Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Взгляд » «Арвайден»: что отразилось в «Небесном зеркале»?
Календарь
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

«Арвайден»: что отразилось в «Небесном зеркале»?

«Арвайден» – крупными буквами это слово было выведено на занавесе ТЮЗа. Именно оно и замысловатый национальный узор предваряли первый из двух спектаклей, которые привез в столицу Урала Северо-Осетинский государственный театр «Арвайден». Екатеринбургские премьеры состоялись 21, 22 октября. Регалии номинанта и лауреата национальной театральной премии «Золотая Маска» у молодого коллектива, он был создан в 1999 году, должны были привлечь к гастролерам пристальное внимание и со стороны публики, и со стороны СМИ. Однако, ситуация сложилась совсем иначе.

На пресс-конференции, предварявшей показ впервые приехавшего в Екатеринбург национального театра, было немноголюдно. Представители труппы и директор запаздывали, застряв в екатеринбургских пробках, в то время как перед журналистами выступали представители Общества Осетинской культуры им. Галати, которое приняло участие в организации гастролей. В итоге, большинство представителей СМИ так и не дождались главных виновников события и разъехались писать про то, как благодарны организаторы различным властным и бизнес-структурам за помощь, о том, что приблизительно представляют собой постановки «Арвайдена», и что средства, собранные от продажи билетов, будут переданы в фонд помощи семьям погибших в Беслане бойцов спецподразделений «Альфа» и «Вымпел».

Собственно, Екатеринбург – не первый город, который подвергся вторжению осетинских танцоров. До этого театр уже выступил в Ставрополе, Саратове, Самаре, Челябинске, Верхней Пышме. И по пылким заверениям директора труппы Сослана Бязрова во всех городах постановки пользовались большим успехом. Что, в общем-то, не удивительно. Красноречивые афиши с текстом постановщика и сценографа театра Виолы Ходовой могут заразить кого угодно трепетом ожидания невиданного зрелища: «Кому хоть раз приходилось в горах видеть звездное небо, тот не забудет ошеломляющей панорамы, когда перед тобой распахиваются таинственные глубины космоса, и кажется, ты можешь дотянуться до звезд, сверкающих прямо перед тобой. Подобное испытываешь, когда читаешь поэтическую историю моего народа. Нартский эпос сохранил живой язык наших предков скифов, сармат, алан, наполнен живыми титанами с их космическими страстями и приключениями. Ты входишь в этот чудесный сказочный мир, и перед тобой разворачиваются эпические события давно ушедших времен». Однако, попав на первую постановку театра, я с удивлением обнаружила, что зал заполнен лишь на две трети, причем половину всей публики составляли представители осетинской народности. Как известно, на Востоке очень развита клановость. Вторую постановку посетило еще меньше зрителей, и такой мощной национальной поддержки она была лишена.

А поддержка этому искусству, на мой взгляд, была действительно необходима. Первый спектакль театра – «Небесное зеркало», как признались сами танцовщики, – разовая работа. Название постановки дало имя всему театру: «Арвайден» переводится с осетинского как «Небесное зеркало». Возникает вопрос: почему, организовав из одной постановки целый театр, его создатели не позаботились о постоянном обновлении репертуара? За почти шесть лет существования Северо-Осетинский государственный театр поставил лишь два спектакля. Гениальный порыв Виолы Ходовой, которая придумала идею, создала уникальные по красоте, новаторству, соединению национальной органики и гиперболизированных футуристичных линий костюмы, бесспорно, увенчался успехом. Именно она собрала по всей Северной Осетии труппу и сделала визуально красивую постановку, дополнительным достоинством которой стала национальная музыка, обрядовое наполнение сюжетного ряда и опять же элементы национальных танцев осетин. На первый взгляд – задумка безупречная. С другой стороны – выступление под горскую музыку в течение полутора часов – оказалось действием довольно монотонным. Как-то сложно назвать это полноценным спектаклем, в котором сила воздействия на зрителя должна пропорционально разделяться между сценографией, музыкой, костюмами, танцевальными талантами артистов. Здесь же внушительный перевес имели костюмы, декорации и музыка. Колорит осетинского народа был передан через последовательную демонстрацию обрядовых действий, среди которых присутствовали и рождение, и смерть, и воспевание традиционного восточного гостеприимства. Опять же, если возвращаться к уникальным костюмам, то не только их оригинальная форма, но и цветовое решение было выбрано чрезвычайно гармонично. Здесь не было полутонов, на сцене то и дело чередовались насыщенные, и вместе с тем аскетичные цвета: черный, красный, белый, золотой. Дополнительный эффект – движущиеся фигуры танцоров, чем-то очень напоминающие шахматы (и по манере движения и по геометрическим формам костюмов), приобретали за счет задника – однотонного полотна с немногочисленными национальными узорами.

Качественным отличием второго спектакля «Арвайдена» – «Золото нартов» стало наличие довольно динамичного действия. А все потому, что в постановке деятельное участие приняла екатеринбургский хореограф, мастер contemporary dance Татьяна Баганова. Однако современный танец с вкраплениями традиционных осетинских хореографических приемов (хождение на носках пальцев ног) выглядел не слишком убедительно. Возможно потому, что танцоры слишком долго находились в творческом отпуске и мобилизовались лишь к нынешним гастролям. Наиболее интересен в этой постановке был эпический сюжет, на основе которого была построена вся композиция. И опять же – хорошая задумка по возрождению древней истории народа и приобщение к ней молодого поколения была исполнена несколько невнятно.

В заключение отмечу, что хотелось бы верить, что заверения директора театра «Арвайден» Сослана Бязрова в том, что в ближайшее время танцоры начнут подготовку новых постановок, в которых история осетинского народа будет еще теснее сплетена с современным самосознанием себя в мире каждого конкретного представителя великой нации, – не красивые обещания, а действительное желание Северо-Осетинского государственного театра выйти на новый профессиональный и творческий уровень.


Ольга Зубова.
Автор: ИА "Апельсин"

26-10-2005
Рейтинг:
 (голосов: 1)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Дизайн в чрезвычайной ситуации
Что нужно современному человеку, чтобы пережить стихийное бедствие или другую непредвиденную катастрофу? Такой вопрос задали организаторы участникам британского конкурса "Дизайн года" ...

Борат возвращается
Казахстанский журналист и телеведущий Борат Сагдиев возвращается. На платформе Amazon prime video вышел новый комедийный фильм с участием британского комика Саши Барона Коэна "Борат 2".

Кувшинки и тележки из супермаркетов: картина Бэнкси "улетела" с молотка
Картину Бэнкси “Покажи мне Моне” продали за 10 миллионов долларов. Торги продлились всего восемь минут. Бэнкси вдохновлялся картиной Моне "Японский мостик", но у него в пруду не только ...

Роландо Вильясон и Ксавье де Местр: латиноамериканский фолк под звуки арфы
Что происходит, когда знаменитый тенор и виртуозный арфист собираются вместе? Роландо Вильясон и Ксавье де Местр представляют программу "Серената Латина"

Dubai Future: там, где бизнес сочетается с удовольствием
Район Dubai Future — процветающий деловой центр, где нашли себе место высококлассные рестораны, арт-галереи и прозрачные бассейны на крыше.

Кончаловский получил приз за режиссуру на кинофестивале в Чикаго
Фильм Андрея Кончаловского "Дорогие товарищи!" получил приз за лучшую режиссуру на Международном кинофестивале в Чикаго, сообщила пресс-служба The Walt Disney Company Russia & CIS.

Дэвид Финчер подтвердил, что «Охотник за разумом» вряд ли вернётся
Дэвид Финчер подтвердил, что шансов на появление третьего сезона «Охотника за разумом» практически нет. Ранее производство сериала «заморозили» из-за занятости постановщика на новом фильме «Манк», а ...

Начались съемки второго сезона сериала «Последний министр»
Стартовали съёмки второго сезона сериала "Последний министр" - о буднях вымышленного российского министерства перспективного планирования.

В сети начался показ сериала «Шерлок в России»
Раскрыть дело герою помогут новые знакомые — доктор Карцев (Владимир Мишуков) и учительница Софья (Ирина Старшенбаум). В четверг на видеосервисе START начался показ приключенческого детективного ...

Хоррор «Синистер» признан самым страшным фильмом ужасов в истории
Пульс зрителей во время просмотра хоррора поднимался до 86 ударов в минуту. Второе и третье места занимают работы Джеймса Вана – «Астрал» и «Заклятие». Наиболее резкий скачок пульса был зафиксирован ...

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru