Апельсин.ру > Рецензии > Много классики из ничего: в Екатеринбурге подвели итоги театрального сезона
6-06-2013, 13:08.

Много классики из ничего: в Екатеринбурге подвели итоги театрального сезона


На прошлой неделе в Екатеринбурге прошла церемония награждения лауреатов премии «Браво!», которая ежегодно настигает лучших театральных деятелей Свердловской области, чей вклад в искусство не описать двумя словами. Вот и мы решили на двух словах не останавливаться — впереди серьезный разговор о самых значительных премьерах сезона 2012 года, которые непременно нужно посетить любому уважающему себя театралу.

 

Начнем с музыкальных театров. Как совершенно справедливо заметили отдельные члены театрального коммьюнити, практика, связанная с объединением опереточных, оперных и пластических постановок в одну номинацию, не просто не оправдана, но порочна. Тем не менее, жюри не растерялось, и выше всех была оценена опера «Борис Годунов», 29 сентября увидевшая свет в Екатеринбургском Театре оперы и балета благодаря трудам талантливейшего режиссера-постановщика Александра Тителя.

 Много классики из ничего: в Екатеринбурге подвели итоги театрального сезона

Удивительно, но, несмотря на то, что спектакль идет почти два с половиной часа без антрактов, смотрится он легко и практически на одном дыхании. Создатели специально прибегли к этому приему для того, чтобы история воспринималась во всей ее целостности, как сама жизнь. Несмотря на академичность, «Борис Годунов» действительно получился очень жизненным и убедительным, и члены жюри не зря назвали его «прорывным» - этот спектакль стал настойчивым вестником выхода Оперного из творческого кризиса и сразу же заявил свою конкурентоспособность не только на российском, но даже на мировом рынке. Особую ценность ему придает то, что он поставлен по первой авторской редакции М. П. Мусоргского, созданной им в 1869 году: подобное решение — редкость, поскольку эта версия не слишком сценична, однако именно редкость постановки и вызывает к ней особенный интерес, наполняет ее смыслами и художественным объемом. Чувствительный зритель непременно проникнется тревожным психологизмом, составляющим смысловой стержень спектакля — он с трагическим многочувствием рассказывает о крушении личности Бориса Годунова, и зритель это понимает, хотя и не ломается сам.

Много классики из ничего: в Екатеринбурге подвели итоги театрального сезона 
Много классики из ничего: в Екатеринбурге подвели итоги театрального сезона

К слову, «Борис Годунов» был отмечен жюри «Браво!» дважды: работавший над ним Александр Титель был признан лучшим режиссером-постановщиком сезона. А вот среди композиторов венок победителя по праву заслужил Владимир Кобекин из Свердловского театра музыкальной комедии за совершенно невероятную музыку, написанную им к спектаклю «Белая гвардия» по Михаилу Булгакову.

Много классики из ничего: в Екатеринбурге подвели итоги театрального сезона 

Действительно, в этом спектакле главным героем стала музыка, вопреки попыткам либреттиста Аркадия Застырца создать сценарий, который одновременно и выглядел бы современно, и не «обижал» бы классика. Несмотря на все свои безусловно положительные стороны, «Белая гвардия» еще не до конца созрела, скелет еще не оброс мясом, и это позволило одному из членов жюри, Владимиру Спешкову даже назвать ее пародией на более зрелые спектакли по «Дням Турбиных». Впрочем, вероятно более серьезных претензий, чем нарушение ансамблевости, к «Белой гвардии» предъявить нельзя: герои действительно пока еще не вросли в одну семью, но ведь это вопрос времени и притирки. Можно усомниться в том, насколько вообще удачен был выбор материала — Булгаков явно писал не в легком жанре… Однако, создатели спектакля сразу предупреждали, что сознательно идут на риск, а значит вполне возможно, что совсем скоро будут пить шампанское.

Много классики из ничего: в Екатеринбурге подвели итоги театрального сезона  Много классики из ничего: в Екатеринбурге подвели итоги театрального сезона

А вот актер Музкомедии Анатолий Бродский может откупоривать бутылку уже сейчас — жюри фестиваля посчитало его Тевье из «Скрипача на крыше» лучшей ролью в музыкальном театре минувшего сезона. Именно благодаря мощному голосу и поразительно убедительной игре господина Бродского мюзикл бродвейского разлива приобретает эпические черты — из мелких, даже местечковых событий складывается объемный образ целостного природного бытия, исполненный трагического созерцания и бесконечной тоски. «Скрипача на крыше» жюри «Браво!» по всем статьям оценило выше, чем «Белую гвардию», и дело здесь не только в пассионарных выплесках Анатолия Бродского, но и в великолепной работе всей труппы, которая обеспечила спектаклю стремительный качественный рост с момента премьеры.

Много классики из ничего: в Екатеринбурге подвели итоги театрального сезона
Много классики из ничего: в Екатеринбурге подвели итоги театрального сезона

Впрочем, самый главный скачок в сторону облаков в 2012 году совершил, пожалуй, Театр «Драма Номер Три» из Каменска-Уральского, чью «Бесприданницу» по одноименной пьесе Островского жюри назвало лучшим спектаклем в драматическом жанре. Учитывая, что в прошлом году каменская труппа вообще не попала в афишу «Браво!», успех нынешнего года можно по праву считать выдающимся, тем более, что фестиваль «Браво!» редко отправляет такие значительные награды в провинцию.

Много классики из ничего: в Екатеринбурге подвели итоги театрального сезона  
Много классики из ничего: в Екатеринбурге подвели итоги театрального сезона  Много классики из ничего: в Екатеринбурге подвели итоги театрального сезона

Во всех остальных номинациях победили, как водится, театры из столицы Урала: лучшим спектаклем для детей был признан «Соловей» по сказке Ганса Христиана Андерсена, поставленный в Молодом театре Свердловского академического театра драмы режиссером Дмитрием Касимовым, а лучшим кукольным спектаклем – «Времена года» Екатеринбургского театра кукол. Последний – это гениальная духовная подпитка не только для самых маленьких зрителей, но и для их родителей. Особенно члены жюри отметили в этом спектакле работу сценографа Елены Лисиной, которая сумела создать на сцене целый мир, переменчивый и красочный, - это можно считать личной победой художницы, учитывая, что «Времена года» стали ее дебютной постановкой.

Много классики из ничего: в Екатеринбурге подвели итоги театрального сезона 
Много классики из ничего: в Екатеринбурге подвели итоги театрального сезона

В целом в театральном сезоне — 2012, прошедшем в Свердловской области, можно выделить одну наиважнейшую черту – стремление к классике. В афише «Браво!» в нынешнем году был представлен целый свод величайших творцов пера и бумаги: спектакли по «Маленьким трагедиям» Пушкина и по его «Барышне-крестьянке», блестяще осовремененная интерпретация «Бесприданницы» Островского и даже сразу два спектакля по «Трем сестрам» Чехова. Несмотря на до боли знакомые сюжеты, театральным деятелям удалось вдохнуть новую жизнь в нестареющие произведения и разгладить морщинки на желтой бумаге. Чего ждать от нового театрального сезона – бог весть … Однако, хотелось бы надеяться, что он станет таким же ярким и богатым на открытия, как нынешний.

 

Автор: Екатерина СМИРНОВА

 


Вернуться назад
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru