Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Взгляд » Верхняя Пышма создает художественный прецедент для всей России
Календарь
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Верхняя Пышма создает художественный прецедент для всей России


В Верхней Пышме установят памятник знаменитому советскому ученому-металлургу. Сейчас подходит к концу закрытый конкурс. Жюри выбирает из работ четырех авторов. Кстати, среди авторов – одна женщина. Это видно невооруженным взглядом. В пластическом решении одного из проектов так и чувствуется женская рука. О том, что еще почувствовал «Апельсин», в специальном репортаже Натальи КИРСАНОВОЙ.







Огласить имена участников мы не вправе, но внимательный зритель может угадать как минимум трех из них. Стоит лишь немного приглядеться к стилю авторов и вспомнить, что подобное вы уже видели в Екатеринбурге. «Апельсин», прогуливаясь по экспозиции вместе с экспертами, угадал. Правильно или нет, проверим лишь в начале августа. А пока общественность не должна, да и не может знать о том, кто творцы и судьи кто. Конкурс-то закрытый. Кстати, одна из особенностей закрытого конкурса заключается в том, что заказы на изготовление проектов получают конкретные художники. При этом состав жюри авторам неизвестен. А вознаграждение получают все участники конкурса, независимо от результатов.

Памятник Грум-Гржимайло установят перед новым зданием Института металлургии УГМК-Холдинга, параллельно основной оси улицы Ленина.

Кстати, не стоит путать Владимира Ефимовича Грум-Гржимайло с его же братьями Григорием Ефимовичем или Михаилом Ефимовичем. Первый металлург, а второй – путешественник, третий военный, хотя тоже не чурался путешествий. Причем, все они известны в равной степени. Правда, сказать навскидку, как именно россияне чтят память братьев, достаточно сложно. Хотя, например, именем Григория назван ледник на Памире. А вот если в свердловском городе появится памятник Владимиру, это будет прецедентом в России – еще никто не увековечивал его образ в бронзе.

Большая Советская энциклопедия говорит о том, что Грум-Гржимайло Владимир Ефимович родился 12(24) февраля 1864 в Петербурге и умер 30 октября 1928 в Москве. Советский металлург, член-корреспондент АН СССР с 1927 появился на свет в семье экономиста. По окончании Петербургского горного института (1885) работал на уральских металлургических заводах. Под его руководством создавались проекты различных нагревательных печей: методических – для нагрева слитков перед прокаткой, кузнечных – для термической обработки металлов, сушильных, отжигательных, а также мартеновских. Вообще же про Владимира существует достаточно много тяжеловесных научных статей, так же как и описаний его серьезных трудов. Но мы не станем углубляться в них, и просто примем значимость ученого для развития отечественной науки.

Итак, проект, принятый к реализации в Верхней Пышме, и его автора узнаем уже в августе.







Примечательная …непримечательность

Все четыре эскиза выставлены на всеобщее обозрение в Пышминском Дворце культуры УГМК. Поскольку конкурс закрытый, то вместо авторов на табличках указаны номера.

Первый проект под кодовым номером 45480 не выделяется из ряда других и примечателен пожалуй лишь тем…что ничем не примечателен. Напоминает скорее парково-садовую скульптуру, чем памятник монументальному ученому. Выглядит, как шагающий человек, и похоже слишком реалистичен и натуралистичен, чтобы быть памятником. В правой руке книга, левая поднята, как будто он и не металлург, а, скажем, советский вождь. Мимо такого прошел и забыл о нем.

Ну, поскольку по экспозиции мы гуляли с экспертами, то предлагаем вашему вниманию независимую экспертную оценку члена Общественного редакционного совета «Апельсина», большого знатока и ценителя искусства архитектуры, дизайна и скульптуры, ректора УралГАХА, профессора Александра Старикова. Он не является членом жюри, а потому может дать независимую оценку.

На непредвзятый взгляд Старикова, проект вполне жизнеспособен. Автор в достаточной мере справился с задачей увековечения образа металлурга, но есть ряд существенных недостатков: «Фигура и образное решение слишком натуралистичны, фотографичны и с точки зрения искусства не отражают индивидуального подхода. Кроме того, случайное размещение на постаменте модели завода (а я ее и не заметила!), который «отваливается» от композиции и находится позади фигуры около пятки, выражает пренебрежительное отношение человека к ремеслу. Что касается натурализма, то он тоже вызывает вопросы.

Например, ноги и спина выполнены неестественно». Похоже, если говорить о памятнике в целом, то назвать произведением искусства проект 45480 язык не поворачивается.







Индивидуальность с куском руды в руках

Второй проект за номером 135791 производит более положительное впечатление, однако неуловимо напоминает часть уже существующей скульптурной группы в Екатеринбурге на одной из центральных улиц. Этот Грум держит в руках кусок руды и свиток. И все бы ничего, только чувствуется некая недоработанность в образе. Натуралистичности вроде бы меньше, но неизгладимого впечатления произвести также не удается. Этого Грума, как ни печально, тоже увидел и забыл.

А вот профессор Стариков увидел здесь несомненную индивидуальность автора: «Это уже не фотография, как первый проект, а некий образ – ученый держит кусок руды. Такой памятник, безусловно, может быть установлен, если говорить в целом, он красив, в нем нет лишних деталей, которые раздражают. Но вот постамент…Он очень груб и недоработан. При почти одинаковой высоте с фигурой и треугольном решении он смазывает общее впечатление от композиции и, несомненно, требует переработки». Что же, если постамент будет переработан, то пышминский Грум, очевидно, будет держать в правой руке кусок руды, а левой взмахивать куда-то вверх.







Пипл хавает?

Третий проект 416161, в отличие от двух первых светлых, гипсово-бетонных, золотистый и поражает воображение. Во-первых, монументализмом. Почти 14 метров, это больше, чем пятиэтажный дом. Представьте себе такое произведение искусства, с которым не сравнится ни одна «хрущевка». Все бы ничего, только вот сам Грум занимает в этом золотистом шедевре всего лишь 4 метра. А значит за витиеватой, богатой лепниной фундамента, множеством фигур рабочих на постаменте, и кажется, тысячью атрибутов ученого (пробирок, мечей, книг, свитков и непонятно чего еще) ты уже не замечаешь ученого, сидящего в кресле. В руке у этого Грума нечто, похожее на бутыль или штоф, но в описании к проекту сказано, что это макет литейной печи с горящим внутри огнем. Думается, что в силу помпезности и бесспорной вычурности этого огромного трехъярусного сооружения зрителю вряд ли удастся разглядеть внутри тесной печурки огонь. Интересно, что среди посетителей выставки конкурсных проектов именно этот памятник вызывает наибольшее оживление. Дети с удовольствием разглядывают атрибуты ученого, а взрослые оставляют хвалебные оды в книге отзывов.

К моему счастью и сожалению публики Стариков назвал золотистый шедевр самым неудачным решением из всех представленных. «По стилю композиционного решения его можно отнести к архаике, копирующей эпоху барокко, но сегодня уже не время для таких скульптур. Это решение влечет за собой огромный перегруз композиции деталями. Тут и гирлянды, и барельефы, и горельефы – фигуры нескольких рабочих. Но даже если мы обратимся к барокко и классицизму, то фигура непосредственно того деятеля, кому установлен памятник, всегда видна, и она является основной в композициях. А здесь мы не видим Грум-Гржимайло, он просто теряется, его перебивает постамент, и образ героя абсолютно не раскрывается. Что касается самой фигуры. Основной ее недостаток – тот же перегруз различными атрибутами. Тут вам и книга, и меч, и циркуль, и свитки, и угольник, и модель печи…При таком достаточно многослойном постаменте на зрителя снова вываливают кучу деталей. А шинель? Она выполнена настолько грубо, что с некоторых ракурсов Грум-Гржимайло производит впечатление горбуна. Я хотел бы предостеречь членов жюри, чтобы избежать двусмысленности. Горожане могут дать негативные названия памятнику, сродни тех, скажем, что существуют у екатеринбургских Татищева и де Генина. И вообще, мне непонятно, почему у него в руках меч 12 века? Он что, как ученый им пользовался постоянно, наравне с книгами?». Да уж, судя по всему, автор этого проекта или забыл о лаконизме или совсем не принимает его для себя. Это как человек, который так много говорит, что уже теряешься в его мыслях и не понимаешь, а что именно тебе хотят сказать.







Мысли об идеале, или идеальный мыслитель

Четвертый конкурсный проект за номером 367999 на этом фоне кажется просто идеальным. Именно он изображен на картинке к этому тексту. Этот Грум выглядит весьма достойно, сразу видно, что речь идет об ученом, мыслителе, осознающем силу своего знания и временность бытия. Вместе с постаментом композиция около 8 метров, выполнена она должна быть в бронзе. Высота фигуры равна высоте постамента, и это очень уравновешивает восприятие памятника по сравнению с другими проектами.

Интересно, что именно этого мыслителя наш эксперт назвал самым вероятным кандидатом на установку перед Институтом металлургии. «В целом они близки по духу с проектом 135791, вторым по счету, но в этом решении я вижу более убедительный образ современного ученого. В нем отсутствуют недостатки прошлых вариантов. К достоинствам я бы отнес пропорциональность фигуры и постамента. Удачно решен образ ученого, который с помощью лаконичных средств раскрывается в пространстве и времени. Скажем, шеврон на левом плече говорит нам о том, что это не писатель, не художник, а инженер. Достаточно удачно использован незатертый прием пластического решения, когда шинель накинута в виде мантии, что располагает к себе зрителя, создает многообразие восприятия с разных точек зрения», – прокомментировал эксперт «Апельсина». Итак, лаконизм этого проекта подчеркивает выразительность и красоту решения, которое выглядит монументально, величественно, передает сущность ученого-мыслителя. Остается надеяться, что жюри закрытого конкурса на воплощение образа металлурга Грум-Гржимайло примет единственно верное решение, выбрав одного из четырех. И свердловчане создадут российский прецедент, установив первый памятник знаменитому ученому.

Какого Грума будут лицезреть пышминцы и гости города, узнаем буквально через неделю.







Наталья КИРСАНОВА.
Автор: ИА "Апельсин"

24-07-2007
Рейтинг:
 (голосов: 1)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Тулуза принимает 30-й анимационный форум


90-метровый гобелен по мотивам "Игры престолов"


"Вдоль по Окаванго"


"Психомагия" Ходоровски: скоро в прокате


Тинтин уйдет с молотка


Facebook запретил рекламу фильма «Маленькие чудовища» в России
Комедия ужасов «Маленькие чудовища» про зомби в лучших традициях «Зомбилэнда» пострадала от рук модераторов социальной сети Facebook, заблокировавших рекламную кампанию фильма на территории ...

Начались съемки нового фильма по игре Mortal Kombat
О старте съемок новой экранизации популярного файтинга Mortal Kombat официально объявил сценарист картины Грег Руссо. Сделал он это на страничке в Twitter, опубликовав фото со съемочной площадки. ...

«Щегол» Warner Bros. стартовал с одним из худших результатов в истории
Экранизация популярного романа "Щегол" студии Warner Bros. продемонстрировала одни из худших стартов в истории американского проката.

Лазарев и Топалов столкнулись лбами в соцсети
Сергей Лазарев и Влад Топалов устроили публичную перепалку в инстаграме.

Российская студия требует от Джеки Чана и Шварценеггера 216 млн рублей
Компания «Русская фильм групп», которая несколько лет назад финансировала производство приквела – ленту «Вий 3D», требует взыскать с голливудских актеров, снявшихся во второй части этой истории, 216 ...

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru