Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Взгляд » Что-то зреет, что-то будет…
Календарь
«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Что-то зреет, что-то будет…

Наверно, в этом нет никакой закономерности. В конце концов, всегда есть место совпадению. Но почему-то во всех спектаклях «Реального театра», которые мне довелось увидеть, женские персонажи изображали беременность. Как сговорившись, совали себе под платья подушки, игрушки, скомканные платки. Только бы почувствовать, каково это. Тем более по сюжету ни одна из них забеременеть не могла…

Эти наивные старания стали своеобразной рифмой ко всему фестивалю «Реальный театр», где большинство спектаклей тоже притворялись «беременными» неким «месседжем». С другой стороны, и попытки изобразить это состояние достойны похвал. Может быть, кто-то перейдет от изображения к настоящему переживанию, может быть, что-то вызреет и родится-таки…

Начала череду лже-беременностей Нелли Уварова в моноспектакле «Правила поведения в современном обществе». Пьеса Лагарса коряво и занудно рассказывала о том, как можно неповторимую человеческую жизнь уложить в убогие правила. Нелли Уварова в режиссуре Александра Назарова – о том, как можно, несмотря на убогие правила, прожить яркую и неповторимую жизнь. Доказательством тому стал и сам спектакль, крайне мало отступающий от текста Лагарса (тех самых правил), но наполненный импровизациями в лучшем смысле этого слова. Кажется, что все «кунштюки» на самом деле отработаны актрисой до автоматизма: очень уверенно она себя в них чувствует.

В течение двух часов, рассказывая о правилах, актриса успела «прожить» целую жизнь: от рождения до смерти. В том числе и «примерила» на себя беременность. Уварова легка и органична, может и на пуанты встать, и параллельно полу зависнуть, и разыграть в одном лице разговор на четверых. Искренностью и обаянием Уварова закрывает некоторые режиссерские огрехи, облагораживает эстрадный трюк с выводом зрителя на сцену, и даже смазанный финал не так остро переживается. Финал акцентирует внимание на круговороте событий, отсылая к финалу «Лысой певицы» Ионеску, когда в конце пьесы мы возвращаемся к ее началу. Героиня «Правил…», произнеся последнюю фразу, вдруг срывается со сцены за кулисы, чтобы выйти уже под аплодисменты.

Персонажи спектакля «Лев зимой» театра из Лысьвы оказались не столь обаятельны, чтобы прикрыть огрехи постановщика. У режиссера Тимура Насирова получился этакий театральный глянец. Костюмы яркие, блестящие какие-то. Ричард и его мать Элеанор – в красном (страсть, власть, месть), интриган Джефри в гламурно-сереньком (продажное ничтожество), юный Джон в голубом (наивность, переходящая в глупость, кстати, брюки у Джона превращаются в элегантные шорты – маловат, значит, еще). Непонятно почему на Эллис кремовая одежда: уж в невинности ее обвинить нельзя. Генри, короля английского, отличает от прочих старый черный заношенный джемпер.

В общем-то гламур и глянец можно назвать определяющими для лысьвенского спектакля. Тогда понятно отсутствие мыслей глубоких, которые бы сделали спектакль о замшелом двенадцатом веке живым и актуальным. Есть немного от «театра в театре»: персонажи открыто представляются зрителям, а Генри, расположившись у рампы, их по-режиссерски комментирует. Немного скандальности, когда обсуждается гомосексуализм Ричарда, будущего короля Львиное сердце. Немного о том, как власть делает из людей монстров. Еще о семейных ценностях, когда вдруг Генри в финале припадает на плечо своей супруги, которую сам засадил в тюрьму, и спрашивает: «а может у нас есть шанс?» Кажется, режиссер предпочитает «одной, но пламенной страсти» кучу намеков на разные «мыслишки». Будто боится, что его обвинят в банальностях или копировании мастеров. Словно Эллис, которая во втором действии старательно изображает беременную, но стоит войти «старшему товарищу» Элеанор, как она спешно выдергивает у себя из-под платья свернутый платок. Странно…

«Гроза» театра из Магнитогорска оказалась ложной беременностью. Хотя все симптомы указывали на настоящую. Катерина в одной из сцен, засунув подушку под сорочку, изображает, что она на сносях. В итоге даже «рожает», а Варвара «определяет» пол новорожденного – мальчик. В общем-то, и весь спектакль сводится к той же игре. Актеры подробны в своих переживаниях, даже если разыгрывают откровенно клоунские номера – за ними видна какая-то маленькая трагедия. Режиссер выплетает сложнейшее кружево истории с искренними персонажами, украшает его фольклорными мотивами, подсыпает перцу почти акробатических номеров. А в финале, поплакав над утопшей Катенькой, персонажи вдруг начинают ловить надоедливых комаров. В какой-то момент к ним присоединяется и Катерина. Резкий скачок от трагедии к комедии, хлопки охотников за комарами, перерастающие в зрительские аплодисменты. И получается: извините, зрители, мы тут немножко поиграли, мы же понарошку, не думайте чего… Игра ради игры? А зачем? А зритель как же? Он не ждет мудрых мыслей в финале, просто хочет понять, как эти люди будут дальше жить после случившейся катастрофы? Они были настолько честны, что зритель им поверил. Но режиссер не дает ответа. А актеры ловят комаров.

В «Докторе Живаго», мюзикле Пермского драматического театра, все персонажи настолько прозрачны и нереальны, что сама мысль о размножении может их убить. Тем не менее, по сюжету дети возникают. Очевидно в результате клонирования. Если же говорить серьезно, то именно претензия на «мюзикальность» лишает спектакль права на существование. Интересное либретто Михаила Бартенева, хорошая музыка Андрея Журбина и, в общем-то, грамотное исполнение актерами своих партий «смешаны, но не взболтаны» в весьма посредственной режиссуре. Что на репетициях «Доктора…» делал хореограф совсем непонятно: множество поводов для отличных танцевальных сцен упущены, а немногие пластические номера поставлены очень по-любительски. По сравнению с ними, хореография в родной Музкомедии выглядит вершиной contemporary dance, тем более, что ее ставит Сергей Смирнов, который в теме разбирается. Единственная сцена спектакля, которая таки берет за душу, во втором акте – и то больше за счет бартеневского текста – хор женщин, провожающих солдат на фронт. И их просьба «смотри там, не простудись». Это на войне-то! Бартеневу, как обычно, отлично…

Интересно, на фоне иногородних спектаклей упомянуть и местные. Особенно в контексте заявленной темы. Это, с одной стороны, абсолютная бесплодность «Жака и его господина» (Екатеринбургский ТЮЗ), где каждый персонаж, вместе с зарядом похотливости, предусмотрительно снабжен и контрацепцией для мозга. И жуткий абортарий в «Гамлете» Николая Коляды, когда и Гертруда, и Офелия в «момент истины» начинают вытаскивать из своего «чрева» кучу дешевых мягких игрушек. Гениальная метафора, иллюстрация к фразе «Ступай в монастырь, зачем плодить дураков…». И подспудная расточительность на метафоры вообще, «Гамлет» ими загружен максимально, количество символов на секунду действия зашкаливает все возможные показатели. На фоне остальных, шекспировская трагедия в интерпретации Коляды смотрится наиболее цельной и завершенной. В отличие от той же «Грозы», актеры еще в прологе спектакля показывают: сейчас мы сыграем одну историю, там все не по-настоящему. Однако, несмотря на условность и большую дозу метафоричности, игра идет не на жизнь, а на смерть. Что называется, на разрыв аорты.

«Жак…» и «Гамлет» как бы обозначили рамки существования современного театра. Спектакли «Реального театра» по-разному тяготеют к этим полюсам. Кому-то ближе отлакированная глянцевая сцена, кому-то очень подробное, погруженное в тысячу вещей-символов, существование. И чем ближе к последнему полюсу, тем больше надежд, что нечто вызреет и родится-таки…


Алексей ЕНЬШИН.
Автор: ИА "Апельсин"

25-09-2007
Рейтинг:
 (голосов: 1)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Астерикс осиротел: скончался художник Альбер Удерзо
Астерикс осиротел: скончался художник Альбер Удерзо

Каннский кинофестиваль перенесен
Каннский кинофестиваль перенесен

Кинофестиваль в Женеве: показы и награждения онлайн
Кинофестиваль в Женеве: показы и награждения онлайн

"Citizens of Boomtown" - альбом возвращения
"Citizens of Boomtown" - альбом возвращения

Fantasporto: 40 лет крови и юмора
Fantasporto: 40 лет крови и юмора

Цирк Du Soleil проведет сегодня онлайн-выступление
Один из лучших цирков мира Du Soleil зажжет огни для зрителей в пятницу, 3 апреля 2020 года. Как сообщает ToDay News Ufa, знаменитый Цирк Солнца, а именно так переводится название канадского ...

Меладзе спел армянскую «Ов сирун, сирун» для Мишустина Видео
В сети появилось видео, в котором российский певец грузинского происхождения Валерий Меладзе исполняет армянскую народную песню «Ов сирун, сирун» (« , »).

Группа «Ария» даст онлайн-концерт
3 апреля в 20:00 по Москве группа «Ария» отыграет полноценный онлайн-концерт. Для его просмотра достаточно будет пополнить ряды абонентов «Ростелекома» и включить канал «Всё ТВ» на Wink.

В Сеть слили имя возможного главного злодея в кинокомиксе «Вечные»
Среди уже знакомых имен поклонники обнаружили ранее не упоминавшегося в новостях о фильме злодея Кро, лидера Девиантов. А раз предполагается, что ему достанется собственная фигурка, то и в ...

Вышел тизер хоррора «Поезд в Пусан 2: Полуостров»
В YouTube опубликован тизер хоррора Ён Сан-хо «Поезд в Пусан 2: Полуостров». Премьера фильма запланирована на 6 августа. В фильме ужасов пойдет рассказ о солдате, который выжил после ...

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru