Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Гость сайта » Наш гость - Кердан А. Б.
Календарь
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

На Ваши вопросы отвечает гость сайта: Александр Кердан

Наш гость - Кердан А. Б.Читатели ИА «Апельсин» задавали вопросы известному писателю, Лауреату Всероссийских и Международных литературных премий,  сопредседателю Союза писателей России, доктору культурологии Александру Борисовичу Кердану.

 

А.Б. Кердан о себе - «Мечтаю пожить еще, чтобы доглядеть маму, закончить сагу о Русской Америке, помочь жене Яне записать очередной четвертый по счету диск романсов, и просто порадоваться красоте Божьего мира… Может быть, дождаться внуков. Из последних ярких впечатлений особо запомнилось, как мы с моим другом Арсеном Титовым посадили перед Абалакским монастырем несколько молодых кедров. Только вслушайтесь: «Кердан садит кедр», не правда ли, символично?»

 

Елена Рысева. «Здравствуйте, Александр Борисович! Расскажите, пожалуйста, а в каких еще монастырях и святых местах вы бывали? И что поразило вас там? Может быть, когда-нибудь появится книга - что-нибудь типа путевых заметок или дневника паломника? Мне кажется, было бы интересно)Спасибо».

 

Уважаемая Елена, добрый вечер. Мне довелось побывать в Оптиной пустыни, в Абалакском и Боровском монастырях, в Курской коренной мужской пустыни. Конечно, это святые, знаковые места для всякого русского человека, равно, как люди, живущие и молящиеся там – настоящие поборники православия и патриоты России...

Путевые заметки писать покa не собираюсь, для поэта – это его стихи, несколько стихотворений родилось у меня после посещения этих монастырей. Молитвенный пример старцев и братии заставляет по-иному, строже и ответственней взглянуть и на свою жизнь, и на литературное служение…

 

Анастасия. «Александр Борисович, можете сейчас рассказать немного о своей незаконченной саге о Русской Америке? Это путевые заметки или дневник паломника?»

 

Уважаемая Анастасия, «Слово о Русской Америке» - это собрание исторических романов о русских первопроходцах на американской земле в период с 1741 по 1867 годы. Два романа уже написаны: «Берег отдаленный» (в Москве он выходил в издательстве «Вече» дилогией: «Невольники чести» и «Камень духов») и «Крест командора». Сейчас я работаю над романом «Звездная метка», посвященным запутанной истории продажи Аляски Соединенным Штатам. Любителям истории и приключений, надеюсь, эта книга придется по вкусу.

 

MARINA. «Александр Борисович, Вы - доктор культурологии. Преподавали ли Вы в каких-либо учебных заведениях? Если нет - то не хочется ли передать свой опыт, так сказать, потенциальным последователям? Наверняка среди молодежи найдутся те, кто хочет научиться писать (не важно -прозу или стихи), а так мало специалистов, не столько способных, сколько просто искренне желающих передать свои умения».

 

Уважаемая Марина, несколько лет я преподавал культурологию в Челябинском высшем военном инженерном училище имени маршала Ротмистрова, сейчас – профессор Уральского института бизнеса имени И.А. Ильина. Полностью отдать себя преподавательской деятельности мне достаточно трудно: общественная писательская работа отнимает много времени и сил… Но, как раз в процессе этой работы, получается позаниматься с литературной молодежью. Раз в два года в Ассоциации писателей Урала, Поволжья и Сибири при моем участии проводятся всероссийские совещания молодых писателей, где я выполняю не только представительскую роль, но традиционно руковожу одним из семинаров поэзии… Так же с молодыми авторами приходиться общаться при подготовке к выходу в свет альманаха «Чаша круговая» и газеты-журнала «Большая медведица», которые я редактирую.

Конечно, если какой-то из вузов Екатеринбурга по примеру Тюменского государственного университета организует у себя творческую лабораторию (своего рода семинар для студентов, занимающихся литературным творчеством) я, наверное, откликнулся бы на такое предложение…

 

Дмитрий. «Как Вы относитесь к романсам на стихи Дениса Давыдова? Т.е., вообще, с чем у современного россиянина должны ассоциироваться романсы, и как их вводить в познавательно поле. А то вот связка, скажем, шансон-Гензбур, отсутствует практически везде. Заранее спасибо».

 

Уважаемый Дмитрий, Дениса Давыдова чту, как и положено военному литератору, а романсы просто обожаю, особенно в исполнении моей супруги Яны Чабан. Она известная исполнительница романсов. Правда романсы на стихи Дениса Давыдова пока не поет. Подскажу ей обязательно. Что же касается познавательного поля, начните с того, что пойте романсы своему ребенку – дитя вырастет и будет любить их, передаст своим детям. Кстати, именно так воспитывать любовь к родной литературе, к русской песне и к российской армии советовал философ Иван Александрович Ильин. Почитайте его книги!

 

Денис. «Вот это новость за миллион «откосить» от армии!? Ваше мнение как офицера и как поэта».

 

Уважаемый Денис, тут говорить надо не с позиции «офицера и поэта», а просто с точки зрения мужчины и россиянина… Ничего более абсурдного, как откупаться от своего гражданского долга, придумать нельзя! Этак, мы скоро дойдем до того, что от обязанностей перед престарелыми родителями, станем откупаться: заплатил миллион, и – свободен от сыновней любви…

Что же касается службы в армии, убежден: как бы не критиковали армию в последние десятилетия, она по-прежнему остается единственным местом, где юноша сможет повзрослеть, научиться жить в коллективе, приобрести навыки настоящего мужчины и защитника, патриота своей Родины.

Эти качества ни за какой миллион не купишь…

Сама же процедура денежных выплат за то, чтобы вместо тебя защищал Родину кто-то другой, с моей точки зрения, приведет к еще большему расслоению нашего общества и не будет способствовать консолидации нашего народа для выполнения всех тех непростых геополитических, экономических и прочих задач, которые ставит перед нами новое столетие.

 

Антон. «Александр Борисович, можно немного подробнее о современной литературной молодежи: ведь наверняка есть произведения, которые стоит почитать, но сможем ли мы их найти на прилавках наших магазинов? Имя автора не известно, издательство рискует? Кто и как оказывает помощь при издании подобных книг, не все могут напечататься на свои деньги? Есть ли примеры чудесных взлетов: проснулся и знаменит на всю страну?»

 

Уважаемый Антон, наиболее ярким примером чудесного взлета можно назвать пермяка Алексея Иванова, который после выхода в свет его романа «Чердынь – княгиня гор» («Сердце Пармы») проснулся знаменитым. Алексей – был участником проводимого Ассоциацией писателей Урала всероссийского совещания молодых писателей в Каменске-Уральском в 2003 году. Мы рекомендовали его роман к изданию, а его самого к вступлению в ряды Союза писателей России. В этом ряду можно назвать Алексея Лукьянова (тоже пермяка и выпускника наших совещаний), он – стал лауреатом малой Пушкинской премии, молодых поэтесс: Наталью Куваеву из Сургута, Елену Безрукову из Барнаула, Наталью Поляченкову из Кемеровской области, сказочницу Светлану Лаврову из Екатеринбурга...

Список можно продолжить, но с приобретением их книг, как вы и предполагаете, возникнут трудности.

Дело в том, что книги молодых авторов, действительно, издаются местными издательствами малым тиражом (исключения, скорее подчеркивают правило). Чтобы дать возможность узнать молодые имена мы стараемся включать произведения молодых литераторов в выпуски альманаха нашей Ассоциации «Чаша круговая», в газету-журнал «Большая медведица», но и их тиражи невелики.

Впрочем, молодому автору не стоит отчаиваться: рукописи, и правда, не горят, и при активной позиции самого автора они обязательно будут изданы… Ну, а всеобщее признание – это дело долгого времени, ибо литература изобилует примерами, когда вспыхнувшие ярко имена, быстро забываются, а то признание, которое складывалось постепенно в результате упорного труда и работы над словом остается надолго и переживает самого автора.

 

Анна. «Кого из современных прозаиков Екатеринбурга Вы советуете прочитать?»

 

Уважаемая, Анна! Понятие «современный писатель» достаточно относительное. Перечитайте Мамина-Сибиряка – современнее писателя трудно найти! Или тот же Николай Никонов… Я недавно вернулся из Нижневартовска, встречался с читателями в городской библиотеке и на меня просто обрушились с восторгами от прочтения Никоновской «Весталки». Роман, и, правда, хорош – ничего более современного о женщине на войне я не знаю, хотя «Весталка» написана почти 30 лет назад…

Если же говорить о тех, кто живет и трудится сегодня, то наиболее яркой и талантливой представляется мне проза Арсена Титова. Он – замечательный стилист, мудрец, настоящий мастер слова, на мой взгляд, сильнейший прозаик не только региона, но и России. Один только роман «Одинокое мое счастье» чего стоит! А есть еще новеллы, повести…

Еще один интересный, самобытный автор – Анатолий Новиков со своей «Бичарней», есть маринист Евгений Пинаев, его роман-эпопея «Похвальное слово Бахусу или верстовые столбы бродячего живописца» из года в год с продолжением публикуется в журнале «Урал». Это так сказать, писатели-реалисты. Есть авторы, работающие несколько в ином направлении, но тоже интересно – Евгений Касимов, Игорь Сахновский, Юрий Бриль… В жанре откровенной фантастики работают Андрей Щупов (под псевдонимом Андрей Раин) и Борис Долинго, прозу для юношества пишет Александр Папченко… Выбор «своего писателя», конечно же, дело личное, дело Вашего вкуса. Желаю Вам найти своего автора!

 

Анна. «Здравствуйте, Александр Борисович! Как состояние влюбленности влияет на Ваше творчество?! Спасибо».

 

Уважаемая Анна, мой учитель поэт-фронтовик Венедикт Тимофеевич Станцев эту связь вдохновения и сердечных переживаний выразил так: «Не пишется, да что тут удивляться?/ Господь давно устроил наперед,/Когда поэт перестает влюбляться,/ Он и поэтом быть перестает!» Правда, побудить к творчеству может не только взаимная любовь, но и отказ любимого человека и даже разрыв с ним… Впрочем, все это проявления любви.

Еще многое зависит от самого сочинителя, от его окружения, воспитания и т.д. Ведь влюбленным можно быть не только в человека, но и в свою профессию, в свою малую родину. Литература знает немало примеров, когда побудителями к творчеству выступали и патриотические чувства, и ностальгия, и ненависть к врагу. Некоторых из стихотворцев постоянно питает энергией зло, темная сторона жизни…

Для меня быть в состоянии влюбленности в женщину, в окружающий мир, любовь к матери, к Отечеству, к русскому слову априори самое важное. Убежден, без этого не будет не стихов, ни прозы. В общем-то, я здесь никаких открытий не делаю. Вести к свету в конце туннеля – призвание русской литературы, известной своей сострадательностью и любовью не только к ближнему, но ко всему Божьему миру.

 

Верная поклонница. «Александр Борисович! Пользуюсь возможностью, чтобы задать вопросы моего любимому поэту, а теперь и прозаику. Заранее извиняюсь за сумбурность и нелогичность вопросов, но Вы такой необычайно интересный, глубокий и проницательный собеседник, что хочется знать Ваше мнение буквально обо всем. Раскройте, пожалуйста, секрет, как писателям, в частности Вам - в романе «Крест командора», удается так искусно передавать исторический антураж, дух эпохи (язык, костюмы, традиции...)? Вы стремитесь к абсолютной достоверности или большую (ударение на первый слог) роль играет фантазия? Были ли Вы в тех местах, которые описываете в романе? И вообще, какое у Вас самое любимое место на Земле? Почему? Спасибо!»

 

Уважаемая Поклонница, прежде всего спасибо за Вашу любовь к моему творчеству (и к творчеству вообще!). Очень важно для любого автора (и тут я не исключение), чтобы его труд был интересен и получал отзыв в сердцах. Еще раз признателен Вам за добрые слова! Теперь попытаюсь ответить на Ваши вопросы.

Творческая лаборатория у каждого писателя своя. Когда я выступаю перед совсем юными читателями, я рассказываю, что у меня есть собственная «машина времени», позволяющая перелетать в тот или иной век.

Такая машина на самом деле должна быть у исторического беллетриста. Он, своего рода, тоже писатель-фантаст, только наоборот (настоящие фантасты заглядывают в будущее, а ему приходиться заглядывать в прошлое). И здесь у литератора, работающего в жанре исторической прозы, есть помощники – архивы, артефакты, словари, энциклопедии …

Соотношение исторических знаний и вымысла в книгах у каждого автора различное (оно различно даже в разных книгах у одного автора), и, как правило, зависит от двух обстоятельств: от наличия необходимых исторических документов и жанра произведения (в собственно историческом романе фактов должно быть больше, в историко-приключенческом допускается больше фантазии). Я верю в интуитивно-творческое начало, основанное на глубоком знании предмета. Вот собственно и все творческое кредо. Александр Сергеевич Пушкин, любезный моему сердцу гений, сказал: «История принадлежит поэту». Я с ним солидарен и верю, что при помощи вдохновения раскрывается не меньше белых пятен, чем при скрупулезном чтении архивных бумаг.

В местах действия моих романов – на Аляске и на Камчатке – я пока не побывал. Надеюсь, что судьба еще подарит мне радость соотнести описываемые в романах пейзажи с реальностью.

Любимых мест у меня много: конечно, и в первую очередь, это наш Урал (особенно – Южный, моя родина), Минск и Белоруссия вообще (там мне легко дышится), Алтай, Кавказ (соединение природных красот и замечательных людей), Крым (где я еще не был, но тоже очень хочу побывать), Томск (соединение молодости и древности), Санкт-Петербург (там ощущаю, что империя еще стучит в сердце, как пресловутый пепел Клааса…), ближнее Подмосковье и старые города, где бы они не находились (мощеные улочки, храмы, крепости – дыхание эпохи)… Право же, список можно продолжать до бесконечности…

Если подвести итог, любимое место, оно – не вне нас, а в нас самих: стоит только внимательно взглянуть на мир, который тебя окружает, всегда найдешь за что полюбить и эту улочку, что за окном, и берег реки, и старинные наличники на дедовском доме, и скамейку, на которой первый раз целовался…

Благодарю Вас за вопросы и желаю Вам удачи во всем!

 

Андрей. «Что Вы думаете об установившемся негласном разделении литературы на столичную (вроде бы первого сорта) и региональную (если не сказать, провинциальную - второго сорта)? Насколько качественно то, что пишется в регионах? Обязательно ли писателю, живущему в регионе, нужно издаваться в Москве, чтобы стать замеченным?»

 

Уважаемый Андрей, деление о котором Вы говорите, носит (или носило) довольно условный характер: к какой, скажем, литературе отнести перворазрядные по качеству (следуя Вашей терминологии) произведения В.П. Астафьева, жившего в Овсянке, В.Г. Распутина, имеющего иркутскую прописку, В.И. Белова из Вологодской области?

Это подразделение на столичную и провинциальную литературу, скорее, имело место, когда мы жили в СССР, где существовали областные, республиканские (но государственные!) издательства… Тогда писатель-профессионал (то есть человек, живущий на литературные гонорары) в провинции, мог всю жизнь творить, быть хорошо известен в своем регионе, как скажем у нас В.Т. Станцев, но никогда не печататься в Москве… Для того, чтобы получить всесоюзную известность, ему, действительно, надо было совершить прорыв в столицу (толстые журналы, столичные издательства).

Сегодня в век новых технологий и денег я подразделил бы всё, что пишется, не на столичную и провинциальную литературы, а просто на литературу и не литературу: таковая (обоих видов) издаётся, как в Москве, так в провинции. Причем, независимо от качества сочинения, по каким-то трудно объяснимым для меня законам рынка, может стать очень популярной и в России и за рубежом (пример нашей с Вами землячки Денежкиной), и в то же время качественные произведения многих писателей провинции остаются вне широкой читательской аудитории (скажем, тот же наш Арсен Титов, или Николай Коняев из Ханты-Мансийска, Сергей Луцкий из Нижневартовского района ХМАО, Римма Дышаленкова из Магнитогорска, Сергей Филатов из Бийска, Александр Родионов из Барнаула и др.). Речь стоит вести в большей степени о некой государственной политике в области книгоиздания. Без подобной политики дело прорыва к массовому читателю будет оставаться уделом случая или какой-то немыслимой «пробивной» энергии самого литератора (а это, при наличие писательского таланта – явление не частое…).

Выручает многих современных литераторов Интернет (можно говорить даже о некоей Интернет-популярности), спасительными представляются также книжные серии, издаваемые, как в столице, так у нас (например, «Библиотека российской поэзии», «Проза Каменного пояса», «МИР: мой исторический роман» или серия «Исторические приключения» в издательстве «ВЕЧЕ», «Авантюрный роман» и т.д.) и антологии (такую замечательную антологию сибирской поэзии собрал Б.Бурмистров из Кемерово, антологию сорокалетних поэтов представил Б.Лукин из Подмосковья и т.д.).

Проблема, конечно, в том, что у провинциальных издательств меньше мощности и нет сети распространения, а у столичных – есть…

Следовательно, как ни крути, а без публикаций Ваших произведений в столице всероссийскую известность приобрести непросто. А далее выходят на первый план уже нравственно-этические моменты: зачем она эта известность, как она повлияет на вдохновение и результаты Вашего творческого труда? Ради чего Вы вообще пишете? Эти вопросы требуют уже других ответов.

 

Анна. «Александр Борисович, скажите пожалуйста, зачем нужна Ассоциация писателей Урала, если есть Союзы писателей?»

Уважаемая Анна, Ассоциация писателей Урала возникла в 2000 году, когда официальные писательские структуры (коими являются Союз писателей России и Союз российских писателей), мягко говоря, перестали уделять периферийным организациям должное внимание и выполнять функции (выработку стратегии и тактики работы, воспитание молодых литераторов, формирование издательской политики, заботу о престарелых писателях и т.д.), которые изначально на них были возложены (напомню, что Союз писателей СССР был создан в 1934 году. Упомянутые Союзы - это его правопреёмники).

Именно решение этих задач и взяла на себя Ассоциация писателей Урала – единственное в России межрегиональное писательское сообщество (о его действенности говорит хотя бы тот факт, что число организаций, входящих в Ассоциацию, за 10 лет ее работы выросло с 5 до 20), объединяющее организации, принадлежащие к двум упомянутым творческим Союзам не только Большого Урала, но и Поволжья и Западной Сибири. В этом году заявку о вступлении в Ассоциацию подала писательская организация Удмуртии. Вопрос о приёме будет решаться на очередной конференции в Ханты-Мансийске.

Наша Ассоциация – это первый шаг к возрождению единого Союза писателей, не раздираемого идеологическими, экономическими и другими противоречиями. Возможно, когда такое объединение состоится, необходимость в структурах, подобных Ассоциации писателей Урала отпадет сама собой. Но пока это только мечты!

 

Сергей. «Вы известны, как автор текстов многих песен. Продолжаете ли Вы это дело?»

 

Уважаемый Сергей, спасибо за вопрос. Прежде, чем ответить на него, одно уточнение. Мне не очень нравится само словосочетание «песенный текст». Думаю, что уровень современной песни так упал, как раз потому, что вместо стихов, кладутся на музыку эти самые «тексты». Разве повернется язык назвать текстом, скажем, стихотворение Исаковского «Враги сожгли родную хату» или «Землянку» Суркова? А когда взахлеб и всерьез распеваются всякие «Муси-пуси» становится как-то не по себе… Я вовсе не против шуточных песен, и даже как автор слов одной из таких песенок «Кухня полевая» стал в 2002 году вместе с автором музыки С.И. Сиротиным лауреатом всероссийского песенного конкурса, но, как говорится, настоящей русской песне – время, а музыкальным шуткам – час!

Теперь ответ на Ваш вопрос. Действительно, около сотни моих стихотворений вдохновили разных композиторов и авторов-исполнителей, среди которых такие известные, как упомянутый Сергей Сиротин, Евгений Щекалев, Александр Пантыкин, Елена Захарова, на сочинение разножанровых песен. Некоторые из этих песен до сих пор живут в репертуарах Уральского Академического народного хора, ансамбля песни и пляски Приволжско-Уральского, Московского военных округов и железнодорожных войск России, таких замечательных исполнителей, как народная артистка России Светлана Комаричева, заслуженный артист России Юрий Яковлев, лауреат международных конкурсов и премий Яна Чабан, заслуженная артистка России Элла Прийменко, солист Театра Эстрады Костя Зущик и других наших талантливых земляков.

Многие стихи, с тайной надеждой, что они станут песнями (а то и специально для этого, как в случае творческого сотрудничества с «дедушкой уральского рока» Сашей Пантыкиным), я написал для моей супруги Яны Чабан (целый диск она записала наших с Пантыкиным песен под называнием «Светла судьба»). Сегодня Яна работает в жанре старинного и современного русского романса. Написать что-то равноценное или хотя бы приближенное к шедеврам этого жанра очень и очень трудно. Наверное, именно с этим связан некоторый «застой» в создании песен с моим участием. Но надежда, написать такие «романсовые» стихи во мне не угасает. Будем надеяться, что Господь подарит вдохновение для этого!

Андрей. «Александр Борисович, вы много лет издаете газету писательского содружества «Большая медведица». На мой взгляд, она куда интереснее, чем нынешняя "Литературная газета", но та продается в киосках, а про «БМ» вообще никто не знает. Как должны уральцы любить своих писателей, если информация о них до читателя не доходит?»

 

Уважаемый Андрей, благодарю Вас за высокую оценку нашей «Большой медведицы». Вы правы, издание на самом деле уникальное, объединяющее и писателей, и издателей, и читателей и книготорговцев на большой территории от Алтая до Кирова, и от Ямала до Оренбурга. Есть поклонники у нашей газеты-журнала и в Москве, и в Северной столице, и даже за рубежом (постоянно пишет одна Берлинская библиотека с просьбой выслать очередной номер)… Но правда заключается и в том, что тираж «БМ» невелик – всего 999 экземпляров. И рассылка осуществляется (увы!) курьерским методом. Все упирается, как зачастую бывает, в финансирование. Последнее осуществляется верным российским способом – с миру по нитке: голому рубашка…

Впрочем, для тех, кто любит уральских (и других) писателей и желает больше узнать об их творчестве, новых книгах, каких-то интересных событиях в жизни Ассоциации писателей Урала, есть две подсказки: для живущих в Екатеринбурге – свежий номер «Большой медведицы» всегда можно приобрести по адресу: Пушкина, 12, в Доме писателей; для иногородних – можно прочитать свежую газету и посмотреть архив «БМ» на сайте: www.ayac.narod.ru/ursa/.

 

Игорь. «Александр Борисович, Индия создала и представила планшетный компьютер ценой в 35 долларов и останавливаться на достигнутом не собирается, обещает довести цену до 10 долларов. Получается ситуация, компьютер дешевле книги. Как Вы видите будущее книги? Может не нужно издавать книги, просто будет платная Интернет подписка на любимого автора? И каково Ваше отношение к такому будущему?»

 

Уважаемый Игорь, для меня лично книга на бумажном носителе (так не хочется по отношению к Книге употреблять такую терминологию, но Ваш вопрос вынуждает…) – больше, чем просто переплетенные страницы с определенной информацией. Как-то пришел на ум образ, что печатная книга – очень соответствует российскому принципу соборности (православный термин, когда что-то делается всем миром и для всего мира): действительно, в каждой традиционной книге труд десятков людей, тепло их рук (как бы символично это ни звучало) – и лесоруба, и работника целлюлозно-бумажного комбината, и художника, и дизайнера, и верстальщика, и печатника… и конечно, автора, корректора, редактора. Может быть, именно поэтому хорошо изданная и хорошо написанная книга греет (безо всяких кавычек), и душу, и руки, и взгляд читателя. С ней уютно общаться (опять современная терминология). А электронная книга, аудиокнига, скорее удобны, нежели приятны…

Что касается стоимости… За приятное не жалко заплатить, не правда ли? Хотя и за удобное тоже платят! Однако, я сомневаюсь, что электронную книгу кто-то станет перечитывать, а вот прекрасно изданный томик стихов милые дамы даже носят в своих сумочках, читают и перечитывают в метро по дороге на работу…

И еще один аргумент, но не против новых видов книг, а скорее за традиционные книги: читая электронную книгу вряд ли выйдешь из той круговерти, в которой нас постоянно держит современность: на работе – компьютер, справки – в компьютере, общение с госчиновниками – тоже теперь через компьютер… А печатная книга позволяет как будто остановить время, притормозить бег жизни, поразмыслить о том, что прочитал, что тебя окружает…

Конечно, никто не отменил электронную справочную библиотеку, энциклопедии или, скажем, словарь того же Брокгауза и Эфрона. Сам им пользуюсь при работе над романами – быстро и удобно.

Исходя из двух таких вроде бы противоречивых посылок, думаю, что судьба книги в ближайшие десятилетия будет развиваться параллельно по двум направлениям: традиционному и электронному. Надеюсь, найдутся поклонники, сторонники и покупатели и тех, и других книг. Сегодня, уважаемый Игорь, надо бы бить тревогу по иному поводу – падению интереса к чтению вообще. Но это уже другой вопрос. И требует другого обстоятельного ответа.

 

Елизавета. «Александр Борисович, на тему «бить тревогу по другому поводу» - с чем, на Ваш взгляд, связано падение интереса к чтению? Закономерная трансформация ли это, которая объясняется популярность соц. сетей, тв-шоу, или временный спад?»

 

Уважаемая Елизавета, причин, на самом деле несколько: прежде всего, то самое убыстрение «социального времени», о котором мы говорили выше: в потоке жизни и борьбе за жизнь у подавляющего большинства людей не остается времени для серьезного чтения – только релаксация перед новым трудовым днем: дамские романы, фэнтези, детективы…

Но иллюзий строить не стоит – в прошлом (я не беру советский период истории – речь идет об идеализируемой нынче дореволюционной России) читателей было примерно столько же (чтение – удел знати, ученых и т.д.). Вообще, социологи подсчитали, что исторически читают книги примерно 8% населения страны. Думаю, что сегодня столько и осталось. Однако, Вы правы и в том, что эти восемь, ну пусть 10 процентов постоянно читающих людей от традиционной книги отрывает Интернет, телевизор, смс и т.д.

Книга в прошлые века была не только источником информации и школой жизни, но и времяпрепровождением (чем барышне в дворянском уездном имении было еще заниматься?). Сегодня бедного человека, буквально рвут на части разного рода зрелищами, шоу-программами… И это тоже причина падения интереса собственно к чтению. Зачем? Тебя же и так развлекают!

Не малую отрицательную роль играет в этом процессе образование и семейное воспитание. В традиционной русской семье считалось хорошим тоном – читать детям перед сном сказки, книжки. Помню, в детстве мне даже хотелось заболеть, чтобы мама получила больничный и смогла что-то почитать мне… Думаю, что моя любовь к книгам – именно от этих маминых чтений… Школьная программа тоже была продуманной: детей не пичкали тем, что им не по возрасту (как сегодня), было много классики (она развивает настоящий читательский вкус), были настоящие педагоги русского языка и литературы (от которых не отобьёшься, прочитав комиксы – продаваемые ныне «конспекты» «Войны и мира» и других великих книг ). И, наконец, была государственная политика книгоиздания, поддержки библиотек (в первую очередь сельских и в малых городах), творческих писательских союзов (где существовали целые бюро пропаганды уральской книги. Кстати, в Екатеринбурге даже был когда-то специализированный магазин «Уральская книга»), местных издательств (которые заполняли так называемый региональный компонент).

Ученые-филологи не стеснялись защищать диссертации по творчеству местных авторов. В СМИ были постоянные рубрики «У книжной полки», по телеэкрану показывали встречи с писателями (у нас сегодня это делает только каналы «Культура» да «Союз»)…Все это работало на книгу, побуждало читать. Книга, в свою очередь формировала иное, правильное отношение к жизни (помните у Высоцкого: «…значит, добрые книжки он в детстве читал…»). Без такого комплексного подхода к чтению, в котором задействованы все институты общества: от семьи до государственных структур, думаю, что с означенной проблемой не справиться.

Евгений. «Александр Борисович. Как вы относитесь к новомодным электронным книгам в свете активного ухода общества от «бумажных» книг. Не огорчает ли малочитаемость современной молодёжи и общества вообще?..»

 

Уважаемый Евгений, в общем-то, свое отношение к электронным книгам и к падению интереса к чтению я высказал, отвечая на ранее пришедшие вопросы. Повторюсь: я никоим образом не связываю уменьшение числа читающих с появлением электронных книг. В плане развития интереса к чтению последние даже полезны: тот, кто сегодня читает электронную книгу, завтра возьмет в руки и книгу традиционную, если не сможет найти аналог в электронном виде… А вот тот, кто не читает вообще, кто предпочитает телевизионные шоу и бутылку пива, это, конечно, потеря для читающего общества. И меня, как литератора, несомненно, такое положение дел огорчает. Ранее я говорил, о путях выхода из этого положения, добавлю, что вне всякого сомнения многое зависит и от нас – авторов книг. Думаю, если бы все пишущие активнее встречались с читателями (особенно молодыми) и пропагандировали свои книги и книги коллег, у их творчества появилось бы гораздо больше поклонников. Активнее в плане пропаганды чтения должны, на мой взгляд, работать и библиотеки, и школы, и конечно родители. Только всем миром, как водится на Руси, сможем справиться с этой проблемой.

 

Маша. «Александр Борисович, даже по сравнению с прошлым веком у человека появилось гораздо больше возможностей и свободного времени. Технический прогресс позволяет каждому попробовать себя в различных областях не требуя взамен больших затрат. Значит ли это, что современному человеку легче найти себя и свое предназначение?»

 

Уважаемая Мария, спасибо за интересный вопрос. Когда я только начинал заниматься культурологией, мне пришла мысль, что, если вычертить график цивиллизационного и духовно-нравственного развития человечества, то эти два вектора не совпадут. Цивиллизационная прямая пойдет вверх, а духовно-нравственная, поднявшись на определенную отметку, останется практически неизменной… На самом деле, совершенствуя свои технологии и технику, человечество все время берет какие-то новые рубежи. Но означает ли это, что первобытный художник охрой нарисовавший мамонта на скале испытывал меньшее вдохновение, чем наш с Вами современник, занимающийся каким-то творчеством? Мне кажется, что главные духовные высоты человечество уже давно одолело (достаточно вспомнить великих предшественников: Шекспира, Гете, Пушкина, Данте, Рубенса, Микеланджело и т.д.) и теперь прямая духовности, скорее скользит вниз… Исходя из этого посыла, ответ на Ваш вопрос мог бы быть однозначным: любому начинающему свой путь в искусстве, приходится одинаково нелегко (и сегодня, и тысячу лет назад) – это всегда один из поворотных моментов жизни: угадал в себе талант Божий, получается реализовать его – ты счастлив; не угадал или не смог реализоваться – маешься весь век…

Но все не так однозначно. Наша эпоха дает человеку больше шансов для подобной реализации, чем нашим далеким предкам. Дает, хотя бы потому, что спектр творческих профессий стал шире. Скажем, среди людей, одаренных художническим талантом, ну, не получается у тебя стать живописцем, реализуйся, как художник моды, как компьютерный график… Другое дело, что технологии порой вводят такого человека в заблуждение: там, где раньше нужна была твердая рука, спасает компьютер… А амбиции-то, как у настоящего художника!

Здесь, с моей точки зрения, важно помнить: любое творчество, если в нем нет Божьей искры (вдохновения и таланта, внутреннего желания автора быть соработником Творцу в украшении жизни на Земле) – не более, чем ремесло.

Желаю Вам успехов в поиске своего предназначения!

Благодарим Вас за интересные вопросы, а Александра Борисовича за интереснейшие ответы.


Авторизация
Реклама

Другие новости

В Алматы дебютировал Международный кинофестиваль
Его организаторы сделали ставку на привлечение картин, снятых международными командами.

"Игра престолов" получила "Эмми"
В Лос-Анджелесе названы лауреаты престижной премии. Лучшим драматическим сериалом стала экранизация романов Джорджа Мартина

"Человек творящий" в Венеции
Находившаяся на перекрестке культур с раннего средневековья до эпохи Возрождения, Венеция сохранила богатое архитектурное, социальное и политическое наследие, напоминающее о тех временах, когда ...

Танцы в Лионе
Французский хореограф Мурад Мерзуки в своей новой постановке "Вертикаль" перевернул представление о хип-хопе, заставив танцовщиков буквально взлетать, осваивая новые возможности танца.

Храм Неба в Пекине: залог хорошего урожая
Рубрика "Открытки из Пекина"приглашает познакомиться с символом китайской столицы - Храмом Неба, построенном в середине 15 века.

В Москве отменили строительство нового здания ГЦСИ на Ходынском поле
Власти Москвы отменили строительство нового здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) на Ходынском поле.

Дисс Eminem на Machine Gun Kelly побил рэп-рекорд YouTube
Трек американского хип-хоп исполнителя Eminem (Маршалл Мэтэрс) «Killshot», который является ответным диссом Machine Gun Kelly набрал на YouTube более 38 миллионов просмотров за сутки, что стало ...

Макаревич осудил власти Львова за «неумное» решение
Российский музыкант Андрей Макаревич выступил с критикой в адрес властей Львова, которые ввели полный запрет русского языка, передает ФАН.

«Я не касался писи козла»: Киркоров и Басков извинились за плагиат и клип «Ибица»
После возмущения поклонников, обвинявших авторов клипа "Ибица" в дурновкусии, Филипп Киркоров и Николай Басков решили извиниться перед слушателями.

Вышел второй трейлер «Красивого мальчика» с Тимоте Шаламе
На ютьюб-канале Amazon Studios появился второй трейлер фильма «Красивый мальчик», основанного на мемуарах Дэвида и Ника Шеффов о борьбе отца с наркотической зависимостью сына.

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru