Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Рецензии » «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы
Календарь
«    Апрель 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

«Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы

«Сердце красавицы склонно к измене» - так начинается знаменитая наивная песенка герцога Мантуанского в третьем действии оперы «Риголетто» - та самая, что он напевает, не подозревая о готовящейся казни. И Джузеппе Верди, и Виктор Гюго, который написал пьесу-прародителя «Король забавляется», эту мысль опровергают: сердце подлинной, духовной красавицы всегда остается неизменным – и несчастная Джильда-Бланш, не сумевшая возненавидеть даже после предательства, - прямое тому подтверждение. В новой постановке Игоря Ушакова в Екатеринбургском оперном театре сверхромантичный образ Джильды неожиданно уходит на второй план: модернистки осовремененный, уснащенный множеством ярких деталей спектакль практически «проглатывает» идеальную девушку, превращая ее в малозначительное дополнение к вычурному образу Герцога и трагическому образу Риголетто. В итоге прощальное моралите так и остается не прочитанным, и спектакль превращается в череду сменяющихся модных картинок.

«Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы

«Риголетто» за всю историю своего существования уже не раз отправлялся из XVI века в более или менее близкую современность – благо, что бессмертная актуальность темы позволяет вершить эксперименты. В 1982 году в Английской национальной опере Джонатан Миллер перенес вечную историю в Нью-Йорк 50-х годов, превратив Герцога в главу местной мафиозной группировки, а Риголетто - в бармена, прислуживающего бандитской своре. Совсем недавно, в 2013 году Майкл Майер в «Метрополитен-Опера» пригласил поклонников Верди в Лас-Вегас середины прошлого века и познакомил их с моралью «крысиной стаи» - группы деятелей американского шоу-бизнеса. Герцог в этой постановке напоминает зрелого Фрэнка Синатру и щеголяет по сцене в белом пиджаке и с микрофоном образца 60-х годов.

«Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы

Группа создателей нового екатеринбургского «Риголетто» - режиссер Игорь Ушаков, сценограф Алексей Кондратьев и художник по костюмам Ирэна Белоусова – решили подойти еще ближе к современности, погрузив героев в целлулоидный пафос тематических вечеринок и дав опере хипстерское прочтение. Слова Гюго о том, что праздник в доме Герцога «немного смахивает на оргию» в их спектакле можно воспринимать буквально: в первой же сцене, которая переносит публику на традиционную герцогскую «вечерку», персонажи быстро снимают с себя покровы приличия. Платья всех цветов спектра, ряженые фавны, ломаные дискотечные движения, нескромные объятия и глумливый гогот – в этой пестрой разнузданной толпе несчастный Монтероне, пришедший отомстить за обесчещенную дочь, выглядит совершенно лишним, а его попытки воззвать к совести - предсказуемо бесполезными.

«Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы

Как ни странно, но именно обычный, ничем не примечательный, серый костюм или зеленое платье благородной девицы в спектакле выглядят как метка ненормальности. Для того, чтобы успешно вписаться в это гротескное общество, где даже заказной убийца двигается в лучших традициях кролика Роджера, а Герцог размышляет о силе любви, заглядывая под юбку своей избраннице, необходимо постоянно менять окраску перьев, натягивая на себя то пиджаки ядовитых расцветок, то костюмы тореадоров с розовыми чулками. За быстрой сменой одежды теряется подлинный человек и остается тупое разноцветное стадо, которое с наивной, незаметной для самого себя жестокостью уничтожает всех, кто переодеваться не хочет. Главный герой, Риголетто вступает в действие как активный участник цветовой вакханалии, а заканчивает свою сценическую судьбу серым с ног до головы.

«Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы

Цветовая перегруженность спектакля, на первый взгляд, скрашивается довольно скромным, подчеркнуто геометричным оформлением сцены. Особое предпочтение художник отдает строгому кругу, который, по видимому, обладает многозначными свойствами: служит и своеобразной «замочной скважиной» для подглядывания за персонажами, и слуховыми окнами, через которые можно было бы сбежать на волю, если бы они не были расположены так высоко, и намеком на цирковые обручи — приспособление, годное для угнетения даже льва. В сольных сценах Риголетто все эти детали исчезают, оставляя героя один на один с «голым» пространством сцены и обитыми тканью стенами, напоминающими о традиционном убранстве психиатрических лечебниц — именно этот аскетизм и становится подлинным воплощением его болезненного внутреннего мира.

«Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы

Желая избавиться от «нафталина», постановочная группа явно переборщила с оригинальными решениями, которые далеко не всегда удается не то чтобы прочитать, но и просто уловить. Да и противоречия, которые то и дело врываются в происходящее на сцене, тоже, вероятно, являются следствием неуемного осовременивания. Во-первых, по окончании спектакля так и не становится ясно, зачем непременно нужно было постулировать обращение к хипстерской теме — она не получает никакого развития, а соответственно и актуальной связи с современностью. Эта культура «заходит» в постановку только своей внешней стороной, а к концу второго часа и вовсе сходит на нет. Во-вторых, ощущение правдоподобия, которое обещал Игорь Ушаков еще перед премьерой в своих интервью, при просмотре спектакля не возникает вовсе: этому противоречит и гротескность образов и наивные театральные приемы, от которых постановщику не удалось избавиться. Один из забавных примеров — сцена, в которой Риголетто, с натянутой на глаза розовой шляпой и бутылкой, врученной ему злодеями, так увлечен поглощением жидкости, что не замечает похищения дочери. В-третьих, трендовая деромантизация вечной истории приводит к тому, что положительные герои — Риголетто и, в особенности, милая Джильда, - оказываются на периферийных ролях, а их трагедия, которая вообще-то лежит в основе произведения и традиционно задает тон всему происходящему, заметно бледнеет на фоне остальных чудачеств.

«Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы «Риголетто» в тренде: в Оперном театре вновь попытались понять сердце красавицы

Музыка Верди, мастерски, практически без «морщинок» исполненная оркестром театра под руководством Павла Клиничева, все возвращает на свои места. То трагическая и тревожная, со «стонущими» интонациями, то мажорная и ироничная, она вполне самостоятельно, без помощи режиссуры, расставляет нужные акценты. В сочетании с прекрасным вокалом, музыка становится настоящим спасением для спектакля и смягчает все его видимые погрешности.

Екатеринбургский театр оперы и балета вообще может похвастаться богатой вердиевской традицией, которая «прошлась» не только по его «хитам», но и по произведениям, по разным причинам не попавшим в тренд. Еще в далеких 80-х Евгений Колобов поставил здесь «Силу судьбы», недавней находкой стал «Отелло», тоже, кстати, в интерпретации Игоря Ушакова. «Риголетто» для столицы Урала — это вообще вечно зеленая тема: за более чем столетнюю историю Оперного его здесь ставят уже в восьмой раз. Нынешний спектакль вряд ли можно назвать выдающимся, но он вполне может быть интересен и увлекателен для самых разных категорий людей. Несмотря на заметные противоречия, он не оставляет зрителя полностью равнодушным, а значит его непременно стоит посмотреть.

 

Текст: Екатерина РАГОЗИНА

Фото: Юлия ХАКИМОВА

Автор: ИА "Апельсин"

06-03-2015
Рейтинг:
 (голосов: 0)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Возвращение "Луизы Миллер"
В Метрополитен-Опера поставили малоизвестную широкой публике оперу Верди.

Капитан Корто Мальтезе "приплыл" во Францию
Корто Мальтезе, легендарный персонаж итальянского художника Уго Пратта, стал отправной точкой для кураторов лионского музей Des Confluences.

Пласидо Доминго: "Это мой 49 сезон в "Мэт"
Звезды новой постановки Метрополитен-Опера "Луиза Миллер" размышляют о таланте Верди и умении учиться и учить.

Белорусский Свободный театр: "Мы не хотим развлекать"
Не признанная официальным Минском труппа впервые вышла из тени в День Воли и обещает способствовать переменам в обществе.

Каннский фестиваль: оглашён состав жюри
По решению устроителей, в жюри основного конкурса 71-го Каннского фестиваля женщин будет больше, чем мужчин.

Конкурсный фильм финалистки шоу «Голос» вызвал ажиотаж на ММКФ
Фильм "Ню" финалистки песенного конкурса "Голос" - режиссера-дебютанта, актрисы Ян Гэ вызвал в субботу небывалый ажиотаж среди прессы, аккредитованной на 40-м Московском ...

В каком платье Юлия Самойлова выступит на «Евровидении»
Напомним, Юлия Самойлова выступит во втором полуфинале «Евровидения-2018» под шестым номером.

Мединский выразил соболезнования в связи со смертью актрисы Дорошиной
Министр культуры России Владимир Мединский выразил соболезнования родным и близким актрисы Нины Дорошиной.

Владимир Путин поприветствовал участников Дельфийских игр в Приморье
Президент России Владимир Путин направил приветствие организаторам, участникам и гостям Семнадцатых молодежных Дельфийских игр России, которое торжественно открылось в субботу, 21 апреля, в Приморье.

Прощание с Ниной Дорошиной может пройти на «Другой сцене»
Прощание с народной артисткой РСФСР Ниной Дорошиной, вероятнее всего, состоится на «Другой сцене» московского театра «Современник» на Чистых прудах, так как основное здание закрыто на капитальный ...

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru