Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Интервью » Анна Берсенева: «Игры сердца опаснее, чем игры разума»
Календарь
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Анна Берсенева: «Игры сердца опаснее, чем игры разума»

Анна Берсенева: «Игры сердца опаснее, чем игры разума»Представлять читателям «Апельсина» писательницу Анну Берсеневу (Татьяну Сотникову) наверное, нет необходимости. Многие зрители Первого канала видели фильмы «Слабости сильной женщины», «Капитанские дети» и «Ермоловы», снятые по ее книгам. Кстати, сценарии к кинолентам (за исключением «Капитанских детей») автор пишет сама. Буквально недавно в печать вышла вторая книга новой трилогии Анны Берсеневой «Игры сердца». Мыслями о своих последних произведениях, о творчестве и просто о жизни автор вновь поделилась с читателями «Апельсина».

 

– Татьяна, в ваших книгах очень хорошо прописаны родственные, семейные связи, в них прошлое тесно переплетено с настоящим. Как Вы считаете, насколько жизнь человека зависит от судеб его родных?

 

– В какой-то период своей жизни – видимо, с момента взросления, я поняла важность этих вещей. В молодости этого, конечно, не чувствуешь. Вначале человек осваивает мир, и все, что закладывали в него в детстве родители, бабушки и дедушки, кажется очень отдаленным и неважным. Но с возрастом начинаешь понимать подлинное значение того, что тебя формировало в течение жизни, притом формировало не только напрямую, с помощью слов и поступков, но и более тонкие семейные связи – то, что связано с генами. Когда ты видишь у ребенка походку или, например, привычку крутить край скатерти, которая есть у твоего дедушки, то невольно задумываешься, что он может унаследовать и более сложные черты характера прадеда.

 

– Но все-таки генетика не перекрывает собой свободный выбор человека?

 

– Конечно, нет. Она не детерминирует и не определяет абсолютно, каким будет человек. Если уж, простите за грубый пример, при скрещивании двух вполне определенных пород собак может получиться самый неожиданный результат, тем более никто не знает, каким будет человек. Но ведь эти изменения не менее интересны, и если речь идет о семейной истории, если мы пытаемся понять характер человека, линию его поведения и в целом его судьбу через семью, их тоже нужно учитывать. Очень часто человек оказывается не похожим на своих родственников как раз в результате его свободного выбора или влияния внешней среды.

Кстати, мысль о влиянии семьи у меня возникла задолго до последней трилогии, еще во время работы над «Ермоловыми». Это была мысль о личной ответственности. По сюжету, семья в нескольких поколениях несчастлива в любви. Что-то не позволяет прекрасным, талантливым людям быть счастливыми. И, конечно, никто не догадывается о том, что это «что-то» связано с поступком их деда, хотя все дело именно в этом. Слова о том, что Бог наказывает за грехи отцов до третьего и четвертого колена – это безусловная правда. Мне самой приходилось видеть хороших, умных, порядочных, но фатально несчастных людей.

 

– Как по-вашему, человек может это изменить?

 

– Да, может. В «Ермоловых» это заканчивается прощением. Женщина прощает мужчину, который обидел и оскорбил ее, потому что она его любит, и на этом заканчиваются их несчастья. В этом смысле там очень христианский конец – порочный круг разрывается любовью и прощением. При этом она делает это независимо от истории своей семьи, которую на тот момент только начинает узнавать. Она прощает, потому что любит.

 

– В вашей последней трилогии такого «семейного проклятия» нет…

 

– Конечно, она совсем не об этом. Это история трех сестер, у каждой из которых своя судьба. Их раскидало по миру: две сестры живут в России, а младшая – во Франции. Так, к сожалению, часто складывалась судьба человека в двадцатом веке: в двадцатые годы жизнь могла забросить его в эмиграцию, затем он вернулся. Вскоре наступила война, во время войны – плен, а затем герой понимает, что не может вернуться в Россию, потому что иначе обречет себя и свою семью на верную смерть, и возвращается обратно во Францию. Такова судьба доктора Луговского – отца этих трех сестер. Трилогия, по сути, показывает, как его жизнь и его мощный, сильный характер сказались на судьбе его дочерей.

 

– В первой книге сестры даже рассуждают о том, что, рожденные в разные периоды жизни отца, они унаследовали разные его черты…

 

– Да, эти слова я услышала как-то от одного очень уважаемого мною человека, художника и режиссера. У его детей большая разница в возрасте, и они очень разные по характеру. В ответ на мое удивление режиссер сказал, что они родились, можно сказать, от разных людей – настолько он изменился в течение жизни.

 

– В первой части трилогии, «Ответном темпераменте», ваша героиня, Ольга, поступает порядочно, и в отличие от своего мужа, справляется с охватившей ее страстью и сохраняет семью. В финале она обретает заслуженное счастье. Как по-вашему, в жизни верность и стойкость всегда получают воздаяние?

 

– Я все-таки надеюсь, что все воздается. По крайней мере, я знаю немало таких случаев. К сожалению, воздаяние и за зло, и за добро часто бывает только уже не в этой жизни. Но Ольге мне хотелось подарить счастье и на этом свете. Бывает по-разному, но я убеждена, что это не должно влиять на поведение человека. Он должен поступать порядочно не потому, что ожидает награды, ведь ее может и не быть. Но человек просто не может поступить по-другому, потому что эта порядочность в нем заложена.

 

– В Андрее, муже Ольги, этого качества не оказалось.

 

– Не оказалось. Для молодых это пока неактуально, но у своих ровесников я часто вижу, насколько сильной в определенном возрасте бывает гормональная буря. Она словно сметает в людях все человеческое. Это страшное испытание, которое выдерживают немногие. Многие люди теряют в этот период всякие представления о добре и зле, о подлинном и мнимом. В «Ответном темпераменте» мне, в общем-то, неинтересно, почему Андрей не справляется с собой, скорее, мне важно, почему это получается у Ольги. Ведь гормональная буря налетает и на нее тоже, тем более в таком возрасте, когда ей уже кажется, что это последние минуты, когда она может пережить новые ощущения, понравиться молодому мужчине. Отказаться от этого очень непросто, но Ольга нашла в себе силы это сделать.

 

– Вы много говорите о прощении, воздаянии. Вы сами – верующий человек?

 

– Да, но не воцерковленный. Для меня вера – это определенное ощущение мира и судьбы человека в нем. Как писал Чехов, если человек считает, что его жизнь – случайность, то он и видит в своей судьбе только разрозненные, случайные события. Если же он считает, что существует высшая сила, которая определяет существование этого мира, он по-другому смотрит и на себя самого.

 

– Вера определяет ваш нравственный выбор?

 

– Конечно. Одно дело – жить с ощущением того, что твои поступки не имеют ни продолжения, ни воздаяния, и совсем другое – знать, что на свете есть Божья воля. Это не оглядка, не страх, это просто внутреннее ощущение, что ты не один в этом мире.

 

– Мы с вами уже говорили в прошлом интервью о том, что практически все ваши персонажи – это собирательные образы. И все же они получаются настолько, до мельчайших черточек реальными. Что помогает вам так ярко «создавать людей»?

 

– Как это получается, я до конца не знаю. Может быть, потому, что во мне есть что-то от этих персонажей, и то, что я чувствую в себе, могут чувствовать и другие люди.

 

– То есть образы все же рождаются из себя?

 

– Конечно, хотя повторения собственных жизненных ситуаций там практически нет. Однако все равно персонажу отдаешь очень много себя. Наверное, другого пути здесь нет.

 

– Наверное, это как в актерской игре: находить в себе созвучие образу и на основе этого формировать персонаж?

 

– Да, пытаешься даже не просто ставить себя на место героев, а словно входить в них, становиться ими.

 

– В ваших книгах встречаются люди редких профессий: океанолог, вулканолог, свободный художник, ветеринар. Вы – романтик?

 

– Нет, я не романтик. Редкость или не редкость профессии определяется только тем, что именно я хочу за счет этого сказать. Например, прежде чем решить, что Юрий Гринев из «Капитанских детей» будет врачом-спасателем, я поняла характер этого героя. Юрий – человек с обостренным чувством чужой боли и обостренной необходимостью помочь людям в трудных ситуациях. И потом я стала искать, какую профессию может выбрать такой человек. Я понимала, что вряд ли он пойдет работать машинистом башенного крана, а вот врач-спасатель – это очень ему подходит. Притом, это в фильме он спасатель МЧС, а в книге – Красного креста. Это большая разница. Если МЧС – это силовая структура, то спасатели Красного Креста действуют по Женевской конвенции, то есть оказывают помощь даже там, где государство не может или не хочет этого сделать. Часто они едут туда, где их не ждут или даже ставят им заслоны. Словом, профессия определяется характером героя.

Например, герой второй книги новой трилогии Иван – океанолог. Это человек неуемного интереса к жизни. Ему хочется даже не экзотики, ему важно соотнести с внешним миром его необыкновенный внутренний мир.

 

– В прошлом интервью вы говорили, что перед началом новой книги первое, что у вас рождается – это какая-то мысль, которую хочется донести, или вопрос, на который вы ищите ответ. Какова эта мысль в последней трилогии?

 

– Она, наверное, отличается в каждой книге, но общее – это то, как искалеченная русским 20-м веком судьба сильного, незаурядного человека преломляется в его детях, что он сумел им дать, несмотря на все испытания и трудности. Книга «Игры сердца» мне дорога еще и тем, что мне нравится главный герой, Иван. Кроме этого, там показано довольно много прошлого, притом недавнего – 60-х годов, когда проходила молодость его мамы. Его мать, Нелли, не желает жить в обычных обстоятельствах, ей хочется, чтобы жизнь вокруг бурлила, кипели невероятные страсти. Такое восприятие мира особенно свойственно людям творческих профессий, а Нелли – художник, безусловно, творческий человек. Когда мы придумывали слоган для этой книги, решили, что он должен звучать: «Игры сердца опаснее, чем игры разума». Это действительно так. Нелли же ими живет. Она юна, прекрасна, как говорится, девушка «с перчинкой», к тому же уверена, что она талантлива. Должны пройти годы, чтобы она поняла, что таланта у нее нет, а есть лишь обыкновенные заурядные способности. Увлекаясь игрой, она пропускает человека, который по-настоящему ее любил.

 

– На данный момент вы пишете историю третьей сестры – той, что жила во Франции. Вы ездили для этого в эту страну, изучали французский быт?

 

– Да, но если бы я основывалась только на том, как я туда ездила, я не смогла бы написать книгу. Но у меня есть много знакомых, в том числе близких, которые жили во Франции, и у которых родные люди живут в эмигрантской среде. Сейчас я как раз пытаюсь понять, кем Мария будет по профессии. Она – человек, очень укорененный в среде старых эмигрантов еще первой волны. Возможно, она будет кем-то вроде архивариуса, но это еще не точно.

 

– Ее судьбу вы уже определили?

 

– Да, притом часть событий будет проходить в России. Основную часть своей жизни она живет, конечно, во Франции, но ключевые моменты, которые переломят ее судьбу, произойдут в нашей стране.

 

– Не тяжело ли писать жизнь Франции из Москвы?

 

– Нет, наоборот, интересно. Я с удовольствием общаюсь с людьми, много читаю об этой стране. К тому же о русской эмиграции первой и второй волны я услышала не вчера, и интересовалась этим еще до того, как задумала книгу.

 

– А какие-то сценарии в последнее время вы пишете?

 

– Да, мы с мужем написали сценарий для Первого канала – на этот раз не по книгам. Он достаточно социально острый, называется «Личные обстоятельства», но пока не начались съемки, говорить о каких-то проектах, связанных с телевидением, не приходится. Кроме того, по книгам уже снят фильм «Гадание при свечах», в ближайшее время его должны показать на канале «Россия». Сейчас идут переговоры об экранизации еще двух романов: «Флиртаника всерьез» и «Женщина из шелкового мира», но чем они закончатся, пока неизвестно. В любом случае, сценарии к фильмам я буду писать сама.

 

 

Текст: Ксения Кириллова

Автор: ИА "Апельсин"

30-11-2010
Рейтинг:
 (голосов: 4)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Праздник кино в Риме
На международном кинофестивале в Риме Кейт Бланшетт представила картину "Тайна дома с часами".

Сила красоты в фотоработах Семры Севин
Фотографии Семры Севин отражают многообразие и толерантность в сегодняшнем мире, ее взгляд - гораздо глубже поверхностного видения объектов, а помпезные фотоинсталяции провоцируют медитативное ...

Кулинарный "универсал"
Программа "Вкус" рассказывает о роли соевого молока в японских блюдах и о проникновении продукта на западную кухню.

Тирамису по-японски: не десерт, а закуска
Шеф-повар токийского ресторана готовит тирамису из курицы и омаров специально для программы "Вкус".

Грейсон Перри: искусство, китч и провокация
Британский художник Грейсон Перри редко расстаётся со своим альтер-эго - женщиной по имени Клэр. В её образе он презентовал выставку "Тщеславие, идентичность, сексуальность" своих новых ...

Шнуров анонсировал стадионный тур группы «Ленинград» в 2019 году
Лидер группировки «Ленинград» Сергей Шнуров анонсировал стадионный тур по городам России, который состоится в 2019 году.

Динклейдж намекнул на смерть своего персонажа в «Игре престолов»
Актер Питер Динклейдж, исполнивший роль Тириона Ланнистера в сериале «Игра престолов», намекнул на гибель своего героя в восьмом сезоне сериала.

Профиль секс-куклы в Tinder за два часа собрал почти 100 мэтчей
Мехил начал эксперимент вечером в пятницу, свапая вправо профили всех мужчин подряд.

Ленинград побили рекорд посещаемости концертов
Напомним, что предыдущий рекорд посещаемости "Ленинграда" был установлен год назад на концерте в Москве, который смотрели 47 тысяч поклонников.

Netflix объявил о закрытии сериала «Люк Кейдж»
К сожалению, "Люк Кейдж" Marvel с третьим сезоном не вернется.

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru