Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Рецензии » «Хроники Раздолбая» или как Павел Санаев похоронил за плинтусом читательские ожидания
Календарь
«    Январь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

«Хроники Раздолбая» или как Павел Санаев похоронил за плинтусом читательские ожидания

 «Хроники Раздолбая» или как Павел Санаев похоронил за плинтусом читательские ожиданияПисатель и режиссер Павел Санаев, получивший известность благодаря культовой повести «Похороните меня за плинтусом», взялся за двухтомный роман-воспитание. К моменту выхода «Хроник Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2» второй том двулогии по-прежнему оставался в разработке, что само по себе выглядит довольно странно – как можно отправить первую часть в «большое плавание», если общего концепта на бумаге еще не существует? Попахивает искусственным повышением количества продаж, но книжный обозреватель ИА «Апельсин» не побоялся взять сомнительный многостраничник в руки.

«Хроники Раздолбая» или как Павел Санаев похоронил за плинтусом читательские ожидания 

В пользу сомнительности говорит еще и то, что, несмотря на присутствие в названии отсылки к первой повести Санаева, «Хроники Раздолбая» не имеют ровно никакого отношения к Сашеньке Савельеву. Герой новой книги живет примерно в то же время, испытывает на себе тяжесть лихих годин, но при этом является совершенно самостоятельной личностью – с другим детством, другими родителями и без каких-либо воспоминаний о бабушке. Можно лишь предполагать, зачем понадобилось искусственно скрещивать две непохожие рукописи: вероятнее всего, автор пожелал заработать на поклонниках культовой повести и на тех, кто о ней только слышал, но заранее благоговел. Это, как минимум, некрасиво, потому что «Похороните меня за плинтусом» и «Похороните меня за плинтусом-2» отличаются, как сахар от снега, и читатели, надеющиеся найти под обложкой ту же атмосферу и тот же стиль, будут жестоко разочарованы.

 «Хроники Раздолбая» или как Павел Санаев похоронил за плинтусом читательские ожидания

Как уже было сказано выше, первое, что бросается в глаза, когда уютный, зеленый том ложится на журнальный столик – многостраничие и многобуквие, практически толстовский размах. Книга всерьез стремится стать романом-воспитанием и погружает читателя в онтологические проблемы бытия, вот только совершенно не вызывает привыкания. Ее размеры вполне могли бы быть оправданы, если бы большая часть страничного действа не была написана напрасно, если бы основной части не предпосылалась пугающе длинная завязка, и если бы внезапно, уже ближе к концу, автор сам бы не сводил всю кажущуюся душевную красоту героя к простому желанию иметь доступ к красивым девушкам.

 «Хроники Раздолбая» или как Павел Санаев похоронил за плинтусом читательские ожидания

Удалось ли писателю в очередной раз создать привычный для русской литературы образ маленького человека – большой вопрос. По гамбургскому счету, описанный Санаевым безымянный Раздолбай не вызывает ни сочувствия, ни омерзения – он просто никто, анчоус. Почти половина книги посвящена взрослению Раздолбая и его поэтапному приобщению к разнообразным «опиумам для народа» - к сигаретам, алкоголю, а затем, под влиянием друга, к религии. После этого повествование начинает напоминать философский трактат, большая часть которого отдана под теологические споры и под косноязычные разговоры Раздолбая со своим внутренним богом.

«Хроники Раздолбая» или как Павел Санаев похоронил за плинтусом читательские ожидания 

Вообще Раздолбай представляет интерес только в сочетании со своими друзьями – Мартином, Валерой и Мишей, которые используют его как тренажер для своего красноречия и легко «футболят» от убеждения к убеждению. Его речь убога, мысли коротки и хаотичны, способности сведены к минимуму, а стремление к пороку – к максимуму. Он смешон, но, тем не менее, чувствуется, что по ходу всего текста автор пытается обрисовать его как исключительно стремящуюся личность, постоянно находящуюся под гнетом «этических дилемм» - в общем, как последнего романтика XXI века. Создается впечатление, что Санаев просто не справился с задачей, которую поставил перед самим собой и полюбил своего персонажа так, как любят хомячка – совершенно случайно.

«Хроники Раздолбая» или как Павел Санаев похоронил за плинтусом читательские ожидания 

Текст книги вызывает интерес фрагментарно, отдельные писательские ходы порождаются случайно: бог в жизнь Раздолбая входит где-то в середине толстенького тома, хотя ближе к концу книги становится очевидно, что именно на теологических изысканиях главного героя автор и хотел построить свое повествование – по крайней мере, об этом свидетельствует финал, в котором бог по внутреннему голосовому каналу обещает, что никогда не оставит своего глупого мальчика. А радостная приписка в конце, что о развитии отношений Раздолбая и творца можно будет прочесть в следующем томе двулогии под названием «Хроники Раздолбая -2. На балу у Воланда», намекает на то, что в жизни главного героя, наконец-то, обозначился и дьявол – его друг Мартин, который выступает своеобразным змеем-искусителем и отождествляет себя с персонажем из «Мастера и Маргариты».

«Хроники Раздолбая» или как Павел Санаев похоронил за плинтусом читательские ожидания 

Безусловно, у этой книги есть и довольно привлекательные черты: так или иначе, но Санаев довольно подробно и качественно обрисовывает обстоятельства эпохи, и Раздолбаю начинаешь больше верить именно в тот момент, когда он мучительно пытается найти деньги на колбасу, а не тогда, когда ищет смысл. Перед глазами читателей мелькают события из учебника истории, например, довольно подробно и ярко описывается путч и приход к власти почти неизвестного Ельцина – однако, никакие социальные потрясения не способны вытащить Раздолбая из банальщины и невежества. Есть небольшая вероятность, что во второй книге его голова действительно пойдет на поправку, и он станет Ницше или Достоевским, пожалуй, для этого самому Санаеву придется стать Толстым.

 

Текст: Екатерина СМИРНОВА

 

Автор: ИА "Апельсин"

27-09-2013
Рейтинг:
 (голосов: 2)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Технологии "цифрового омоложения" в кино
Технологии "цифрового омоложения" в кино

Маэстро Нелсонс и Новогодний концерт в Вене
Маэстро Нелсонс и Новогодний концерт в Вене

Vogue Italia отказывается от фотографий и "зеленеет"
Vogue Italia отказывается от фотографий и "зеленеет"

Мода в Берлине: курс на экологию
1

Лувр - чемпион мира
Лувр - чемпион мира

Слухи: в «Матрицу 4» вернётся Меровинген
Вместе с Киану Ривзом («Джон Уик») и Кэрри-Энн Мосс («Джессика Джонс») в актерском ансамбле «Матрицы 4» задействованы: Яхья Абдул-Матин II («Аквамен»), Джонатан Грофф («Охотник за разумом»), Нил ...

Путин поздравил Игоря Николаева с юбилеем
Композитор, заслуженный деятель искусств Игорь Николаев празднует в пятницу, 17 января, 60-летие. Президент России Владимир Путин поздравил его с юбилеем. Текст телеграммы опубликован на сайте Кремля.

Детектив «Плохие парни навсегда» появится в прокате с 23 января
Пути друзей-детективов Майка Лоури и Маркуса Бернетта (Уилл Смит и Мартин Лоуренс) разошлись. Один стал во главе группы полицейских вдвое младше себя, другой занялся частным сыском.

Познер оценил требование лишить Урганта гражданства
Актера и телеведущего Ивана Урганта не лишат гражданства из-за шуток, прозвучавших 7 января в программе "Вечерний Ургант". Об этом в интервью изданию Ura.ru рассказал журналист Владимир ...

Джордж Мартин разозлил фанатов анонсом выхода книги
Фанаты раскритиковали Джорджа Р.Р. Мартина за анонс о выходе книги, сообщает Independent.

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru