Не «шумная» музыка одного юбиляра
Радиостанции заполнены огромным количеством клонированных песен. Каждый день по дороге на работу и домой, находясь в офисе, делая покупки в магазине, мы слышим одни и те же песни. Точнее, не слышим. Они стали каким-то шумом, окружающим жителей большого города практически везде. И как-то само собой уже не обращаем на эту музыку никакого внимания, умудряясь параллельно делать кучу дел и о чем-то думать.
Послушать настоящую музыку, живую во всех смыслах этого слова большинство предпочитает на концертах. Но чтобы в полной мере насладиться музыкой, нужен такой концерт, который лишил бы возможности что-либо делать, кроме как слушать и вслушиваться в звуки и неповторимые голоса, читать их как книгу или смотреть как фильм. Загруженное рутиной воображение просыпается и начинает рисовать неповторимые образы. Джаз для этой цели подходит идеально. Наверное, поэтому в Театре юного зрителя на юбилейном концерте джазового оркестра Уральского государственного театра эстрады не было свободных мест.
На 15-летие джазовый оркестр под управлением Заслуженного артиста России Николая Баранова не принимал подарки, а скорее дарил их своим слушателям. Так, в первом отделении любители джаза впервые услышали оперу Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» в специальной обработке для биг-бэндов. Это первая в истории США национальная опера, которая попала в десятку лучших музыкальных произведений XX века. Она существует в несчетном количестве джазовых версий, более или менее известных. Но благодаря аранжировкам таких выдающихся джазменов как Дэйв Грузин и Рей Чарльз, а также бессменного дирижера Николая Баранова опера предстала в совершенно ином измерении. Любовные треугольники и даже четырехугольники, желание и ненависть, убийства и предательства, наслаждение и пытки, все высокие и низкие чувства посредством музыки становились чем-то материальным и незыблемым. Несмотря на то, что большинство из сидящих в зале смутно представляло себе печатную суть драмы «Порги и Бесс», да и английский в совершенстве знает не каждый, по восторженным и сосредоточенным лицам было ясно, что зрители отражают всю глубину и одновременно возвышенность происходящего. Такой шквал эмоций обрушился на слушателей во многом не только благодаря шикарному джазу, ставшему сегодня музыкой ресторанов и казино. Как всегда выразительному, «ударному», экспрессивному и динамичному. Но и благодаря талантливым исполнителям и невероятным вокальным партиям, которыми их наградил композитор. Хочется выделить Олесю Слуцкину, Елену Маленьких и Константина Зущика. Они без всяких предысторий смогли передать даже то, что все действие происходит на душном и жарком американском юге, в бедном негритянском квартале, и четко изобразить характеры главных героев, рассказать об их проблемах и чувствах. Например, главный герой Порги умеет находить радость жизни во всем, несмотря на то, что он нищий калека, передвигающийся в тележке. И об этом повествует музыка. Как точно сказала об опере ведущая концерта, кандидат искусствоведения, Лариса Кордюкова: «Оперу часто называют народной негритянской драмой и первой классической оперой Америки. Благодаря ее величеству музыке, непритязательные, казалось бы, слова простеньких песен воспаряют вдруг над рутиной повседневности, возвышаясь до символов общечеловеческих. Таков и плач Сирины по убитому мужу, и вариация на вечную тему «сердце красавицы склонно к измене». Таким образом, выдающиеся уральские мастера джаза не только без труда вошли в чудесный мелодический мир Гершвина, но и углубили его замечательную музыку, обнажив корни, о существовании которых композитор, возможно, даже не подозревал.
Между тем, несмотря на то, что в Екатеринбурге существует такой замечательный джазовый оркестр, в Интернете о нем не так уж много информации. А история оркестра началась 20 января 1991 года, когда дирижер Николай Баранов поднял руки на первой репетиции джазового коллектива. Оркестр создан по инициативе директора Театра эстрады Николая Головина и губернатора Эдуарда Росселя. А уже в феврале того же года состоялся первый публичный концерт, на котором и обнаружилась главная проблема: отсутствие спонсоров. Мало того, несмотря на хорошие отзывы о первом концерте, по городу поползло мнение – «хозрасчет – не выживут…». Опасность существовала в полном объеме, но вскоре выход нашелся. Тот же Николай Головин проводит первый фестиваль «Джаз-транзит», а через год – второй. Общественность встрепенулась: появилось чувство заинтересованности в деятельности оркестра и ожидание третьего «транзита». В результате, благодаря Михаилу Сафронову, бывшему в те годы начальником Управления культуры Правительства Свердловской области, а ныне директору Свердловской Музкомедии, вышло в свет «Постановление Правительства от 25 мая 1992 года о придании оркестру статуса «Государственный». Так в нашей стране появился второй, после оркестра Олега Лундстрема, Государственный джаз-оркестр. За какие-то полтора года оркестр доказал право на свое существование.
В 1996 году, когда в Россию трясло от экономического кризиса, повсеместно закрывались музеи, библиотеки и театры, а работники культуры наравне с остальными, пребывали в недоумении и растерянности, именно на этом фоне проводится шестой фестиваль «Джаз-транзит». Это послужило доказательством его значимости для культуры Среднего Урала и России вообще.
Сегодня уральский джаз знают на фестивалях в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Перми, Челябинске, Анапе, Табарке (Тунис). Оркестр дает не менее 35 концертов в год, создав за 15 лет более 30 программ. Кстати, лучшие номера из этих программ музыканты исполнили во втором отделении юбилейного концерта, и слушатель словно пронесся через всю историю коллектива.
Марианна Караджаева.
Автор: ИА "Апельсин"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.