Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Взгляд » О времени и о себе
Календарь
«    Февраль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

О времени и о себе

Спектакль Льва Додина «Братья и сестры», показанный накануне на сцене театра Музыкальной комедии Екатеринбурга, стал знаковым событием. Он доказал состоятельность репертуарного театра, завышенные запросы и низкую культуру екатеринбургского зрителя, а также напомнил всем, кто поддался модной нынче тоске по советской эпохе, на чем собственно эта эпоха и держалась. Спектакль, который 23 года играют в Малом Драматическом театре, а до того существовавший еще 10 лет в качестве студенческой работы, в начале 21 века остается не просто интересным как срез исторического бытия, но актуальным, отвечающим вопросам современности.

Поспорить с таким долгожителем могут немногие, разве что «Ленком» с вечной «Юнона и Авось» или Таганка, где все еще идет «Добрый человек из Сезуана», которым легендарный театр Юрия Любимова начинался. И то, справедливости ради, следует отметить, что в рок-опере уже неоднократно сменился состав, в том числе и исполнитель главной роли. Что касается постановки по Брехту на Таганке, то она была восстановлена в 1998 году, конечно уже с другими актерами. «Братья и сестры» же идут от года к году без смены исполнительного состава: 30 лет играет 18-летнего Михаила Пряслина актер Петр Семак, того же возраста Егоршу – Сергей Власов… Разве что мальчишки и девчонки, играющие детей села Пекашино, регулярно сменяются. Ну что поделать, над законами природы режиссер Лев Додин не властен. В остальном же он доказывает всему миру и России, в частности, что способен удерживать большой репертуарный театр на гребне популярности, а самое главное – на высочайшем творческом уровне. Что весьма показательно для тех, кто в очередной раз развернул кампанию по организации похорон того самого репертуарного театра. Да и существующим коллективам, которые жалуются на невнимание властей к их проблемам, додинский опыт может стать показательным примером. МДТ один из немногих, целенаправленно искавший спонсоров для осуществления своих проектов и, надо отметить, нашедший. В том числе и приезд «Братьев и сестер» в Екатеринбург стал частью масштабного проекта «Легендарные спектакли МДТ на сцене театров России», помощь в реализации которого оказал Российский союз промышленников и предпринимателей.

При том, что Додин беспощаден как к актерам, так и к зрителю. Шесть с лишним часов, которые идут «Братья и сестры», для избалованных двух-, а зачастую и одночасовой развлекаловкой антрепризы – время за гранью понимания. Суетная наша современность, когда родным уделяется полчаса в день, входит в неописуемое противоречие с размахом и масштабностью додинской постановки. Но, как ни странно, спектакль затянутым не кажется: населенность многочисленными персонажами, за каждым из которых – целая жизнь, у каждого из которых впереди – непростая судьба. Смена авторского внимания от героя к герою не дает зрительскому вниманию застояться. Нищенское послевоенное существование оказывается знакомым не только старшему поколению, но и тем, кто вырос на сломе двух эпох. Вечное «вот закончится война (разруха, коммунистический режим, переходный период, банковский кризис) и заживем», которое как мантру твердят начальники всех эпох, на деле вводя новые и новые продповинности и налоги, вечная вера простых людей в светлое будущее – все это узнаваемо и заставляет пристальнее всматриваться в лица вроде бы далеких для зрителя-горожанина деревенских людей, из другой страны, из другого времени. В этом ключе – пересечения времен и причудливого тасования колоды – спектакль становится в оппозицию к нынешней моде на ретро, а также к реабилитации Советского союза. «Братья и сестры» стали своеобразной рифмой к вышедшему летом «Грузу 200». Чуткий к контексту Алексей Балабанов сгущал краски на 80-х годах, в то время как в спектакле без особых прикрас подается бытие-житие советской деревни конца 40-х. Как говорится, посвящается всем, кому в социализме было уютно и комфортно. К власти и ресурсам в современной России пришли как раз эти поколения, выросшие в застойные, достаточно сытные времена, набравшиеся опыта в кооперативных 80-х и развернувшиеся в лихие 90-е. К Советскому союзу у них нет никаких претензий, они выбирают комфорт, стабильность или того, кто им это пообещает. Стабильность у них ассоциируется и с застоем, так что ничего удивительного нет в сиквелах рязановских нетленок и старых песнях о главном. «Братья и сестры» такому сознанию – как тупым ножом по нервному узлу: смотрите, на чем строилась ваша сытость, ваш комфорт, ваша мода на ретро. На колхозном рабстве, на изломанной деревне… Надо отметить, что автор прозаической трилогии «Братья и сестры» – Федор Абрамов – не был ни антисоветчиком, ни диссидентом. «Я не деревенщик, – говорил он. – И с Солженицыным тоже ничего общего не имею». Убеждения Абрамова соответствовали требованиям эпохи, однако сила его таланта помимо авторской воли выписывала всю абсурдность колхозного уклада, отрицала существование этого строя. Лев Додин, которого многие критики называют сверхчитателем, а театр отличается от прочих по количеству и качеству работы с мировой литературой, сумел рассмотреть этот подтекст и показать его. Спектакль сочетает в себе предельную реалистичность, вплоть до того, что герои едят настоящее вареное мясо, парятся с кипятком и вениками, таскают настоящие бревна. И при этом каждое движение актера превращается в символ. Праздник, на котором пекашинцы впервые едят мясо, и вовсе подан как причастие, тайная вечеря. Тем более, что и корову они забили незаконно. И Егорша, ухвативший кусок побольше, пожирая его в стороне от общего котла, однозначно ассоциируется с Иудой, которого в традиции принято изображать по другую сторону стола от Христа. Так финальное предательство Егорши обозначено еще в первом действии, пока все молоды и счастливы. Декорации спектакля и вовсе обозначает одна бревенчатая стена. Система тросов заставляет ее парить в воздухе, то, вознося героинь, словно святых, то поднимая сданный колхозниками последний хлеб, словно жертву ненасытному Молоху. Симультанное действие актеров на трех-четырех планах порождает эффект кинематографического монтажа, правда при этом персонаж на одном плане может заглянуть через плечо персонажу, который по идее находится совсем в другом месте. Спектакль, конечно, устарел по отношению и к самому Льву Додину, который за это время далеко ушел в развитии своего стиля, и к мировой режиссуре вообще, однако на фоне общей массы провинциальных театров он смотрится едва ли не откровением. Сплав театральных технологий, актерского мастерства и режиссерской одаренности с узнаваемым подчерком – рецепт идеального спектакля вроде бы прост. Однако на деле те, кто могут сказать нечто новое в театре, вынуждены ютится на крохотных пятачках сцен. Ну а те, в чьих руках большие площадки, оборудованные и техникой, и светом… Впрочем говорилось об этом и не раз, и не два… Да и нужно ли это нашей публике? Она, конечно, осилила недешевые билеты на «додинцев», но видимо решила этим вкладом в мировую культуру и ограничиться. Иначе как объяснить настоящую мобильную симфонию, разразившуюся в зале к финалу спектакля.

Специально для ИА «Апельсин» Алексей ЕНЬШИН.
Автор: ИА "Апельсин"

31-01-2008
Рейтинг:
 (голосов: 1)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

На Берлинале вручили награды
На 69-м Берлинском кинофестивале названы имена победителей. Председателем жюри была в этом году французская актриса Жюльет Бинош.

На 86-м году жизни скончался модельер Карл Лагерфельд
На 86-м году жизни скончался модельер Карл Лагерфельд.

Умер ангел "Неба над Берлином"
В Цюрихе скончался актёр Бруно Ганц, сыгравший и Ангела, и Гитлера. Ему было 77 лет.

Рациональный город посреди пустыни
В 25 километрах от Дубая, в районе, который еще несколько лет назад был бесплодной пустыней, сегодня можно увидеть экспериментальный жилой квартал. Называется он Рациональный город.

Магия чёрного в коллекции Марка Джейкобса
Неделя моды в Нью-Йорке завершилась показом коллекции осень-зима 2019 Марка Джейкобса с участием супермодели 90-х Кристи Тарлингтон.

Умер актер и режиссер Борис Яшин
Борис Владимирович Яшин, советский актер, режиссер и сценарист, скончался вчера, 18 февраля, в возрасте 86 лет. Некролог артиста опубликован на сайте Союза кинематографистов Российской Федерации.

Россия перезапустит систему продвижения кино за рубежом
Министерство культуры готовится перезапустить систему продвижения российского кино за рубежом. Об этом сообщают 19 февраля несколько СМИ со ссылкой на участников встречи, прошедшей сегодня в ...

Умерла актриса Наталья Терентьева
В Ярославле в возрасте 92 лет умерла актриса Наталья Терентьева. Народная атистка, лауреат премии «Золотая маска» долгое время служила в Ярославском драматическом театре имени Волкова. «Уход из жизни ...

В Петербурге на 96-м году умер Евгений Марцинкевич
Дата и место похорон пока не сообщаются. Известный литературовед и артист Евгений Марцинкевич скончался сегодня, 19 февраля, в Петербурге.

Российские фильмы побили рекорды по сборам в 2018 году
По словам Мединского, в 2018 году в прокат вышли 142 российских фильма, 35 из которых — при непосредственной поддержке Минкультуры. Отдельно глава ведомства отметил успехи в программе кинофикации.

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru