Роскошное безумие театральных костюмов
Деятельность театрального художника во многом напоминает творчество модельера. Каждый спектакль – как новая коллекция. Но в отличие от того же дизайнера одежды, работа художника, как правило, остается в тени актерской игры и режиссерского замысла. Конечно, художника театра кукол это касается в меньшей степени, ведь здесь сценография – основа любой постановки. В то же время именно здесь искусство сценографа таит в себе самые любопытные секреты. Прошедшее накануне в Екатеринбургском театре кукол дефиле театральных костюмов позволило сместить акценты с действия на антураж, выведя творчество художника на первый план.
Где еще, как не на подиуме, можно до мельчайшей блестки и складочки рассмотреть то самое произведение искусства, которым по сути является каждый театральный костюм. В спектакле это все сливается в яркую, насыщенную красками массу, а в дефиле пристальное внимание к каждой детали обеспечено по определению. Только здесь и можно разглядеть пальцы в виде конфет у непонятного сказочного существа, изящные оборки на платье принцессы, оригинальные заколки в париках японских красавиц. А уж говорить о том, что только на подиуме можно постичь секреты сложных комбинированных костюмов, и вовсе излишне. Иные костюмы представляли собой не просто отдельно взятый объект вроде театра или избушки на курьих ножках, а целые деревни. Актер по пояс – деревянная изба с заснеженной крышей, а юбка – этакий большой холм с деревенскими околицами, играющими в снежки ребятишками и даже лошадью, везущей на санях мужика (!). И все настолько изящно, игрушечно, миниатюрно, что глаз не оторвать.
Действо по зрелищности и буйству красок напоминало бразильский карнавал. По подиуму шествовали принцессы и короли, зайцы и павлины, восточные мудрецы и японские красавицы, злые волшебники и рыжие ангелы. Каждый новый костюм поражал воображение то оригинальной тканью, то кроем, то сложностью конструкции, то невообразимым смешением стилей. Причем каждый выход обыгрывался при помощи музыки. Шкодных мультяшных героев выпускали под не менее шкодную композицию «Сплина» «Мы сидели и курили», а фольклорные наряды, которых, кстати, было в изобилии, сопровождали песнями из репертуара «Ивана Купалы» и «Золотого Кольца». Выглядело это все уместно и гармонично.
По традиции, в дефиле участвовали не только модели, но и сами актеры театра. Первые с видимым усилием несли на себе объемные театральные одежды, то и дело опасаясь уронить с себя поролоновую голову или споткнуться об огромные меховые башмаки, к которым к тому же еще и лыжи приделали.
«На самом деле это не так уж и сложно, – поделилась после дефиле с «Апельсином» манекенщица модельного агентства «Карамель» Людмила Ушакова. – Конечно, это не Неделя прет-а-порте, здесь все по-другому, совершенно иная атмосфера, чем та, к которой мы привыкли. Но в том и заключается талант модели – уметь носить на себе любую одежду и при этом чувствовать себя уверенно».
Но если манекенщицы оказались людьми «привычными», то актерам было явно трудно бесстрастно ходить по подиуму, и они неизменно начинали играть героев, костюмы которых надели. «Королеву» Ирину Кузину так и тянуло делать реверансы, «принц» Максим Удинцев опасливо озирался на зал и то и дело спотыкался, а «Баба-Яга» Алексей Пожарский, выскочив из костюма избушки на курьих ножках, исполнил зажигательный танец с вилянием бедрами и изящной распальцовкой.
«На самом деле модели работали по своим канонам, артисты – по своим, – рассказал «Апельсину» актер Евгений Сивко. – Никто не заставлял нас ходить с постными лицами и играть роль вешалок. Мне кажется, это был верный ход. Каждый из нас старался создать какой-то, пусть самый неуловимый образ, даже если никогда не носил этого костюма. Думаю, это оживило дефиле».
Конечно, все самые сложные костюмы доверили показывать актерам, так как им управляться с причудливыми механизмами не привыкать. Но вывести на сцену громадного четырехметрового ангела все-таки доверили девушкам из «Карамели». Модели успешно справились с гигантской куклой и даже сумели немного помахать огромными ангельскими крыльями.
В финале вечера чествовали самих художников, чьи работы были представлены на подиуме. Из шестерых виновников торжества на сцену поднялись только пятеро: Андрей Мелентьев, Юлия Селаври, Анатолий Шубин, Людмила Семячкова и Татьяна Попова. Главный художник Екатеринбургского театра кукол Андрей Ефимов, к сожалению, заболел.
Неотъемлемая в День Святого Валентина тема любви в этот вечер обыгрывалась дважды. Подиум был украшен своеобразными воротами в виде разбитого на две половины сердца, а в фойе театра известный театральный фотохудожник Виталий Пустовалов представил серию работ «Любовь – не вздохи на скамейке». Основную часть экспозиции заняли снимки эстрадного дуэта «Зазу» в стиле ретро, где артисты играли известных сладких парочек, начиная с Остапа Бендера и Эллочки Людоедки, заканчивая лисой Алисой и котом Базилио. Финальная нотка получилась философской: шоу завершили фразой Сальвадора Дали: «Безумие есть творчество, если безумие – любовь». И карнавального безумия, и любви, и уж тем более творчества этому вечеру в театре кукол было не занимать.
Елена Жолобова.
Автор: ИА "Апельсин"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.