Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Рецензии » «Рыба ищет, где глубже, а человек – где рыба»: в Свердловской Драме указали на «Доходное место»
Календарь
«    Январь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

«Рыба ищет, где глубже, а человек – где рыба»: в Свердловской Драме указали на «Доходное место»

«Рыба ищет, где глубже, а человек – где рыба»: в Свердловской Драме указали на «Доходное место»«Рыба ищет, где глубже, а человек – где рыба», - эта видоизмененная народная мудрость становится заглавной мыслью в прекрасном и хитро инкрустированном «Доходном месте» московского режиссера Владимира Мирзоева. Спектакль показали накануне на сцене Свердловского театра драмы, где каждый пришедший мог по достоинству оценить на удивление уместное сочетание классического страдания и нелепых ультрасовременных гэгов едва ли не КВН-овском стиле. Освеженный, но не освежеванный Островский сослужил создателям постановки добрую службу, заронив твердую и непоколебимую идею, которая стала сильным толчком для глубокого нырка.

«Рыба ищет, где глубже, а человек – где рыба»: в Свердловской Драме указали на «Доходное место» «Рыба ищет, где глубже, а человек – где рыба»: в Свердловской Драме указали на «Доходное место»

Впрочем, самим героям «Доходного места» нырять глубже – некуда: по мнению сценографа Анастасии Бугаевой, они и так бродят по дну, независимо от своей роли в происходящем. Пространство спектакля оформлено, как чаша осушенного бассейна – со стенками, уложенными золоченым кафелем, и стартовыми площадками для спортсменов – нет только самих гордых и свободных пловцов. Донные жители с водой бороться не привыкли – иные бродят по миру с выпученными от удивления глазами и бессильно разевают рот, другие клацают челюстями, но никто, совсем никто не готов стать тем мыслителем, кто держит ответ или меняет черное на белое. Даже вечно подающий надежды Жадов, которого в спектакле играет Сергей Заикин, пожалуй, может только феерично играть мускулами, а на деле оказывается даже неспособен приструнить зарвавшуюся жену Полину – она, в конечном счете, принуждает его к унизительному заискиванию перед высокопоставленным дядюшкой ради того самого мифического доходного места. Почему мифического? Потому что ничего более доходного, чем спокойствие, внутренняя чистота и порядочность, нет, а деньги, связи и развлечения – то, к чему человечество в большинстве своем стремилось в XIX веке и продолжает стремиться сейчас – только чернят и без того худую карму. Актуален ли Островский в наше время, спросите вы? Над теми, кто так не считает, остается только вздохнуть с сожалением.

«Рыба ищет, где глубже, а человек – где рыба»: в Свердловской Драме указали на «Доходное место» «Рыба ищет, где глубже, а человек – где рыба»: в Свердловской Драме указали на «Доходное место»

Отрадно, что, несмотря на «сегодняшний» посыл спектакля и активное насыщение сценического действия чисто «мирзоевскими» штучками, это все же по-прежнему «Доходное место» Островского, а не изуродованный донельзя, превращенный в личную амбицию постановщика, символ, как это часто случается в современном театре. Большинство находок режиссера понятны и уместны, а некоторые даже помогают лучше понять отдельных героев: например, неожиданное «раздвоение» Анны Павловны Вышневской, жены высокопоставленного чиновника, на лучшую и худшую части (каждая часть – «отдельная» актриса) – объясняет противоречивость ее внутреннего мира, которая у Островского мастерски выведена даже в самих репликах героини. «Вот еще мило! Любовное послание. И от кого же! Пожилой человек, жена красавица. Мерзко! Оскорбительно! Что делать женщине в таком случае? И какие пошлости написаны! Какие глупые нежности! Послать его назад? Нет, лучше показать его кой-кому из знакомых да посмеяться вместе, все-таки развлечение... фу, как гадко!» - это ее высказывание встречает читателя «Доходного места» буквально на первой странице пьесы и сразу же приводит на поле боя, где сражаются глубоко сокрытая внутренняя красота и получившая абсолютную волю темная сторона души. В подтексте читается: «Я сама в ужасе от своего намерения, но мне скучно, поэтому я все-таки пойду на поводу у пороков». Очень по-женски и очень недобро… В этом спектакле (как, впрочем, и в пьесе) женщины в принципе преподнесены, как абсолютное зло…

«Рыба ищет, где глубже, а человек – где рыба»: в Свердловской Драме указали на «Доходное место» «Рыба ищет, где глубже, а человек – где рыба»: в Свердловской Драме указали на «Доходное место»

Женщины оказываются здесь сильны настолько, что способны совершенно сломить своих суженых: они манипулируют ими и подавляют, капризничают и прикидываются бедными овечками, исподволь навязывая свою волю и вымогая деньги; а те, у кого мужей нет, - отыгрываются на других домочадцах. Самой успешной в этом смысле, конечно же, становится гротескная госпожа Филисата Герасимовна Кукушкина, которую в спектакле блестяще сыграла заслуженная артистка России Ирина Ермолова. В «Доходном месте» Мирзоева она приобретает лейтенантскую выправку, грубый басовитый глас и солдафонские привычки, но при этом все с той же материнской заботой дает мудрые советы Юлиньке и Полине о том, как выгодней продать молодость и красоту. Что ж с того, что науку усвоила только одна юная барышня? Вторую можно «воспитать» уже в замужестве, когда «тренировочный снаряд» в виде добропорядочного и неохочего до взяток Жадова всегда под рукой.

«Рыба ищет, где глубже, а человек – где рыба»: в Свердловской Драме указали на «Доходное место»

В спектакле фактически нет положительных персонажей, единственным примером чистой добросердечности становится уже упомянутый выше «двойник» Вышневской – прекрасная тихая женщина, сидящая глубоко внутри нее и дающая мудрые советы, к которым внешняя Анна Павловна прислушивается редко. Это душа, муза, само воплощение благородства, и она присутствует во многих сценах спектакля незаметно для остальных героев, но практически не говорит – только однажды взрывается бессильным воем, когда жестокость бренного мира, преодолев черствую, почти равнодушную оболочку, добирается до ее хрупкого горла. А еще ей, как и положено душе, порой очень хочется петь, и петь не что-нибудь, а задушевные романсы Александра Пантыкина, созданные специально для этой постановки – они смягчают общую взволнованность спектакля и дают зрителю возможность на краткий миг перевести дух.

«Рыба ищет, где глубже, а человек – где рыба»: в Свердловской Драме указали на «Доходное место»

А вот у мужской части постановки такой возможности нет: бесконечное накопительство и борьба за благосклонность вышестоящих совершенно лишают их покоя и сна, превращая жизнь в своеобразный спорт. Может быть, поэтому к пальто каждого героя мужского пола костюмеры пришили свои порядковые номера, как у игроков футбольной команды? И вот ведь ирония, кому-то достается практически волшебный номер «7», а кто-то – речь, конечно, о хлюпике и подхалиме Белогубове – так и останется до самой тризны заклеймен позорной «шестеркой».

Спектакль однозначно весьма и весьма хорош, причем – редкий случай, - его могут с одинаковым успехом посмотреть и те, кто читал Островского, и те, кто к «Доходному месту» ни разу не прикасался. Проблема, поднятая в постановке, настолько актуальна для современной действительности и современных молодых карьеристов, что вряд ли рискует остаться кем-то не понятой и непроработанной. А терпкий и игривый юмор, при помощи которого создатели сгладили тревожный и даже трагический посыл «Доходного места», не раз заставит искренне схватиться за животики.

 

Текст: Екатерина СМИРНОВА

 

Автор: ИА "Апельсин"

25-04-2014
Рейтинг:
 (голосов: 2)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Африканская мода в Париже
Африканская мода в Париже

Неделя высокой моды в Париже: Dior представляет коллекцию
1

Подтверждена подлинность полотна Ван Гога
1

Международный фестиваль комедийного кино прошел в Альпах
Международный фестиваль комедийного кино прошел в Альпах

Технологии "цифрового омоложения" в кино
Технологии "цифрового омоложения" в кино

Netflix анонсировала анимационный фильм по «Ведьмаку»
Netflix официально объявил о создании анимационного фильма по мотивам сериала «Ведьмак», который расширит мифологию эпизодического шоу. Проект получил название «Ведьмак: Кошмар волка» (The Witcher: ...

Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов
Заслуженный артист России Данила Перов скончался в ночь на среду, 22 января. Об этом сообщили в театре «Содружество актеров Таганки», где он играл. В некрологе не уточняется причина смерти 51-летнего ...

Disney показал трейлер финального сезона «Звёздных войн: Войны клонов»
Disney показал трейлер к финальному сезону мультсериала «Войны клонов», который начнёт выходить на стриминг-сервисе Disney+ не 17 февраля, как утверждалось ранее, а 21 числа.

Умер актер из «Монти Пайтона» Терри Джонс
Причина смерти Терри Джонса пока не раскрывается. Комик-группа "Монти Пайтон" стала широко известна благодаря своему юмористическому телешоу "Летающий цирк Монти Пайтона", ...

Ректор училища им. Щепкина оценил назначение дочери на пост главы Минкульта
Назначение дочери на должность главы Министерства культуры прокомментировал театровед, ректор театрального училища имени М. С. Щепкина Борис Любимов, 21 января сообщает РИА Новости.

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru