Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Взгляд » Архитектурная Маевка: от Ромула до наших дней
Календарь
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Архитектурная Маевка: от Ромула до наших дней

В этом году Уральская архитектурно-художественная академия отметит 40-летний юбилей. Основное торжество пройдет в октябре – в Театре эстрады архитекторы и дизайнеры отпразднуют день рождения вуза. Говорят, выпускников и студентов, сотрудников и преподавателей поздравят Настя Полева и Вячеслав Бутусов, которые хоть и знамениты как лидеры Свердловского рок-клуба, но в первую очередь дороги для вуза как его выпускники.

Впрочем, отметить юбилей только в один осенний день, значило бы обойти все те традиции, которые приобрел и сумел сохранить вуз. Поэтому с 19 мая, когда состоялась студенческая маевка, и до декабря, когда пройдет Юбилейный международный фестиваль анимационных киношкол «Кинопроба», академия будет выделять в своем календаре особые дни.

«Апельсин» побывал на третьем событии юбилейного календаря – маевке для выпускников, которая прошла 26 мая на базе отдыха «Балтым».


Это уже четвертая маевка для выпускников, которую организует академия и ассоциация выпускников. На нее приезжают архитекторы и дизайнеры со всей страны и даже из-за рубежа. По наблюдениям ректора УралГАХА Александра Старикова, участников только прибавляется. Нельзя не согласиться, что причина тому – корпоративный дух, нельзя оспаривать роль привычки и не отдать дань ностальгии – все это будет весомыми факторами…Но заглянем в историю, обратившись к становлению этого движения, чтобы понять, что именно зовет людей на маевку.

Май, свобода, солнце

Когда-то академия была всего лишь кафедрой архитектуры в Уральском индустриальном институте (теперь УГТУ). В 1967 году она отделилась и была преобразована в Уральский филиал Московского архитектурного института, на базе которого в 1972 году был создан Свердловский архитектурный институт. Через год после того, как произошло это отделение, то есть в 1968 году, состоялась первая маевка. «В УПИ были замечательные традиции, и до сих пор для студентов вузов города проходит фестиваль «Весна УПИ», – рассказывает Александр Стариков. – Нам хотелось что-то противопоставить, но так, чтобы не повторяться. Тогда мы придумали маевку». В день, на который она была запланирована, случился проливной дождь со снегом, однако непогода не поколебала волю и желание студентов организовать свой весенний праздник.

Вообще говоря, маевками называли движения, которые возникали во время хрущевской «оттепели». Это было нечто вроде дополнения к первомайским демонстрациям. Впрочем, в некоторых вузах Союза маевки приобрели общественно значимый характер, и очень скоро студентов на них «приглашали», как это тогда было заведено. На маевках выступали театральные и художественные коллективы, в некоторых вузах студенты развлекались, сжигая чучела милитаризма, фашизма, расизма. Маевки Архитектурного института в этом смысле не отставали от общего студенческого настроения.

«Маевки, выражаясь современным языком, были неким шоу, где студенты хотели показать свое творчество, отношение к жизни, отношение к власти, к образованию, – вспоминает Стариков. – Времена были жесткие, вольнодумство не поощрялось, поэтому мы, как старые большевики, стали уходить в леса и проводить маевки подальше от глаз милиции и прочих доброжелательных граждан». Те маевки во многом сформировали отношение к академии. Это был способ самовыражения, свободы и легкой конфронтации с властью. Как признается преподаватель кафедры графического дизайна Валерий Семенов, если бы не те маевки, то на эту бы он в жизни не поехал.

Но эта, четвертая, которую специально проводят для выпускников, скорее уже ностальгическая, чего ее участники не отрицают. Она напоминает им о прошлом, но вместе с тем является возможностью встретить друзей молодости, сокурсников. Александр Стариков, правда, подмечает, что объединяет их не только ностальгия, но и былой, никуда не пропавший задор. Люди приезжают на нее повзрослевшими, но в сущности такими же, как и 30 лет назад. «Это поколение воспитано на творческой критике, оно не может успокоиться, поэтому переносит все на наше время и продолжает громить глупости с тем же юмором и с той же остротой», – с удовольствием говорит он, глядя на поляну, где расположились выпускники.

Прямая речь

На маевку приезжают по двум причинам. Во-первых, у выпускников есть такая возможность – маевки организуют, и об этом сообщается. В академии есть ассоциация выпускников, существует сайт, на котором размещены все анонсы и контакты лиц, ответственных за эту работу. Но с другой стороны, контактов и лиц мало, нужно, чтобы было желание ехать через полстраны или полмира (ведь многие приезжают из Италии, Германии, Франции, где нашли себе работу) сюда в Екатеринбург. Поэтому, во-вторых, едут, потому что хочется, потому что когда-то здесь им привили корпоративный дух, потому что не могут отделить свою жизнь от академии.

Вот, например, совсем удивительную историю своих отношений с УралГАХА рассказал Валерий Семенов. «Получилось так, что меня отчислили со второго курса Архитектурного института, – рассказал он. – А теперь я преподаю на кафедре. Своим студентам говорю, что судьба сделала мне тогда роскошный подарок. То, что меня выгнали со второго курса, помогло мне на всю жизнь сохранить интерес к профессии. Потому что незавершенность образования обрекает на то, что его нужно постоянно завешать, быть постоянно в работе. Но далее я говорю студентам, что если они будут плохо посещать мои лекции, то этим подарком я поделюсь с каждым из них». Он говорит также, что академия – это осевая линия в жизни каждого, кто в ней учился или не доучился.

Руководитель архитектурной мастерской корпорации MIREX Group Галина Акатова окончила вуз в 1988 году, но даже после этого приезжала в Свердловск из Тольятти, куда попала по распределению, за консультацией к бывшим педагогам.

«Институт всегда был на большом счету в стране, я бы даже сказала, что он всегда считался вторым после Московского архитектурного института, – говорит она. – После окончания вуза я приезжала сюда советоваться по вопросам инсоляции (степень освещенности солнечным светом зданий, сооружений и их внутренних помещений). Книги по этой теме были составлены заумно, а в институте создали свое пособие, где все было компактно и понятно изложено. В итоге, весь «Гражданпроект» Тольятти пользовался материалами нашего Свердловского архитектурного института». Она также рассказала, что институт научил ее поколение любить свою профессию, отстаивать идеи, понимать свое место в жизни. «У меня все состоялось положительно, в плане работы однозначно. Я доросла до главного архитектора института в городе Тольятти. Сейчас осваиваю московские территории, являюсь руководителем архитектурной мастерской в одной из крупнейших компаний корпорации MIREX Group», – добавляет она.

И все-таки, теперь уже выпускники, профессионалы, те, кто собрались на эту маевку, замечают, что изменились не только они, мероприятие, но и сам институт. И замечают это с горчинкой.

Руководитель мастерской «Березовский горпроект» Александр Бобылев говорит, что приходит в академию, чтобы проведать, как учится его сын. Иногда он встречает тех, с кем учился, теперь они работают в вузе педагогами. И он наблюдает перемены, которые произошли с тех пор, как он окончил институт. «В академии есть остатки того особенного корпоративного духа, что был, когда я там учился, но кажется, в среде, куда попал мой сын, он ослаблен, – признается Александр Бобылев. – Но, наверняка есть костяк, который поддерживает все традиции». Также он говорит, что изменилось само обучение. «У нас хорошие художники, очень неплохие дизайнеры, но готового ведущего архитектора проекта получить невозможно, его надо растить самому. Когда я вышел, моих знаний было достаточно, чтобы вести проект. Не знаю почему, но молодых специалистов, которые ко мне сейчас приходят работать, приходится учить с нуля», – отмечает он.

Из прошлого в будущее

Но между тем, Александр Бобылев отмечает, что академия в свое время дала ему образование достаточного уровня, чтобы он мог заниматься, в том числе, и своим делом, главное было вовремя эти знания взять. А вот, по мнению преподавателя кафедры графического дизайна Валерия Семенова, проблема самореализации для молодых специалистов сейчас острее, чем прежде. «Заказчик и культурная ситуация работают против молодого специалиста, поэтому вырасти ему очень трудно. То, что предлагает рынок в качестве стартовых позиций, не способствует профессиональному росту и росту, не люблю это слово, творческого потенциала. Наш город всегда был суров по отношению к людям свободных профессий. Кстати, это заметно и по архитектуре: сейчас мы видим бум строительства, но не видим архитекторов», – поделился наблюдением Семенов.

Если у человека есть склонность к саморекламе, самопродвижению, академия помогает ему это развить, так как здесь есть курсы рекламы, брендинга. Они связаны и с имиджмейкерством с точки зрения self-made. Но далеко не все люди способны к подобной бизнес-самореализации. Более того, интровертность талантливого человека очень часто не может перейти в экставертность бизнесмена. Примеры такого перехода есть, но они единичны. Поэтому сейчас актуален вопрос не только обучения дизайнеров, а тех людей, которые работали бы с ними в одной связке, – менеджеров в сфере культуры и проектирования.

Так, например, выпускник УралГАХА, председатель Клуба интеллектуальной культуры «НОГА» Павел Ложкин, окончив институт, столкнулся с тем, что у него нет менеджерских качеств, и он не знает, как организовать продвижение своих идей. Поэтому считает, что нужно добавить предмет «менеджмент проекта», где бы рассказывали, как реализовать свой проект. «В этом году пройдет ежегодный конкурс архитектурных проектов «Рука мастера», я хочу добавить туда номинацию «Архитектурные концепции», – делится Ложкин планами. – Проблема в том, что идеи есть у многих, но они оказываются невостребованными, и показать их негде. Для этого организуются некие конкурсы, чтобы собирать предложения, идеи, но, кроме того, нужно готовить общество к этим возможным переменам, поскольку оно очень консервативно. В первый раз темой будет город Екатеринбург».

Таким образом, эта маевка стала тем местом, где уже в четвертый раз выпускники смогли собраться, вспомнить прошлое, обсудить, как развивается их вуз, а также оценить те обстоятельства и условия, в которых учатся специалисты, что придут им на смену.


Татьяна ЩЕЛКУНОВА.
Автор: ИА "Апельсин"

29-05-2007
Рейтинг:
 (голосов: 1)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Тулуза принимает 30-й анимационный форум


90-метровый гобелен по мотивам "Игры престолов"


"Вдоль по Окаванго"


"Психомагия" Ходоровски: скоро в прокате


Тинтин уйдет с молотка


Facebook запретил рекламу фильма «Маленькие чудовища» в России
Комедия ужасов «Маленькие чудовища» про зомби в лучших традициях «Зомбилэнда» пострадала от рук модераторов социальной сети Facebook, заблокировавших рекламную кампанию фильма на территории ...

Начались съемки нового фильма по игре Mortal Kombat
О старте съемок новой экранизации популярного файтинга Mortal Kombat официально объявил сценарист картины Грег Руссо. Сделал он это на страничке в Twitter, опубликовав фото со съемочной площадки. ...

«Щегол» Warner Bros. стартовал с одним из худших результатов в истории
Экранизация популярного романа "Щегол" студии Warner Bros. продемонстрировала одни из худших стартов в истории американского проката.

Лазарев и Топалов столкнулись лбами в соцсети
Сергей Лазарев и Влад Топалов устроили публичную перепалку в инстаграме.

Российская студия требует от Джеки Чана и Шварценеггера 216 млн рублей
Компания «Русская фильм групп», которая несколько лет назад финансировала производство приквела – ленту «Вий 3D», требует взыскать с голливудских актеров, снявшихся во второй части этой истории, 216 ...

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru