Художественный фонд проложит телемост к Русскому музею
Телемост между Государственным Русским музеем в Санкт-Петербурге и Екатеринбургским художественным фондом пройдет в скульптурном цехе на Онуфриева, 47 завтра, 27 января. Мероприятие состоится по поводу созданного авторским коллективом Екатеринбургского художественного фонда монументального рельефа «Блокада Ленинграда». Он является одним из шести рельефов «Вехи Великой войны», создающихся для Широкореченского мемориала Екатеринбурга по заказум администрации города.
Работу над серией, посвященной Великой отечественной войне, авторы начали еще в 2013 году с поиска материалов и осмысления концепции. Импульсом к переработке множества исторических материалов стало посещение города воинской славы Севастополя и Братского кладбища Свято-Никольского храма-памятника, для которого Екатеринбургский художественный фонд воссоздал исторический крест. В октябре 2014 администрация Екатеринбурга объявила конкурс на реставрацию Широкореченского мемориала и создание монументальных произведений — тут-то и пригодились авторские наработки художников.
Рельеф «Блокада Ленинграда» является своеобразным сплавом истории, культуры, философии, национальных убеждений и духовных традиций, в котором авторы, через осмысление знаковых событий блокады Ленинграда, предлагают зрителям не только вспомнить о выдающейся стойкости защитников и жителей города, но и почувствовать всю глубину страдания сотен тысяч мирных жителей. Все представленные в рельефе события, изображения и портреты имеют историческую основу.
Центральное место в рельефе отведено исполнению 7-ой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, ее слышали и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Выжившие немецкие солдаты впоследствии признавались: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…».
На произведении уральских художников можно прочесть строки из стихотворения Константина Симонова «Жди меня», проходящие, как солдатская молитва, через все шесть рельефов серии. За художественно переосмысленным «кольцом блокады» можно увидеть осадные немецкие мортиры «Дора» и «Берта», направленные на Ленинград и несущие смерть и разрушения. Все небо испещрено лучами прожекторов, создающими тревожное ожидание авианалета. Возникает сложная игра смыслов. Осадные орудия бьют по городу, лучи прожекторов «шарят» по ленинградскому небу, взгляд жителей и защитников города устремлен на предупреждающее объявление об артобстреле, но, несмотря ни на что, они продолжают слушать великую музыку.
Под архитектурными символами Ленинграда — Петропавловской крепостью, Дворцовым мостом и Исаакиевским собором - размещены исписанные детским почерком 9 листов дневника Тани Савичевой - документального свидетельства и трагического символа гибели сотен тысяч мирных жителей. Перед листами лежит блокадная пайка хлеба – 125 грамм. Выполненная в натуральную величину, блокадная пайка положена на специальной выносной полочке, чтобы зритель мог прикоснуться к ней, положить на нее свою ладонь и ужаснуться, насколько мала была эта норма хлеба.
В рельефе изображены и разрывающие кольцо блокады линкор «Марат», и знаменитый тяжелый танк КВ-1, и фигуры красноармейцев, пытающиеся выйти с «Невского пятачка». Над «Невским пятачком» изображена «Дорога Жизни» - автомобили, везущие хлеб в блокадный город по льду Ладожского озера.
Обсуждение рельефа в рамках телемоста начнется в 16:30.
Отметим, что готовый, обновленный Широкореченский мемориал откроется в майские дни празднования 70-летия Победы.
Автор: ИА "Апельсин"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.