Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Интервью » Александр Нечхаев: Невьянск – катализатор, который подтолкнет развитие уральской культуры
Календарь
«    Июнь 2021    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Александр Нечхаев: Невьянск – катализатор, который подтолкнет развитие уральской культуры

Город Невьянск, что в ста километрах к северу от Екатеринбурга, – колыбель отечественной металлургии и родовое гнездо Демидовых, талантливых предпринимателей-промышленников, меценатов и сподвижников Петра Великого. Жемчужина Невьянска – знаменитая наклонная башня, овеянная легендами. Спустя почти 300 лет после основания города башня отреставрирована, рядом построен православный собор и установлен памятник основателям города. Еще через пару лет здесь будет настоящий туристический центр – восстановят старые заводские цеха, откроют музей металлургического завода, укрепят набережную и построят гостиницу. Вот уже 18 лет проект восстановления уникального Невьянского комплекса курирует Александр Нечхаев – главный архитектор Невьянска. Невьянская наклонная башня построена в 1721–1725 годах из подпятного кирпича по приказу Акинфия Демидова. Основание – квадрат 9,5 на 9,5 метра, высота – 57.5 метров, отклонение от вертикали вверху 1.86 метра на юго-запад, толщина стен в нижней части доходит до 2 метров, а вверху – до 32 см. В день открытия постоянной экспозиции в Невьянской башне, когда ее посетили потомки Демидовых, живущие ныне в Париже, главный архитектор города Александр Нечхаев устроил экскурсию по Невьянскому комплексу для корреспондентов «Апельсина».

– Александр Витальевич, для чего, по-вашему, нужна была Демидову эта башня? На этот счет тоже ведь существует несколько версий…

– Есть легенда о том, что башня служила для спасения Демидова. Вокруг Невьянска была тайга, а скрыться в ней в случае угрозы было невозможно – кругом бродили разбойники, которые подначивали рабочих на бунты. Бунт мог возникнуть в любое время. Сам Демидов жил рядом с башней и когда начинался бунт, он пробирался к ней, возможно даже по подземному переходу, поднимался по наклонной лестнице, которая там была раньше, лестницу отсоединяли и промышленник вместе с близким окружением оставались недосягаемыми для бандитов. У Демидова же был человек, который спускался по шахте часового механизма вниз и вызывал подмогу. Пока рабочие грабили город и пьянствовали, прибывали войска и подавляли бунт, а сам Демидов все это время сидел наверху башни в полной безопасности – поджигать башню или палить по ней было бесполезно, так как здание очень крепкое.

– Когда и с чего начиналось возрождение Невьянского комплекса?

– Я думаю, начать надо с Николая Семеновича Алферова – бывшего ректора УГАХА, –продолжателем дел которого сейчас является Александр Стариков. Именно Алферов придумал термин «Каменный пояс Урала», он разработал не просто идею, а систему создания туристических маршрутов по горнозаводской зоне. Нам, тогдашним студентам УГАХА, заложили это в голову. И когда судьба нас забросила в Невьянск, мы нашли здесь единомышленников, появилась идея создания в городе музея-завода. В1985 г. мы разработали проект по восстановлению исторического комплекса, предложили его местному заводу, затем заверили в областном управлении культуры. Так началось возрождение Невьянского комплекса. Мы создали макет размером примерно 4,5 на 2,5 метра – на нем было хорошо видно и собор, и башню, и проект восстановление исторической части завода – двух цехов завода Демидовых и прилегающей территории, ее благоустройство, выход в город. Затем из-за смены власти все это немного позабылось, о реализации никто и не думал. И вот уже в 1998 г. в преддверии 300-летия города мы сделали паспортизацию всех памятников, при поддержке местных властей разработали историко-архитектурный план. Очень сильно нам тогда помогли мэр Невьянска и руководство местного завода – они дали денег на создание плана. Но возникла одна проблема – башня стояла на территории завода, доступа населения к ней практически никакого. Тогда мы приняли решение выгораживать башню. На месте старого собора был 6-й цех завода, но его освободили еще при советской власти. Для выгораживания башни нужно перенести котельные, которые буквально окружали ее. Дело это непростое и затратное, реализовать его нам помогли УГМК – они дали денег на демонтаж старых и строительство новых котельных. И вот тогда, после выгораживания башни, у нас появилась реальная надежда на восстановление всего комплекса. Три года назад был создан фонд «Староневьянский завод», к проекту включилось правительство области, которое начало помогать нам в сборе финансов.

– Что было восстановлено за эти годы?

– В 2000 г. мы начали строить собор. В это время башня была уже практически восстановлена, там доделывали только крыльцо. Вот в августе этого года собор был принят в эксплуатацию. Также мы демонтировали железную дорогу, которая шла от старых цехов завода прямо по центру города, сделали насыпную набережную, поставили памятник.

– Это ведь довольно дорогие работы?..

– Да, суммы на восстановление были потрачены очень большие! В наш фонд мы собирали деньги буквально со всей области. Нам помогал деньгами СУАЛ-Холдинг, строительством – «Атомстройкомплекс», новоуральские предприятия. Много кто перечислял в фонд большие деньги.

– Невьянск знаменит не только башней Демидовых, но и школой иконописи…

– Да, как раз параллельно с историческим комплексом завода мы решили возродить и искусство невьянской иконы. По сути, это второе уникальное явление в городе. Мы создали в городе Невьянский дом иконы, выкупили у военных особую технологию печати по дереву. Это когда на графите вырезается матрица, потом переносится на металл и затем уже изображение переносится на дерево. Есть еще более уникальная технология давки. Лист березы прессуется и по твердости становится крепче дуба в 4,5 раза, одновременно на доске выдавливается нужное изображение. Мы долго отбирали художников, был очень серьезный отбор, оставался 1 из ста мастеров. Теперь по этой технологии мы можем печатать иконы на настоящей доске, не выдерживая дерево 9 лет, как это делалось раньше. И после прессовки и печати икона навсегда сохраняет свой вид – она уже никогда не рассохнется, ее не «поведет». Сегодня 6 наших икон, одна из которых двойная, установлены в Храме-на-Крови – это иконы-покровители членов царской семьи. Выполнены они в настоящей невьянской технике, росписью по золоту. Высокий уровень этих икон оценили и представители Синода, которые приезжали на открытие храма, и исследователи невьянской школы иконописи.

– А для чего это нужно? Ведь иконопись – трудоемкое и не слишком востребованное в наше время занятие? – Мы имеем возможность на существующих иконах воспитывать настоящих современных иконописцев. В Невьянском доме иконы выставлены уникальные образцы, собранные энтузиастами за долгие годы. Имея багаж старины за спиной, зная новые технологии, наши мастера могут заниматься написанием икон даже для иконостасов. На Руси всегда церковные иконостасы были деревянными, и сегодня мы можем производить для небольших церквей и часовен такие иконостасы. Мне кажется, что сейчас Невьянск превращается в некий катализатор в культуре, который подтолкнет развитие уральской культуры. Бывший ректор УГАХА Алферов заложил идею, что первый промышленный город на планете возник на Урале, а проектантом его был Демидов – он построил завод на плотине и вокруг создал город, улицы которого расходились по радиальной системе. До этого все города проектировались как крепость: в центре был замок, вокруг которого выстраивались производственные помещения, располагались ремесленники. Стоит отметить, что первый европейский город-завод возник в Англии на основании доков только в конце 19 века! В этом и есть уникальность Невьянска. По его подобию начали затем строиться Екатеринбург и многие другие города области.

– Александр Витальевич, важность восстановления школы Невьянской иконописи я понял. А зачем нужно возрождать весь этот большой историко-культурный, архитектурны и промышленный комплекс? Для чего, какая от этого польза?

– Культура не оперирует понятием «польза», она знает слова «наследие» и «уровень развития». Если сегодня мы не восстановим ту историческую ступень в архитектуре, иконописи, самобытной культуре Урала, то всегда будем об нее спотыкаться. Поэтому лучше восстановить все сейчас, чтобы спокойно развиваться дальше.

– Какие еще сооружения войдут в окончательно возрожденный комплекс?

– Здесь будет музей Невьянского завода и некоторая туристическая инфраструктура, мы благоустроим набережную. В центре комплекса находится памятник родоначальникам города – идея строительства здесь железоделательных заводов принадлежала Петру Первому, а воплощением занимался Никита Демидов. К памятнику сходятся оси от собора, башни и двух заводских цехов. Кстати, если взять композицию Пизанской башни и сооружений вокруг нее, то она почти полностью совпадает с композицией Невьянского комплекса – либо просто совпадение, либо это значит, что выстроено здесь все настоящим архитектором.

– Каким образом вы планируете привлекать туристов в Невьянск? Будете создавать легенды?

– Тут легенд создавать не надо, их здесь целое море. Во-первых сама башня – это здание явилось прообразом всех каменных сооружений Петербурга: оно стоит на ряжевых сваях, а весь Петербург на них и построен, оно стянуто металлической арматурой и это первое здание, имеющее кованые металлические стропильные конструкции, которые начали применять и в Петербурге. Железная звезда на верхушке башни являлась настоящим громоотводом – она была установлена за 25 лет до изобретения такого устройства в Европе! Существует также несколько версий того, почему башня наклонная. Я лично считаю, что у Демидова, если бы он обнаружил наклон башни во время строительства, были все возможности разобрать ее и построить заново. Башня обошлась ему в 4 тысячи рублей, а часы, установленные на ней – в 5 тысяч, так что считайте сами. А может быть, Демидов специально оставил башню наклонной, как символ русского характера, который как не ломай, сгибается, но стоит.
Автор: ИА "Апельсин"

02-09-2003
Рейтинг:
 (голосов: 1)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Три легенды: Венский филармонический оркестр с Риккардо Мути в Ла Скала
Для них это как второй дом. В миланском Ла Скала Венский филармонический оркестр под управлением Риккардо Мути играет шедевры немецкого романтизма.

Показ мод в честь Греции
Дом "Диор" устроил показ мод в честь 200-летия греческой революции

Международный фестиваль анимации открылся в Анси
Международный фестиваль анимации открылся в Анси. Это самое важное событие в году для мультипликаторов.

В Дубае вспоминают Холокост и мусульман, спасших евреев
Выставка "Мы помним" в дубайском Музее "Перекресток цивилизаций" - первая постоянная выставка памяти жертв Холокоста в Арабском мире.

Танцевальный биеннале в Лионе: когда танцует молодёжь
От цифрового танцпола до нового языка тела: в Лионе проходит Танцевальный биеннале

Кристоф Вальц и Уиллем Дефо снимутся в вестерне Уолтера Хилла
Для немецкого актера Кристофа Вальца грядущая картина станет второй в фильмографии в жанре вестерн. Прежде он сыграл охотника за головами Доктора Шульца в ленте «Джанго освобожденный» Квентина ...

Вышел тизер «Мира Юрского периода: Господство» с Крисом Праттом
Премьера фильма «Мир Юрского периода: Господство» состоится 9 июня 2022 года. В блокбастере также снялись Джейк Джонсон, Дичен Лакмэн, Брайс Даллас Ховард, Даниэлла Пинеда и другие актеры. Фото: кадр ...

Борис Хлебников начал съемки фильма «Три минуты молчания»
Борис Хлебников начал съемки своего нового фильма «Три минуты молчания». В основу сценария Наталии Мещаниновой лег одноименный роман Георгия Владимова. В фильме пойдет рассказ о команде корабля ...

Гитарист «Тату» и группы IFK Максим Галстьян скончался от коронавируса
Гитарист групп "Тату" и IFK Максим Галстьян умер от коронавируса. Это произошло в ночь на 20 июня 2021 года, а причиной смерти музыканта стали осложнения от коронавирусной инфекции.

Опубликован трейлер нового фильма о Снейке Айзе «Бросок кобры»
Студия Paramount Pictures опубликовала трейлер спин-оффа "Броска кобры" про наемника Снейка Айза. В фильме также снялись Самара Уивинг, Урсула Корберо, Ико Уайс и Питер Менса. По ...

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
</>
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, .
Rambler's Top100