Красное и золотое Любови и Василия Анциферовых
В Галерее современного искусства открылась выставка новых работ известных екатеринбургских художников Любови и Василия Анциферовых «Красное и золотое…Истоки». Эти работы выдвинуты Союзом художников России и галереей на соискание премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства. И судя по презентации, есть за что: все картины буквально гипнотизируют. Ничего подобного ценители искусства раньше не видели.
Пожалуй, самой яркой особенностью экспонатов является их авангардность. Растиражированные библейские сюжеты и образы, так или иначе присутствующие в каждой работе, смотрятся необычайно свежо, притягательно и интересно. По словам Василия Анциферова, всеми стараниями художники хотели показать, насколько красив красный цвет, заставить его звучать по-новому. «В разные периоды времени красный цвет по-разному воспринимался людьми. Например, в период войны – это кровь, в иконе это цвет мученичества, в русском народном костюме это просто самый красивый цвет. Мы пытаемся разнообразить красный цвет и придать ему какое-то новое дыхание», – говорит художник. А золотой – цвет не только роскоши и богатства, но и традиционный и незаменимый элемент христианской иконописи, на которой основаны все картины выставки. Играя разнообразными оттенками этих цветов, Анциферовы добились необыкновенной глубины и неисчерпаемости собственных работ и нового прочтения библейских сюжетов.
Слово «истоки» в названии выставки появилось не случайно: художники рассматривают русский быт от язычества до христианства. А главным вдохновителем стал Пермский край с его деревянной скульптурой: «Наши впечатления, эмоции, чувства которые мы получили от самой пермской деревянной скульптуры и от Пермского края, где совсем недавно построили дом, отразились в этих картинах. Там необыкновенная природа, практически не изменившаяся с древних времен. Часто мы проезжаем мимо целой галереи деревянных скульптур на открытом воздухе, поставленных еще во время язычества», – рассказывает Василий Анциферов, показывая диптих «Пастухи и волхвы». Темный фон картины, от которого создается впечатление ночи, освещает свет звезды, которая сулит рождение Христа. Волхвы первыми увидели этот свет, и для них он как прозрение, что и хотели выразить художники. На картине «Всадники» изображены братья Михаил и Глеб, а картины под названием «Мария», «Иосиф» и «Михаил» – это почти неузнаваемая интерпретация христианских икон. Тут и Параскева – хранительница домашнего очага, образ который перешел из язычества в христианство, и Николай – самый почитаемый на Урале святой. Единственное исключение из всех картин, не отражающее русский быт, – это полиптих (пять картин, которые должны быть выстроены в один ряд) «Небесное воинство» с изображением суровых ангелов, он навеян Византией. Кстати, в числе своих любимых художников Василий Анциферов выделил Мишу Брусиловского, который в картине «Ноев ковчег» также попытался по-своему интерпретировать библейский сюжет. Рассматривая картины, художник и друг Анциферовых, Герман Метелев, признался, что чувствует легкую профессиональную зависть по отношению к своим друзьям-коллегам: «Это замечательные художники, целеустремленные и углубленные как в себя, так и в искусство. Я чувствую восхищение, внутри которого присутствует и зависть, но как говорят, белая зависть». Кстати, на презентацию выставки пришли многие уральские художники, в их числе Борис Клочков и Ольга Орешко. В зале чувствовалась дружественная атмосфера, а виновники торжества не уставали принимать поздравления и пожелания от коллег. Ценители искусства погружались в картины Анциферовых под музыку Баха, что удваивало и без того сильное впечатление. Любови и Василию Анциферовым удалось утончить свою палитру почти до ирреальности, одновременно делая ее необыкновенно многогранной. Во многом это заслуга не только неисчерпаемого таланта художников, но и новой, усовершенствованной технологии работы. Картины были написаны очень сложными материалами: кроме рельефных паст, художники использовали металлизированные пигменты различного характера и совершенно новые краски. Василий Анциферов признается, что картины писались не только кистью, но и с помощью других инструментов, а вот каких именно, называть не хочет. Говорит: «Это наша кухня, мы имеем право на свои секреты, как и другие авторы».
А трудиться над картинами, таким образом, приходится около месяца. Не секрет, что для художников сложно писать совместные картины, делиться своим творчеством, видением мира с кем-то. Творить в унисон. Но Анциферовы нашли способ. Он заключается в особом понимании творческого процесса: «Мы считаем, что мужчина может сотворить то, чего не может женщина. А она в свою очередь то, до чего не додумается мужчина. И если соединить мужское и женское, то получается нечто совершенно новое, понятное и тем и другим. Поэтому мы пишем сообща и дополняя друг друга». Так Анциферовы работают уже около 10 лет, и теперь их имена разомкнуть не только не хочется, но и нельзя. Ведь они сумели прийти к общему знаменателю и судьбы, и творчества.
Работы Анциферовых выставлялись на всероссийских и международных выставках: в Германии, Эстонии, США, Италии, Японии, Дании, на Кипре. И это еще не все.
Многие работы талантливых уральских художников находятся в частных коллекциях этих стран, а выставка «Красное и золотое…Истоки» уже участвовала в Международном выставочном проекте в Праге и через две недели переедет в резиденцию губернатора Свердловской области. Из всех тостов произнесенных гостями в честь художников Любовь Анциферова выделила один: «Главное пожелание – это работоспособность, мы еще очень многое хотим сделать».
Марианна Караджаева.
Автор: ИА "Апельсин"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.