Апельсин.ру > Интервью > Николай Тимофеев: Роль высшего образования в становлении культурного общества первична
31-07-2003, 13:47.

Николай Тимофеев: Роль высшего образования в становлении культурного общества первична


На вопросы редактора ИА «Апельсин» Даниила Ерохина отвечает руководитель «Уралдрагмет-холдинга» и Екатеринбургского завода ОЦМ, основатель и заведующий кафедрой «Технологии художественной обработки материалов» УГТУ-УПИ Николай Тимофеев.

–Девять лет назад вы создали в УГТУ-УПИ уникальную в своем роде кафедру «Технологии художественной обработки материалов», единственную в городе, все это время вы ее возглавляете. Чувствуете ли вы себя, приходя сюда, в университет, преподавателем вуза, научным работником?

-Я хочу уточнить – наша кафедра была второй или третьей в России. Специальности, по которым мы сейчас готовим студентов, тогда еще только-только появились, поэтому мы начинали буквально с нуля – сами составляли программы, набирали преподавательский состав, привлекая творческих сотрудников. Профессии, по которым готовят на кафедре, представляют собой синтез материаловедения, технологии и дизайна. Наши студенты – люди, одаренные от природы, талантливые, обладающие художественным вкусом. Мы помогаем им развить свои способности и потом использовать их для всего общества.

Что касается меня, то в стенах своего института (вернее уже университета), я всегда чувствовал и чувствую себя в первую очередь студентом. Когда прихожу сюда, то вспоминаю свои студенческие годы. Я чувствую себя скорее не руководителем крупного предприятия или заведующим кафедрой, а частью того, что мы называем «высшим образованием», университетской жизнью, со всеми ее проблемами и успехами. Когда я прихожу принимать экзамен, я, скорее, больше студент сам, нежели экзаменатор.

–Вы – строгий экзаменатор?

–Я – добрый экзаменатор. Когда последний раз на кафедре защищали дипломы, я говорил всей уважаемой комиссии, что не дипломник виноват в допущенных ошибках, а виноваты те преподаватели, которые подписали дипломный проект. Все недочеты студентов – это, прежде всего, недочеты руководителей.

–Николай Иванович, Вы сами учились в УПИ, затем создали здесь уникальную кафедру, трудоустраиваете выпускников по специальности на предприятиях холдинга, то есть Вы как бы находитесь внутри всего образовательного процесса – от начала и до его завершения. Как Вы оцениваете это, с какими проблемами приходится сталкиваться?

–То, что сегодня делается на нашей кафедре, на мой взгляд, очень близко к тому, как это должно быть в идеале. Безусловно, можно и нужно работать и лучше, приходить к комплексному образованию – получению второго высшего образования, второй специальности. Но я думаю, мы уже можем делиться опытом с другими вузами.

Я считаю одним из главных моментов то, что мы не прерываем связь со своими выпускниками. Высшее образование не заканчивается получением диплома, это процесс, продолжающийся непрерывно, и роль alma mater всегда первична. Что касается меня, то, например, я всем даю номер своего личного телефона, они могут обратиться ко мне, если возникнут проблемы, скажем, с устройством на работу.

Несомненно, у каждого вуза, у кафедры, да и у самой системы высшего образования есть проблемы. Основные – это целый пласт экономических проблем, проблем, связанных с финансированием, степенью экономической самостоятельности учреждений высшего образования.

Я считаю, что если вуз государственный, то и обучение в нем должно быть за счет государства, на эти цели должны выделяться бюджетные средства в полном объеме. Сейчас в вузах бюджеты половинчатые – часть образовательные учреждения получают из госбюджета, а часть – вынуждены зарабатывать сами. Меценаты и спонсоры у институтов могут и должны быть, но их средства не должны быть основными. Я понимаю проблемы ректора любого вуза – стоимость подготовки одного специалиста явно выше, чем отпущено средств государством. Отсюда проблемы с доступностью образования, с соотношением платных-бесплатных мест. Проблемы, конечно, решаемы, но процесс сложный и трудоемкий.

-Бытует мнение, что многие талантливые и перспективные люди выходят из малообеспеченных семей, из семьей, в которых нет возможности платить за высшее образование. Что нужно делать, по-вашему, чтобы дать им возможность получать высшее образование?

–Я много раз наблюдал, как талантливые молодые люди, пусть они еще даже не студенты, стремятся к чему-то и добиваются своей цели. Если они не поступают с первого раза, то находят почти безденежную работу в том же вузе, начинают вращаться в научной среде, ходят на курсы, повышают свой уровень. Даже люди, не имеющие средств, могут добиться и добиваются своих целей, если у них есть стремление расти и активно жить. Вообще, пробиваться к цели полезнее, чем жить в тепличных условиях.

В советское время больше всего кандидатов и докторов наук получалось из людей, приехавших из глубинки. У них была цель, они стремились к ней. Если почитать биографии наших крупных ученых, то среди них вы найдете мало тех, кто родился в Москве, Ленинграде или других крупных городах. Их родина – какая-нибудь деревня, небольшой городок. Конечно, сейчас, так скажем, выпускнику из провинции тяжелее приходится, но если есть желание и воля, все осуществимо.

–За рубежом существуют система фондов, организаций, которые помогают не вузам, а абитуриентам и студентам. Видите ли Вы перспективу подобных организаций, стипендиальных фондов в нашей стране? Кому нужно помогать – вузу или человеку?

–Я думаю, что помогать нужно и вузу, и человеку. Вузу – для улучшения условий, в которых проходит процесс обучения и осуществляется научная деятельность. Что касается людей, то здесь нужна адресная помощь для талантливых студентов и абитуриентов, чтобы делать их настоящими учеными.

У каждого выпускника, который состоялся в жизни, остается духовная связь со своим университетом, институтом, и оказать помощь в любом ее проявлении – это и почетно, и справедливо. Высшая школа должна в первую очередь учить, поднимать человека, а не думать, на что и как красить стены в аудиториях, хотя и это крайне важно. Нет ничего плохого в том, что есть и спонсоры, и меценаты. На определенном этапе, каждый выпускник задумывается о том, чем можно помочь своему вузу.

–Николай Иванович, не считаете ли Вы, что, помогая институту, Вы тем самым облегчаете работу государству, решаете так сказать его проблемы?

–Государство не замечает таких вещей, оно же не знает об этой помощи. Я не вижу тут ничего страшного, ведь если бы не было выпускников, которые понимают, что необходимо оказывать помощь отпущенным на произвол судьбы университетам и институтам, то нашим вузам много бы не хватало. Еще раз повторю – каждый выпускник, достигший определенного социального уровня, помогает родному вузу.

–Существует понятие пассионарной роли вузов. Как вы оцениваете важность институтов и университетов, высшего образования, для культуры общества в целом?

–Роль вузов в этом деле первичная. Именно здесь человеку закладывают профессиональное образование, профессиональную культуру и профессиональное отношение к обществу.

Замечу, что нашему городу в этом плане очень повезло. Екатеринбург – первая культурная столица страны: у нас столько университетов, институтов, театров, концертных залов, клубов, дворцов. Практически все артисты, приезжающие к нам, говорят, что лучшая публика здесь. Я с гордостью говорю, что наш зритель, слушатель – высокообразованный, культурный, умеющий ценить искусство. Москва и Санкт-Петербург – это не столицы, а мегаполисы, относиться к ним надо совсем иначе и ставить их на один уровень с нами нельзя. Мы первые в России, если нас сравнивать с «обычными городами», как Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск.

–Можно ли сравнивать наше образование с европейским? Насколько высок уровень подготовки специалистов в российских вузах?

–Это опять вопрос к заведующему кафедрой? Уровень нашего фундаментального образования высок, и это признано мировой общественностью. Если сравнивать с Европой, то уровень образования у нас выше. У нас образование, если можно так сказать, классическое.

О многом говорит и тот факт, что все европейские компании без сомнений принимают наших выпускников на работу. Дипломы уральских вузов очень высоко ценятся в мире, правда, это вызывает отток специалистов, и проблема переезда наших выпускников за границу актуальна до сих пор. Однако я думаю, что пройдет немного времени, и заработанные за рубежом деньги русские таланты будут вкладывать в Россию, туда, где их культурные и исторические корни.



Даниил Ерохин.

Вернуться назад
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru