Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Интервью » Анатолий Меренков: У нас нет ощущения самости…
Календарь
«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Анатолий Меренков: У нас нет ощущения самости…

На какой ступени культурного развития мы находимся? Куда нам двигаться и какие изменения ждут общество в этом направлении? На эти и многие другие, казалось бы, риторические вопросы «Апельсину» ответил человек в этой сфере суперкомпетентный – заведующий кафедрой прикладной социологии Уральского государственного университета имени А.М. Горького, профессор, доктор философских наук, руководитель свыше 20 крупных социологических исследований, в том числе нескольких всероссийских, Анатолий Меренков. Он занимается изучением теории и практики развития личности, теорией детерминации человеческого поведения, проблемами воспитания и образования детей и подростков. Опубликовал более 130 научных работ, в том числе 8 монографий.

– Анатолий Васильевич, что же такое современная культура и современный культурный человек?

– Я долго занимался поисками ответа на этот вопрос, и даже книжку написал: «Природное и социокультурное в человеке». И пришел к выводу, что культура, созданная человеком, выходит за рамки его природной сущности. Это то, что человек сам освоил на уровне отдельной личности, что ему природой не дано. Есть люди, которые могут за две минуты выучить таблицу умножения. Но за что их хвалить, если для них это так просто? Для меня культура это то, что человек делает, превосходя свои не очень сильные природные задатки. А когда они даны на высоком уровне, культура становиться лишь маленькой шлифовкой этих способностей. Для меня и клонирование людей будет выдающимся достижением культуры, так как это превосходящее природу явление.

– Получается, люди с призванием менее культурны, чем те которые добиваются тех же результатов тщательной и кропотливой работой?

– Да, именно. Но если люди с призванием еще и прилагают усилия, то становятся гениями, которыми все восхищаются. Хотя их достижения – на 90% заслуга природы.

– Недавно прошли парламентские слушания Комитета Государственной Думы по культуре на тему «Влияние культуры на формирование инновационной экономики, человеческого капитала, образа жизни». Как бы вы высказались на эту тему, присутствуя на заседании?

– Это нужная тема! Современная жизнь требует от человека постоянных изменений, к которым природой он не предрасположен. Ежедневно появляются какие-то новые технологии. Сейчас наступил экономический кризис, которого никто не предвещал, сокращаются штаты на предприятиях. А как людям искать работу с устаревшими навыками? Главное требование культуры – готовность к постоянным собственным изменениям, только тогда могут существовать инновации и условия для того, чтобы каждый талант мог проявить себя. В нашей системе школьного образования фактически ограничивается число учеников, которые могли бы позволить себе занятия в кружках и секциях, так как они переводятся на платную основу. Трудно становится найти способы выявить в детях задатки, которые даны природой на что-то. Надо создать такую систему образования, которая побуждала бы человека к выработке навыков самообразования, самовоспитания, самоопределения, саморазвития… Только тогда инновационный процесс пойдет полным ходом. Сейчас люди очень трудно поддаются каким-то попыткам переучить их.

– То есть самодостаточная личность, которая точно знает, чего ей надо, а без чего можно обойтись не может считаться культурным человеком?

– Может, но только в XIX веке. Сегодня просто невозможно знать свой потолок. Чем больше экспериментов над самим собой, тем выше результат.

– А чем отличается система ценностей современного человека от, например, гражданина Советского Союза?

– Гражданин Советского Союза гордился своей страной, так как была такая идеология. А это очень важно. Ощущение принадлежности к чему-то лучшему очень сильно поднимает мнение о самом себе. Сейчас мы, вроде, снова взялись за патриотизм, но достигнуть тех масштабов уже нереально. В советское время еще существовало представление, что можно что-то получить за счет государства, особо ничего не предпринимая. Сейчас же многие люди находятся в такой ситуации, что надо попытаться обеспечить своими силами все, что зачастую невозможно сделать. Как может, например, повар заработать на квартиру?

– Вы хотите сказать, что в наше время повар это и не повар вовсе?

– Да, это еще что-то с чем-то. Мужчины сейчас ощущают, что не смогут семью содержать. Отсюда философия, что быть вечным холостяком не так уж и плохо…

– Вы написали учебное пособие под названием «Социология стереотипов». Какие стереотипы, характерные только для российского общества и касающиеся всех сфер жизни, невозможно изжить?

– Главный стереотип всегда – время нас не торопит. На огромных просторах России идет медленно текущая жизнь… В то время как Запад постоянно находится в состоянии конкурентной борьбы, и эта борьба четко рассчитана по времени. Мы же не начинаем чего-то нового, нужного, пока не будет очень сильного внешнего толчка. У нас до сих пор человек ориентирован на взаимодействие с общиной. Нет идеологии: «Я смогу, Я сделаю это сам». Отсюда – группой мы все можем, а по отдельности, ни на кого не опираясь, мы никто. И как ни парадоксально, второй важный стереотип – это как раз преклонение перед Западом! Там всеобщий ориентир, еще со времен Петра I. Это удивительно! Меня всегда поражало, почему у нас нет этого ощущения «самости», ощущения, что мы можем сделать сами, не заимствуя никаких механизмов. В системе образования это, кстати, сейчас очень хорошо проявляется…

– В системе образования тоже происходят изменения. В вузовских стенах сейчас часто обсуждают тему создания Большого Евразийского Университетского Комплекса. Какую культурную ценность несет в себе эта идея?

– Это очень важный вопрос, хотя и редко обсуждаемый. Это мировой процесс соединения восточной и западной культуры - цивилизаций, которые развивались кардинально противоположно с точки зрения понимания человека. Для Востока духовное и телесное не разъединялось, там царила групповая культура. То есть связь, духовная или родственная, была всегда намного ценнее индивидуализма. А на Западе – рационализм и материальный успех доминировали. Получается, что идея соединения восточной и западной культуры в рамках глобализации стала ведущей. А Россия находится на стыке этих культур, и центром соединения оказался Екатеринбург. Отсюда идея соединить самое ценное в системе образования как Востока, так и Запада. Хотя с этой точки зрения создание БЕУКа редко озвучивается, больше говорят о каких-то политических и экономических процессах.

– В чем будет принципиальное отличие выпускников БЕУКа от выпускников сегодняшних университетов?

– Эти люди должны быть универсалами и иметь возможность работать в любой культуре, перемещаясь из страны в страну, в рамках реализации международных проектов. Это нужное умение себя побудить к постоянной инновационной деятельности, поменять сознание русского человека, заставать поверить, что потолка не существует… Еще один важный момент – это формирование для студентов возможности политического сотрудничества. С созданием БЕУКа в одном университете учились бы представители разных стран, связи с которыми через 10 – 20 лет принесли бы весомые плоды. Это будет иной способ решения мировых проблем, так как у людей появится более широкий кругозор и обширные коммуникативные навыки.

– А каким вы видите будущее социологии в этой системе?

– В настоящее время осуществляются попытки принимать управленческие решения на основе научных данных, но далеко не всегда. Методы, которые сейчас используются в сфере экономики и маркетинга, связанны, прежде всего, с обслуживанием интересов западных фирм. А наши предприятия почти не прибегают к маркетинговым исследованиям, которые опираются на социологию. У нас и теория социологическая почти вся пришла с запада. Я считаю, что это тоже некое самоуничижение. Там своя специфика. Наши же социологи больше занимаются эмпирией, а не теорией. Это большой удар по науке, которая и так находится на этапе смены поколений. Поэтому будущее даже трудно представить.
Автор: ИА "Апельсин"

26-11-2008
Рейтинг:
 (голосов: 2)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

"Андре Дерен: эксперименты против течения"
"Андре Дерен: эксперименты против течения"

Фестиваль Цинандали: классика против вируса
Фестиваль Цинандали: классика против вируса

Путешествие в прошлое
Путешествие в прошлое

Культурные события Европы: "Рандеву" от 25.09.2020
Культурные события Европы: "Рандеву" от 25.09.2020

Сатира против вируса
Сатира против вируса

Каннский кинофестиваль пройдет в особом формате в конце октября
Каннский кинофестиваль, который перенесли изза пандемии коронавируса, пройдет в особом формате с 27 по 29 октября. Об этом говорится на официальном сайте смотра.

Опубликован трейлер финальных эпизодов сериала «Сверхъестественное»
Впервые шоу вышло на экраны в 2005 году На YouTube-канале CW опубликован трейлер финальных эпизодов американского сериала «Сверхъестественное». Как сообщает портал «Культуромания», работа над ...

Ксения Собчак раскритиковала гардероб Леры Кудрявцевой
Телеведущая и блогер Ксения Собчак жестко раскритиковала гардероб своей коллеги Леры Кудрявцевой в шоу «Осторожно, Собчак!». Собчак заглянула в помещение, где Кудрявцева хранит все свои наряды, и ...

Актер Туэ Расмуссен покинул сериал «Ведьмак» из-за коронавируса
Кто сыграет в сериале вместо актера из Дании, пока неизвестно.

Netflix представил первый ролик экранизации игры Resident Evil
Пока остается неизвестным, как будет выглядеть экранизация игры. Возможно, это будет сериал или полнометражный фильм.

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru