Как Свердловская филармония искала путь к Вечности
Концерта «Движение к Вечности», прошедшего накануне в Свердловской филармонии, ждали долго. Одни говорили о его непростой философской программе, достаточно актуальной для серьезного учреждения, которое не заигрывает со зрителями, делая ставку на сложные вещи. Другие ждали сюрпризов от известного московского дирижера. Концерт ожиданий не обманул.
Слушатели были покорены энергией, яркостью и мастерством дирижера программы Феликса Коробова, который специально ради этого события приехал из Москвы. Главный дирижер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко хорошо известен своей любовью к трудным, интеллектуальным произведениям. «Мне нравится сложная музыка, которую надо воспринимать сердцем, сочинения, в которые необходимо погрузиться. Я думаю, Екатеринбург к нашей программе готов», – сказал он накануне концерта.
В этом ему помог хорошо известный не только в России, но и за рубежом Екатеринбургский муниципальный камерный оркестр «B-A-C-H», который на сцене филармонии как всегда был неподражаем. Почти трехчасовой концерт музыканты отыграли на одном дыхании.
Сочинения, выбранные для концертной программы, просто потрясли публику. В первом отделении прозвучали «Симфония для открытых струн» Луиса Андриессена и Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и ударных Богуслава Мартину. Оба произведения необычны. Особенностью симфонии является то, что двенадцать музыкантов исполняют ее только правой рукой. Для этого каждый инструмент по-особому перестраивается. А сама тема рождается в соединении звуков различных инструментов. Симфония Андриессена, написанная в 1978 году, впервые исполнялась в Екатеринбурге.
Двойной концерт Мартину противоположен по мироощущению Симфонии Андриессена. Три его части наполнены трагическим отчаянием, болью и одновременно надеждой. Дело в том, что чешский композитор закончил свое сочинение 29 сентября 1938 года, когда был подписан Мюнхенский договор, а через 8 дней фашистские войска оккупировали его родной город. Мартину ощущал угрозу, нависшую над родиной, его тревога нашла отражение в музыке.
Андриессен и Мартину схожи в одном – их объединяет поиск новых средств выражения, в том числе пространственных и акустических возможностей оркестра.
Все второе отделение программы было отдано бессмертному сочинению Йозефа Гайдна «Семь слов Спасителя нашего, Иисуса Христа, на кресте», написанному в 1785 году по заказу архиепископа кафедрального собора испанского города Кадис. По совершенству музыки и по святости текстов, лежащих в основе замысла и идеи, именно это произведение олицетворяет собой образ Вечности. Семь симфоний выражают каждое из семи слов Спасителя. Гайдн на протяжении своей жизни обращался к этому сочинению несколько раз. Изначально оно исполнялось во время церковной службы, в это время священник читал эпизоды из Евангелия. На концерте служителя церкви не было, но священные тексты все же прозвучали из уст ведущей концерта. Музыка не могла только иллюстрировать слова, которые произнес Иисус, она рождала новые смыслы и образы, погружала в пространство Вечности.
Три сочинения, исполненные на концерте, охватывают почти 200 лет истории зарубежной музыки. Все это время люди искали свое объяснение миру, пытались найти истину и приблизиться к Вечности. Феликс Коробов сравнил этот концерт с «жизнью человека»: вот он рождается, живет и умирает. А все это время – от рождения до смерти – стремится к недостижимой Вечности.
У тех, кто все-таки сумел раствориться в музыке, после концерта был озабоченный вид. Эксперимент удался – люди задумались. Не это ли путь к Вечности?
Юлия Вишнякова.
Автор: ИА "Апельсин"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.