Вирджинию и ее шпанистого бойфренда Поло. Впрочем, это можно «списать» на отсутствие богатого опыта: «Амилькар» – спектакль для выпускников Театрального института-2008 стал премьерным во всех отношениях.
Кокетливость актерская, заложенная в самой пьесе, передается и режиссеру. Он, вслед за Амилькаром, собирает всех артистов в баре (который тоже сыграет «роль» – послужит гостиной дома месье Александра), и оставляет там на какое-то время разбираться в своих отношениях самим. Режиссер воспользовался всеми вспомнившимися ему средствами, чтобы изобразить пошлость происходящего: этим можно объяснить и громоздкую декорацию «клуба-бара–дома», выкрашенную в невероятно красный цвет. Костюмы героев – и художника, и девушки легкого поведения, и актрисы – максимально типажные (актер играет художника? непременно наденем беретик на его длинные, с проседью волосы!)…
В одном из интервью режиссер-постановщик спектакля Владимир Шапиро говорил: «Вот для чего нужен театр. Для того, чтобы Вашу душу осыпать надеждой, верой, оптимизмом, любовью. Чтобы люди не просто похохотали, а вынесли из зала какой-то заряд оптимизма. Театр же – это инструмент создания общественного настроения. Это и есть главная функция театра». В этом смысле, постановка «Амилькара» – знак верности себе и режиссера, и Театра драмы. Социальный эксперимент не удался – люди не умеют играть в чувства, что и требовалось доказать.
Так случился все же спектакль или нет? С одной стороны, это очевидный возврат – в лучшем из смыслов – к старому доброму Театру драмы, не только развлекающему публику выкрикиванием текста пьесы, но и предлагающему качественно и честно сделанный популярный спектакль. А другой, катарсиса не происходит хотя бы потому, что, выплеснув максимум чувств и энергии по ходу действия (когда Амилькар отчитывает свое «семейство» за фальшь в игре), просто некуда эмоционально развиваться дальше. Поэтому невнятной, «смазанной» остается такая драматическая в своей нелепости и бессмысленности развязка…
Год Франции в России и России во Франции начнется только в 2009 году, а французская драматургия уже захватила Екатеринбург Театральный. «Месье Амилькар, или Человек, который платит» – не первый и не последний в этой серии спектакль. Но для морального оздоровления зрителя такие постановки, видимо, все же нужны.
Ближайшие показы спектакля состоятся 12 и 13 ноября.
Автор: ИА "Апельсин"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.