Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Интервью » Олег Богаев: Театр – жуткое место: режиссеры – людоеды, зрители – звери, а актеры – жертвы
Календарь
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Олег Богаев: Театр – жуткое место: режиссеры – людоеды, зрители – звери, а актеры – жертвы

Олег Богаев: Театр – жуткое место: режиссеры – людоеды, зрители – звери, а актеры – жертвы В книжной серии «Уральская школа драматургии» недавно вышла очередная, 4-я книга пьес. Ее автор – знаменитый драматург, главный редактор журнала «Урал» Олег Богаев.

Он стал широко известен в театральном мире в 1997 году, когда за пьесу «Русская народная почта» был удостоен премии «Антибукер». Произведения Богаева публиковались в журналах «Урал», «Драматург», альманахе «Современная драматургия», в многочисленных коллективных сборниках. При этом первая книга драматурга вышла только сейчас.

Мы поговорили с Богаевым и узнали, почему он называет драматургию «недолитературой», из-за чего серия «Уральская школа драматургии» больше не будет продолжена, и о чем он так и не смог договориться с Андреем Паниным.


- В 1998 году, когда Вы только закончили курс Николая Коляды в Театральном институте, Вас называли самым известным из его учеников, одним из самых модных молодых драматургов. В пьесе «Русская народная почта», за которую Вам был вручен «Антибукер», играл Олег Табаков. И, тем не менее, книга, которая вышла в конце 2012 года, первая. Когда Вы написали первую пьесу?


- Да-а… 1998 год. Сейчас кажется, что это было в совсем другой жизни. Кажется, что успех обрушился на меня внезапно и очень неожиданно. На самом деле, от момента, когда я всерьез стал сочинять пьесы до признания пьесы «Русская народная почта» прошло четыре года. Четыре года, кажется, это немного, но для молодого человека, который лестными отзывами по поводу его пьес был обнадежен, ожидание признания было травматично. Четыре года, когда ты молод, амбициозен, считаешь себя гением, а твои пьесы никто не ставит, поговорили и забыли… Я вообще собирался тогда завязывать с драматургией, так как отдача была нулевая… Говорили хорошие слова, и до свидания… Наставник Коляда говорил: «Терпи и жди, успех придет», а он никак не приходил, этот дурацкий успех. Меня злило, что люди пишут скучные, глупые пьесы, их ставят в театрах, а меня такого хорошего – нет! Потом, когда пьеса «Русская народная почта» совершенно неожиданно для меня стала востребованной в Москве – все и началось. Стали ставить в театрах даже не очень удачные мои пьесы. А пьесы я серьезно стал писать в 1993 году, когда поступил в театральный институт (серьезно – это когда дело абсолютно тебя поглощает). Я работал в театре, а ночами в коммуналке писал пьесы, денег катастрофически не хватало. Написав пьесу «Сансара», я получил первый раз в жизни гонорар, купил очень хорошие очки и на оставшиеся деньги – словарь мифологии. Очки я разбил спустя неделю, а словарь и пьеса остались.

Олег Богаев: Театр – жуткое место: режиссеры – людоеды, зрители – звери, а актеры – жертвы

 

- Получается, что драматург вынужден быть очень терпеливым человеком. Между написанием пьесы и моментом, когда ее кто-то заметил, может пройти много лет. Что уж говорить о выходе целой книги пьес. Русская литература ждала ее 18 лет! В книгу вошло 13 пьес. Почему именно эти пьесы были выбраны для книги? И сколько, кстати, у Вас пьес всего?


- Драматургия – это «недолитература», и то, что я положил на нее лучшие 20 лет жизни – это умышленный эскапизм. Следовало писать и прозу, а я уперся в пьесы рогами. Какие-то вещи в пьесе сделать просто невозможно, они могут быть сделаны только в прозе. Конечно, то, что можно сделать в пьесе, нельзя сделать в прозе (в пьесе – жизнь здесь и сейчас на твоих глазах), но возможности прозы намного шире. Это как сравнивать воду в чугунной ванне и воду в реке. В ванне – всегда то, что ты включил (зритель, актер, театр), а в реке все непредсказуемо (случайная рыба, рябь от внезапного порыва ветра и т.д.) Пьеса – здесь и сейчас, в этом ее главный эффект живого присутствия, но и недостаток, я всегда переживал из-за «социальности» пьесы как явления, но ничего с этим не поделаешь. Настоящее всегда социально. Прошлое метафорично. Будущее – метафизично. Метафора и метафизика – суть прозы и поэзии. Социальность – суть любой пьесы. «Гамлет» – социальная пьеса, «Король Лир» – тем более. Не говоря о «Вишневом саде» и «Чайке». Везде автор решает социальные вопросы.

Начинать прозу писать в 40 с лишним лет поздно, да и смешно. Вот я не умею до сих пор плавать и уже никогда не научусь, потому что, когда летом я вхожу в воду и пытаюсь учиться на глазах у удивленных детей – это стыдно и нелепо: «Дядя сошел с ума!». Весь этот длинный абзац родился у меня из-за фразы, что мою книгу ждала русская литература. Конечно, не ждала, да и на фиг я ей нужен со своей ванной, даже не чугунной, а пластмассовой, в которой стирают белье.

В книге 13 пьес. Просто я выбрал лучшее, что, мне кажется, получилось. И в общем, они все востребованы театрами. Когда драматург раздувает щеки и говорит о своей востребованности – не верьте. Современного автора играют не так часто, в год постановок восемь-десять. В принципе, это нормально. У меня есть тетрадка, куда я много лет записываю все постановки (города, названия театров), это как дневник Робинзона Крузо – ты совершенно одинок, а вокруг бушует океан театра, актеров, амбиций, тщеславия, премий… Изредка на мой остров заплывал туземец-людоед с соседнего острова – это какой-нибудь выдающийся, как он думает о себе, режиссер.

Олег Богаев: Театр – жуткое место: режиссеры – людоеды, зрители – звери, а актеры – жертвы

Всего я написал 32 пьесы. Сохранилась 21. Остальные исчезли. Я не мистифицирую, это так и есть. Я писал очередную пьесу, решал текущую художественную задачу и забывал о ней, сочинял дальше другое. Драматургу всегда интересно то, что он пишет в реальном времени. А если уже не пишет, как я, то остается обрабатывать напильником уже написанное. Так появилась эта книга. Сейчас я хорошо понял Врубеля, который приходил на выставку, и на глазах изумленной публики дописывал картину. Он не был сумасшедшим, он был совестливым, поскольку нельзя выдавать за совершенное то, что не закончено. А сам факт постановки пьесы на сцене со зрителями как бы говорит – пьеса совершенна. Но это не так. Почти всегда то, что мы видим в тексте, далеко от того, что задумал драматург, и любой драматург это понимает, если он не дурак полный.

Олег Богаев: Театр – жуткое место: режиссеры – людоеды, зрители – звери, а актеры – жертвы

 

- Все 13 пьес в книге – комедии. Давайте их перечислим. «Сансара» - первая Ваша пьеса. «Русская народная почта» - хит, по которому и книга названа. И для многих это любимая ваша пьеса. А у Вас, кстати, какая любимая?


- «Сансара». Там буквально восстановлены портреты моих близких людей. Больше я так не делал, должно быть расстояние между вымыслом и настоящей жизнью. Это ненормально, когда я сидел в зале и видел на сцене не актеров, а близких умерших людей. Эта пьеса могла стать моей первой попыткой режиссуры, много лет назад я пробовал репетировать со старой актрисой свердловской драмы Аллой Сморавской. Ее все считали сумасшедшей. После первой читки она зарыдала и стала рассказывать всю свою несчастную жизнь. Ужасная профессия актера, дикая, неуютная, патологичная…

 

- А у драматурга? Вот пьеса «Мертвые уши». Правда, что после написания этой пьесы у Вас случились проблемы с ушами?


 - Да. Лабиринтит. Болезнь Бетховена. Чудо спасло, точнее Табаков, определивший меня в 1 городскую больницу на Кропоткинской, где меня удачно прооперировали. А мог сыграть в ящик. У меня жизнь делится на два этапа: до этого события и после.

 

- Дальше в книге идут «Великая Китайская стена», «Страшный суп». Говорят, Андрей Панин хотел фильм по ней снять?

 

- Андрей позвонил мне в 2000 году, когда еще работал во МХАТе. Хотел делать спектакль на малой сцене. Потом он ушел из театра вследствие какого-то конфликта, и работа не состоялась. Он хотел делать фильм, но мы не договорились о переделках пьесы в сценарий. Он объяснял, что внутри текста есть проблемы, а я не соглашался. Спустя годы, я стал делать эту книгу пьес и выправил «Суп» действительно, как надо. Но Панина больше нет.

 

- А ведь Панин не единственный, кто хотел экранизировать Ваши пьесы. Владимир Мирзоев снял телефильм «Русская народная почта» с Михаилом Ульяновым в главной роли. Еще какие-то предложения были?

 

- Роман с кино неудачный. Предложения появляются, но дальше аванса не идет. Единственное, что реально произошло до разумного завершения – это «Золото» Свердловской киностудии с Безруковым в главной роли, но там Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, а не я. Техническая работа адаптации классики в сценарий. Я, в общем-то, по поводу кино не комплексую. Но жаль, что я не могу как режиссер сделать анимационный фильм «Русская народная почта», я знаю, как это сделать.

 

Олег Богаев: Театр – жуткое место: режиссеры – людоеды, зрители – звери, а актеры – жертвы

 

- Пьеса «Резиновый принц». В ней Лолита Милявская играла. «Башмачкин». В нашем Театре кукол спектакль поставлен. В роли Башмачкина – Олег Ягодин, во всех остальных ролях – куклы. «Тридцать три счастья» Вы сам как режиссер ставили в «Театроне». «Тайное общество велосипедистов». Это когда вся семья внезапно забеременела – и мама, и папа, и дочка, и бабушка, и дедушка. «Марьино поле», «Dawn-way», «Шпильки», «Вишневый ад Станиславского». Идея этой пьесы, насколько известно, возникла из газетной статьи о том, как труппа одного московского театра «съела» очередного режиссера. И Вы решили, так сказать, буквализировать метафору. У Вас там, вроде, по-настоящему актеры режиссера съедают? При помощи вилок и ножей?

 

- Конечно! Театр – жуткое место. Режиссеры – людоеды, зрители – дикие звери, а актеры – всегда жертвы. Театр – это место, где наивные иллюзии легко соседствуют с запредельной жестокостью и цинизмом. Но в театре есть удивительные и необъяснимые секунды счастья, ради которых все это существует.

 

- А теперь вернемся к Вашему ответу на вопрос о терпении драматурга. Удивила фраза: «А если уже не пишет, как я». Как это? Месяца не прошло, как Вы закончили новую пьесу «Пикассо». Расскажите о ней немного, пожалуйста, она нескоро станет доступна читателю.


- Все знают Пикассо. Все знают, что он великий художник. А вспомнить его картины может не каждый. Ну «Девочка на шаре», «Герника», и все. А художник действительно выдающийся, но при этом совершенно не состоявшийся человек. Как мужчина, как друг, как отец… Выдающийся художник и несостоявшийся человек. В XX веке это постоянно происходит и в XXI. Исключений невероятно мало. Чаплин, например. Это такая тенденция нашего времени, художник делает свое искусство важнее жизни и перестает жить. Это как приковать себя наручниками к буферу вагона, ключ проглотить, и вдруг поезд тронулся. В старости перед смертью Пикассо много думал об этом.

 

- Олег, Ваш любимый Николай Гоголь сказал: «Драма живет только на сцене». Но вот появляется книга пьес. Что-то меняется в жизни и без того известного во многих странах мира драматурга?

 

- Многое изменилось. Оказалось, интерес к тому, что я делаю, больше, чем я предполагал. Честно скажу, я совершенно не ожидал, что моя книга будет пользоваться таким спросом. Например, пришла заявка из Мельбурна (Австралия), человек хочет купить мою книгу через Интернет, а живет в штате Виктория. Или, что совсем меня обескуражило – третий покупатель книги с обратным адресом: КНДР (Корейская народная демократическая республика), Пхеньян, улица Пхенан-Намдо, театральная школа имени Ко Ен Хи… Я – абсолютно серьезно.

Книга оказалась для меня чрезвычайно важным событием. Я в целом взглянул на то, что сделал за 20 лет. Это как взлететь над собственным домом и взглянуть сверху. В пьесах я оказался менее компромиссен, чем в жизни.

Олег Богаев: Театр – жуткое место: режиссеры – людоеды, зрители – звери, а актеры – жертвы

 

- Эта книга вышла благодаря нашему Министерству культуры. И в первую очередь – Алексею Бадаеву, который возглавлял его в то время, придумал серию «Уральская школа драматургии» и приложил все усилия, чтобы идея воплотилась в жизнь. Будет ли серия продолжена?

 

- Нет. К огромному сожалению. Серия могла иметь замечательное продолжение. Был составлен план книгоизданий, заключены соглашения с авторами: Ярославой Пулинович, Екатериной Васильевой и другими. Алексей Бадаев – автор идеи. Осуществлять проект без него – неэтично да и непорядочно. Хотя я понимаю, в наше время «полуправд» и «выборочной принципиальности» мои слова выглядят анахронизмом. Скажут – успел же ты сделать себе книжку, теперь и проект прикрыть можно! Конечно, исходя из логики нашего циничного времени, это может выглядеть и так. Нет, я хочу быть честным перед собой и Бадаевым. Он ушел, и «ушла» идея вместе с ним.

 

- Действительно жалко. Ведь одно дело опубликоваться в коллективном сборнике, другое – иметь собственную книгу. Если, конечно, написал достаточно хороших пьес, чтобы получилась книга.

 

- Да, Николай Коляда до сих пор выпускает сборники пьес, где публикует лучших своих учеников. Он делает невероятно важное дело! Но ключевое слово – «сборники», это как борщ. Борщ может быть очень вкусным, но из-за обилия «драматургического» продукта сложно почувствовать «вкус» отдельного автора. Как правило, в сборниках чего-то больше, чего-то меньше, и это пристрастия повара, в данном случае «повара» Николая Владимировича. Суть же серии «Уральской школы драматургии» была в том, чтобы крупным планам показать творчество востребованного театром или кино автора. Я же, если честно, не люблю борщ, он красный, как кровь.

 

Олег Богаев: Театр – жуткое место: режиссеры – людоеды, зрители – звери, а актеры – жертвы

 

- Почти три года Вы являетесь главным редактором журнала «Урал». Как это сказалось на Вашей основной деятельности?

 

- Раньше я был просто Олегом Богаевым, который пишет пьесы, теперь я главный редактор, который пишет пьесы. Каждая твоя ошибка в драматургии оборачивается колким замечанием графомана: «Вот, меня не напечатали, а сами такую ерунду написали». А если серьезно, возглавлять «Урал» – дело очень ответственное, это как быть в ответе за тех, кого напечатали.

 

- Напоследок разрешите поздравить Вас с выходом первой книги! Пусть у нее будет много читателей в России, а не только в Пхеньяне. И еще, пусть тетрадка со сведениями о постановках быстро закончится, и Вы бы начали новую.

 

- Спасибо.

 

- А еще чтобы Вы больше писали, причем не прозу, а именно пьесы. Потому что настоящий драматург – это большая редкость. А Вы самый настоящий драматург и есть.


беседовала Надежда КОЛТЫШЕВА

 

Автор: ИА "Апельсин"

27-03-2013
Рейтинг:
 (голосов: 6)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

В планах у Копполы - создать рай на Земле
В планах у Копполы - создать рай на Земле

Фрэнсис Форд Коппола получил премию Люмьер
Фрэнсис Форд Коппола получил премию Люмьер

10-й лионский кинофестиваль наградил Копполу
10-й лионский кинофестиваль наградил Копполу

"Виндзорские проказницы" очаровывают Берлин
"Виндзорские проказницы" очаровывают Берлин

Наступление веганства
Наступление веганства

Дмитрий Нагиев встал на колени перед участницей шоу «Голос»
Известный российский актер и шоумен Дмитрий Нагиев, который является ведущим шоу «Голос», в прямом смысле встречал одну из участниц нового выпуска программы на коленях. По словам Нагиева, 47-летняя ...

Фрэнсис Коппола вслед за Скорсезе раскритиковал фильмы Marvel
Американский кинорежиссер Фрэнсис Коппола согласился с критикой его коллеги Мартина Скорсезе в адрес супергеройских фильмов киностудии Marvel.

Организаторы «Евровидения» ответили на украинские правила участия
Напомним, что Украина установила свои правила национального отбора и запретила участвовать тем, кто выступал на территории России в период с 2014 года. Ранее gazeta.spb.ru сообщила, что украинских ...

Южноуралец покорил жюри шоу на ТНТ танцем в стиле «кундалини»
Алексей Акулов из Снежинска принял участие в шоу «Танцы» на ТНТ. Южноуралец рассмешил жюри своим танцем, однако прошел кастинг. На сцене музыка 30-летнему артисту не понадобилась.

Дробыш прокомментировал скандал с участием Кормухиной и Гагариной
Российский композитор и музыкальный продюсер Виктор Дробыш прокомментировал конфликт, произошедший между Ольгой Кормухиной и Полиной Гагариной. Ранее стало известно, что исполнительница подала в суд ...

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru