Фредерик Барб: «Ради бога, не теряйте свою уникальность!»
Известный французский фотограф Фредерик Барб несколько дней назад завершил свое фото-путешествие по Уралу. Почти месяц он фотографировал местный быт, и за это время успел побывать в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, на реке Чусовой, в Нижней Синячихе, Сургуте, Тобольске и в других городах и весях Свердловского региона и ХМАО. Это не простой туристический визит: месье Барб собирает материал и устанавливает деловые контакты для того, чтобы в будущем организовать совместную франко-русскую выставку, в основе которой будет лежать взаимоисследование двух непохожих друг на друга стран. На встрече с корреспондентом ИА «Апельсин» Фредерик подробно рассказал о своих впечатлениях от путешествия по России и о творческих планах на ближайшее будущее.
- Начну с банального вопроса: какие впечатления у Вас остались от Урала и от России в целом?
- Если быть честным, то для меня Урал – это настоящее открытие. Я узнал, что русские люди очень общительны и очень любят праздники, и что Россия – это страна больших возможностей и удивительных контрастов.
- А что имеется в виду под контрастами? Контраст столичного Екатеринбурга и провинции?
- Екатеринбург я вообще не рассматривал в качестве материала для фото, потому что сразу же, при первом приближении видно, что это очень европейский город, мегаполис, который можно оценивать наряду с другими такими же мегаполисами мира. Первый контраст я заметил в архитектуре: на одном клочке суши «живут» маленькие старинные дома, которые вы почему-то не любите, но которые меня совершенно очаровали, и в то же время огромные строения из стекла и бетона. Бывает, что эти дома перемешиваются даже в одном квартале, и обусловлено это, скорей всего, неимоверными темпами жизни. Я заметил, что у вас здесь постоянная стройка, и дома растут как грибы после дождя.
- Мы готовимся к «ЭКСПО-2020»…
- Да нет, это не только в Екатеринбурге, во всех городах, в том числе и в Сургуте – это видимо вообще особенность России. Так, что еще? Если вернуться к российским контрастам, то огромную пропасть я наблюдаю между поколениями – бабушками и молодежью - совершенно новыми людьми. Не нужно упрощать и думать, что отличается только одежда - на самом деле, это совершенно другое мировоззрение и менталитет.
- Европейский менталитет, правда?
- Немножко. У меня на Урале есть 17-летняя знакомая, у нее несколько стереотипное поведение: она думает, что обязательно нужно ходить в какие-нибудь кафе, покупать дорогую одежду – в общем, вести себя так, как предполагает, по ее мнению, европейский образ жизни. Такой круг молодежи я про себя называю «Новой Россией».
- Вы, наверное, знакомы с «Коляда-театром»? Недавно там поставили спектакль «Играем Мольера» и в нем указали на все возможные стереотипы, которые сформированы у иностранцев в отношении России: водка, медведи, шапки-ушанки, вечная зима, babushka и так далее. Как повели себя Ваши стереотипы по приезде в Россию?
- Да, Вы совершенно правы, стереотипов по поводу России в головах у иностранцев огромное множество: мы во Франции вообще ничего о вас не знаем! У меня были те же самые стереотипы, что и у всех: Россия – это Гагарин, это ваши спортсмены, водка, Путин, Гарри Каспаров да и вообще шахматы... По приезде от некоторых стереотипов поневоле пришлось отказаться, однако были и те, которые наоборот углубились: в шахматы здесь действительно играют везде, политику обсуждают постоянно, Гагарина помнят, а бабушки вообще на каждом шагу! Но все-таки важнее для меня было то, как меня здесь принимали - даже незнакомые люди. Некоторые были совершенно искренне тронуты тем, что я к ним приехал, проявил внимание. Вот об этом я бы и хотел в первую очередь рассказать другим французам.
- Какой город из тех, где Вы побывали, Вам больше всего запомнился?
- Это не один, а три-четыре города, но самые неизгладимые впечатления, наверное, оставит Нижний Тагил, потому что туда я приехал в первую очередь и провел там много времени. Он меня шокировал и по-хорошему, и по-плохому – в общем, по-разному. Еще очень понравился Сургут, который и выглядит, и ведет себя очень по-европейски, Тобольск и, конечно, Екатеринбург – город молодой, сильный и красивый, с огромным количеством культурных мероприятий. Достойный город, очень приятно здесь находиться.
- Фредерик, я знаю, что у Вас есть проект под названием «Жажда природы». Правильно ли я понимаю, что приехав в Россию, Вы его продолжаете?
- Да, этот проект действительно проходил во французском городе Мец, и когда я приехал в Нижний Тагил, я убедился, что работа над ним продолжится, поскольку Нижний Тагил – это, не побоюсь громкого слова, сердце природы. В городе слишком много строений из бетона, и люди очень-очень нуждаются в природе - гораздо больше, чем я, живущий во Франции. Это чувствуется, потому и деревья есть практически в каждом дворе, и трава пробивается сквозь асфальт, и очень многие люди постоянно ездят отдыхать за город. Начав проект «Жажда природы», я заметил удивительную вещь: это может звучать парадоксально, но природа в большей степени проявляет себя именно в городе: она рвется к небу на каждом клочке земли, а люди даже дома выращивают огромные растения, чтобы себя огородить от враждебного камня.
- «Живая жизнь», почти по Достоевскому…
- Хм, это очень интересная параллель, я должен запомнить!
- Помимо природы, что еще попадает в объектив?
- Конечно же, люди и их взаимоотношения и, судя по количеству фотографий, этого получилось даже больше, чем природы. Я работаю с двумя камерами – одна цифровая, другая пленочная. Так вот на пленочную я снимаю только портреты, и их уже накопилось огромное количество.
- А сколько всего Вы сделали снимков?
- О, это не поддается счету, исчислять нужно скорей гигабайтами. Впрочем, когда я буду отбирать лучшее, то конечное количество фотографий будет варьироваться между двадцатью и сорока.
- Фредерик, расскажите, как строится Ваш день. Вы, наверное, очень рано встаете и до самого вечера бродите по улицам в поисках кадров?
- Да… День начинается очень рано, и до сумерек я просто гуляю по улицам. Вчера, например, был на Уралмаше, и мне там так понравилось, что, будь у меня чуть больше времени, остался бы на два дня. Вообще я передвигаюсь очень медленно из-за своего десятикилограммового рюкзака с оборудованием, подолгу отдыхаю на перекрестках, ползу со скоростью три метра в минуту и постоянно оглядываюсь по сторонам… Вчера в одном из дворов 20 минут фотографировал детей, никак не мог оторваться. Потом еще была Площадь 1 Пятилетки, там я задержался на 30 минут. Со мной все разговаривали, спрашивали из какой я страны, и я общался с людьми жестами – это было так здорово!
- Где Вам еще довелось побывать, помимо городских улиц?
- Я был на заводах, много снимал в семьях. Больше всего мне понравилось именно ходить в гости – к людям с разным уровнем жизни, разным социальным статусом и разным доходом. Один раз я попал в совершенно трагическую историю: я пришел в семью, где сын работает фотографом, но почему-то не может фотографировать своего отца. Папа алкоголик, здоровье у него уже совершенно изношено и, наверное, ему недолго осталось жить. Сын попросил поснимать отца, чтобы от него осталась хоть какая-то память. Получились потрясающие портреты! Я в них вложил душу, потому что проникся этим горем, почувствовал его на себе. Понимаете, очень странно и страшно видеть человека, который уже много лет подряд, ежедневно с утра до вечера пьет и при этом сохраняет рассудок. Особенно странно то, что мама в этой семье, напротив, очень успешный человек, дама с жемчужной ниткой на шее. Это женщина, которая живет в Москве и время от времени приезжает в Нижний Тагил, чтобы дать всем денег. Видно, что семья многое делает для отца, но с его стороны нет никаких попыток выкарабкаться из пропасти. Я понимаю, что это капля в море, но думаю, что сделанные мной фотографии должны подарить этой семье хоть немного радости, поэтому я снимал от души.
- А были ли веселые, курьезные случаи?
- Обычно бывает забавно, когда снимаешь бабушек. Некоторые меня обнимают, некоторые наоборот, ругают на чем свет стоит и закрываются от камеры. Когда я сплавлялся по Чусовой с командой туристов, тоже было много смешных моментов: ребята могли разбудить всех посреди ночи, просто так, потому что захотели угостить всех кофе... На Чусовой, кстати, я заметил, что русские очень много поют: среди походников был бард, он нас всю дорогу развлекал песнями, и мы сами ему подпевали. Это просто потрясающая традиция – собираться вместе и петь. Поют все: маленькие, большие, старые, молодые. Во Франции мало поют, я сам не пел никогда. Прошу вас, ради бога, сохраняйте свои традиции! Мы сейчас много говорим о глобализации и антиглобализме, но вы, русские, не должны этому поддаваться, потому что ваши традиции очень красивы, и они должны сохраниться в веках. Ради бога, не потеряйте свою уникальность! Не становитесь похожими на европейцев и американцев, вы прекрасны сами по себе.
- Удивительно, что это говорит француз, а вот русская элита по большей части склоняется к противоположному …
- Я думаю, что нужно еще подумать, на кого эта элита работает…
- Внимание, а теперь сложный вопрос! Вы, наверное, знаете, что символом Урала издавна считаются, заводы, самоцветы, малахит и прочее в том же духе. Прожив здесь месяц, что бы вы сами назвали символом Урала?
-Чаще всего я здесь вижу березы. Они повсюду, и их очень много. Думаю, что березы – это и есть символ Урала.
К моменту выхода этого интервью Фредерик Барб уже уехал из России, чтобы в своем родном Меце, наконец-то, в покое и тишине оценить проделанную работу и отобрать лучшее. По его словам, первым делом фотографии появятся в Интернете, а потом будет организована небольшая выставка во Франции. Но это не все, впереди ждут еще два больших проекта: месье Барб ведет переговоры с Екатеринбургом и, возможно, его работы будут выставлены и на одной из местных площадок. Кроме того Фредерик планирует организовать своеобразный «обмен фотографами», в рамках которого французы, вооружившись камерами, поедут в Россию, а русские – во Францию. В результате на свет должна появиться обширная франко-русская выставка, и ее идея уже прорабатывается, пускай пока и на уровне планов. В любом случае, продолжение следует!
Беседовала Екатерина Смирнова
Ниже можно увидеть работы Фредерика Барба, сделанные на родине и в России. Отгадайте, где наши?
Автор: ИА "Апельсин"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.