Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Интервью » Виктор Брагин: Мы создаем универсалов
Календарь
«    Ноябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Виктор Брагин: Мы создаем универсалов

Выпускники кафедры промышленного дизайна Уральской государственной архитектурно-художественной академии проектируют машины концернов «Toyota» и «Peugeot», создают детские игрушки, медицинское оборудование и работают в крупнейшей немецкой фирме «Bosch». Они стажируются в ведущих дизайн-центрах мира, становятся арт-директорами Колумбийского университета и главными дизайнерами российских автомобильных концернов.

Об уникальном сочетании способностей и возможностей уральских молодых дизайнеров «Апельсину» рассказывает доцент кафедры промышленного дизайна УралГАХА Виктор Брагин.


– Виктор Александрович, что подтолкнуло академию к развитию сотрудничества с другими странами?

– Промышленный дизайн в России умер в начале 1990-х годов, а кафедре нужно было выживать. И мы приняли, думаю, очень мудрое решение – стали готовить специалистов более широкого профиля. Мы – единственная кафедра академии, которая готовит универсальных дизайнеров. Специально для этого была организована вся учебная программа, для того, чтобы, окончив нашу кафедру, ребята могли работать дизайнерами – графиками, дизайнерами интерьера, влиться в область декорирования. Поэтому мы решили не зацикливаться на российском рынке дизайна и сделали ставку на подготовку специалистов для всего мира.

– А в каких крупных компаниях сегодня работают дизайнеры – выпускники УралГАХА?

– Очень много специалистов работает в Москве. Опыт показывает, что только выпускники нашей кафедры занимают лидирующее положение на московском рынке разработки телевизионного дизайна. Большинство из того, что сейчас показывают по телевидению, делают именно они. Выпускница Елена Урманова работает ведущим дизайнером мюнхенского бюро компании«BoschSiemens». Она занимается разработкой оборудования премиум-класса. Сергей Стрельцов трудится в лондонском дизайн-центре фирмы «Samsung». Многие идут по пути транспортного дизайна. Владимир Пирожков в Ницце, дизайнер компании «Toyota». Также выпускники работают на фирме «Peugeot». Александра Мысакова, когда училась на нашей кафедре, специализировалась на освоении сложных компьютерных технологий. А сейчас она является арт-директором, то есть возглавляет отдел по дизайну Колумбийского университета в Нью-Йорке.

– Что привлекает иностранные компании в российских специалистах помимо профессионализма?

– Привлекают не именно российские, а в специалисты в принципе из различных стран. Теория глобализма реализуется в России очень успешно. Так, большой завод построила компания «Toyota» в Ленинградской области, фирма «LG» возводит завод под Москвой. Многие компании привносят в Россию не только филиалы своих концернов, но и элементы проектирования. Известно, например, что культура потребления электробытовых товаров в России несколько другая. Мы готовим особую еду, поэтому фирма «Samsung» решила проектировать ту технику, на которой можно приготовить то, что едят у нас. Это, например, не картошка фри, а сваренная на пару, как издавна принято в России. И в связи с этим фирмам нужны дизайнеры, знающие культуру рынка страны, предпочтения и пристрастия людей, их образ жизни.

– Но ведь не все выпускники кафедры промышленного дизайна идут работать по специальности?

– Часть выпускников идет работать в производство. Те, кто не попал туда, устраиваются и в рекламном, и в графическом дизайне и даже работают в интерьере. Сейчас мы можем наблюдать интерьерный бум, и таких специалистов, насколько я знаю, очень не хватает. Причем не только в плане дизайна помещения, но и оформления больших объектов. Например, торговый центр «Гринвич» спроектировал Константин Макаров – наш выпускник, который даже преподавал на кафедре. Это пример того, как специалист по промышленному дизайну стал работать с интерьером и создал такой большой центр. То, что точно отличает выпускников нового времени, – рыночность. Сейчас работодатель предпочитает тех, кто сам предлагает себя как товар, как руки и умную голову. И я конкретно обучаю студентов тому, как правильно нужно составить свое резюме, чтобы тебя взяли на работу.

– Существуют ли какие-то школы дизайна, пользующиеся наибольшей популярностью сегодня в мире?

– Всего в мире есть три основные школы, на примере которых учатся, на достижения которых опираются. Прежде всего – это итальянская школа, креативная и чувственная. То, что касается стиля, формообразования, моды – это все они. Так исторически сложилось потому, что Италия имеет глубочайшую культуру, в том числе в дизайне и оформительстве. Вторая страна, на которую ориентируются, – Великобритания. Особенно в области образования в дизайне. Английский консерватизм и технологические новации – этот союз дает мощную школу, одну из лучших в мире. И третья страна – Германия с ее практицизмом и точностью. Конечно в США, Китае и Японии тоже есть приличные школы, но все они, так или иначе, следуют этим трем направлениям.

– А тенденции в промышленном дизайне бывают или это слишком узко для подобного производства?

– О тенденциях в дизайне мы можем судить по российскому рынку. Сегодня спрос на различные электронные устройства: компьютеры, мобильную технику, проекторы. С ростом технологий и глобальной компьютеризацией этот процесс начал бурно развиваться. «Напичкать» в маленькую коробочку телефона 20-30 функций – это новый виток развития электроники.

– Требования, предъявляемые к дизайнеру за границей, такие же, как и требования российских работодателей?

– В общем-то, если говорить о глобальном рынке дизайнерских услуг, не должно быть отличий в требованиях, предъявляемых к специалистам. Но они все же существуют. Главное зависит от степени развития самого рынка страны. Так, рынок в Германии, Италии или Великобритании более цивилизованный, там хорошо отлажен механизм действия авторских прав на изделие. В России это надо регулировать, но я думаю, процесс будет продолжаться. Россия очень стремится вступить в ВТО, и пока у нас не будет так же, как заграницей, мы не войдем в организацию.

– Но ведь не только выпускники работают «на компании». Некоторые проекты студентов еще в процессе их учебы обретают жизнь в серийном производстве?

– Если говорить о студенческих работах, нужно уточнить, что это проекты, выполненные по заказу фирм, которые ставят задачу создать концепты – идеи или прообразы будущих изделий. Это разработка идей концептуально новых товаров, которые в принципе не должны выпускаться тут же. Для того чтобы запустить такую серию продукции, нужно провести маркетинговый анализ, разработать концепцию продвижения и так далее. Главное, что ценят фирмы в работе кафедры, – креатив.

– Например?

– Два-три года тому назад один из производителей картонной упаковки в Екатеринбурге, кстати, тоже наш студент, начал создавать упаковку без склейки. Вырубка, высечка и сборка упаковки без клея. Это выгодно с коммерческой точки зрения и очень эффективно. Изделия подобного рода были куплены для массового производства несколькими компаниями. И мы с удивлением смотрели на новогодние подарки в коробках, созданных по макетам наших первокурсников. Также в жизнь предваряются и разработки мебели. С более сложными изделиями, конечно, возникают проблемы. Если студент создал автомобиль, на его разработку нужны десятки и сотни миллионов в иностранной валюте. Подобные проекты – реальный пример, когда на наших дизайнеров обращают внимание. Но взаимоотношения между дизайнерами и заказчиками пока еще не настолько устоявшиеся.

– Почему? Это зависит от уровня мышления заказчика?

– Многие до сих пор не понимают, что такое дизайн. Они считают, что это просто роспись изделия каким-то цветом, нанесения узора или рисунка. А вообще-то дизайн – это компоновка, экономия материала, сбережение трудовых ресурсов. Не говоря уже об экологии и умении реализовывать изделие по сегменту потребления. Фактически, дизайн в полном объеме – очень сложный процесс, который дает заказчику сплошные бонусы, в первую очередь экономию денег и прибыли. Такой процент умных клиентов увеличивается, вслед за этим увеличивается и количество заказов.

– Может не так много, но все же выпускники кафедры уезжают работать в Европу, Азию и США. Какие факторы влияют на их выбор?

– Наши выпускники, работая за рубежом, могут выразить свой творческий потенциал. Уезжает ведь немного, два-три человека в год. Но именно их имена на слуху, так как мы постоянно о них говорим. Имея фундаментальное образование и желание, они уезжают за реализацией собственных возможностей, а в Европе или Америке это сделать намного легче, чем в России. Некоторые едут, чтобы не только работать, но и продолжать свое образование. Вот Саша Мысакова, арт-директор по дизайну Колумбийского университета, сейчас учится дизайну ландшафта. Выпускник Даниил Кузвесов потратил очень много сил и денег, но все-таки поступил и проучился в знаменитой Domus-академии – лучшей высшей школе промышленного дизайна в Италии. Попасть туда было крайне непросто, но зато, получив там образование, он автоматически приобрел возможность работать по всему миру. Таких мастеров расхватывают как горячие пирожки.

– Все преподаватели и работники кафедры часто называют кафедру промышленного дизайна уникальной. В чем ее отличие от подобных подразделений других вузов России?

– Промышленный дизайн как образовательный процесс умер у нас где-то в начале 1990-х. Сегодня действительно промышленным дизайном занимается только наша кафедра. Да, есть какие-то школы, факультеты дизайна, но промышленностью там не занимаются. В лучшем случае там «раскрашивают». Кафедра промышленного дизайна УралГАХА – универсальная система подготовки дизайнеров для всего мира. Если мы скажем, что учим специалистов только для Екатеринбурга, – все, кафедру можно закрывать. Мы приняли условия этой игры в глобализм. К тому же наши дипломы полностью подходят по всем европейским стандартам…

– Вот сейчас как раз Россия собирается переходить на двухуровневую систему обучения, то есть готовить бакалавров и магистров. Насколько нам известно, в академии подобная система существует уже несколько лет…

– Да, верно. Цель нашего перевода на двухуровневую систему образования в том, чтобы студент УралГАХА мог взять диплом и уехать работать в любую страну. Сейчас дипломы российских вузов непонятны для других стран. Там везде кредитно-модульная система оценок. Попытка России перейти на подобную систему – отличная возможность показать русскую высшую школу за рубежом. Но мы сделали это еще несколько лет назад. Бакалавриат, как думают многие, это не «недоучка», а европейский начальный уровень полного высшего образования. А магистратура его высшая ступень. После 4 лет обучения мы имеем профессионала, который может идти работать. В магистратуре люди выбирают уже более узкую специальность и совершенствуются именно в ней. Кроме того, наши плюсы не только в двухуровневости, мы пытаемся обучать студентов знаниям о рынке потребителей. Ведь нужно не только спроектировать и создать интересный и востребованный продукт, но и продать его.

– Не тяжело было быть первопроходцем?

– Многие говорили и говорят, что это ужасно, что мы готовим «мозги» для заграницы. Я считаю, что это отлично. Чем больше уезжает специалистов, тем больше для нас дивидендов. Ведь благодаря этим выпускникам мы смогли наладить отношения с крупнейшими мировыми фирмами и дизайн-центрами. В 2005 году вместе с фирмой «Samsung» мы организовали большой проект. Между центральным дизайн-центром в Сеуле и нашей академией наладился контакт только благодаря выпускнику, работающему в «Samsung», Сергею Стрельцову. Мы вели с ними переговоры и в итоге получили грант на разработку концептов мобильных устройств. Это здорово – знать, что после окончания университета для тебя открыт весь мир, а не только наша страна. И ошибочно утверждать, что они покидают Россию навсегда. Я знаю реальных людей, которые поработали в Европе и США, и вернулись к нам.

– Дальнейшие планы по сотрудничеству с какими-то крупными компаниями уже есть?

– Мы поддерживаем тесную взаимосвязь с дизайн-центрами, и в данный момент сотрудничество принесло нам новые плоды. Так, знаменитый концерн «Nissan», главный офис которого находится в Японии, предложил пройти стажировку на конкурсной основе нескольким нашим студентам. Из шести кандидатов был выбран один, и в мае этот человек отправится на два с половиной месяца компанию на стажировку. Кроме того, сейчас ведутся активные переговоры с дизайн-центром «Peugeot». Пара специалистов центра выразили свое желание приехать в академию с тем, чтобы изучить работу нашей кафедры, наладить контакты со студентами и может быть пригласить кого-то из них во Францию. А в конце июня в академию приедет делегация из компании «Toyota». В составе менеджеров компании из Токио будет и наш выпускник, работник дизайн-центра концерна в Ницце Владимир Пирожков. Уже известно, что «Toyota» построила огромный завод по производству своих автомобилей в Ленинградской области. Поэтому компании хотелось бы проектировать некоторые части автомобилей с точки зрения взгляда русского водителя. То есть им нужны люди, которые знают, как проектировать автомобиль для России. И таких специалистов они намерены найти у нас.


Дарья ЛОШАКОВА.
Автор: ИА "Апельсин"

23-03-2007
Рейтинг:
 (голосов: 1)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Венские музеи завели аккаунт на "порносайте"
Искусство "бежит" из соцсетей на порносайт: ассоциация венских музеев устала бороться с цензурой и заводит аккаунт для шедевров в стиле "ню"

Кинофестиваль в Эль-Гуне: эволюция арабского кино
За 5 лет фестиваль в Египте посетили более 25 тысяч зрителей, была представлена 51 мировая премьера и 97 фильмов с заявками на "Оскар"

Rendez-vous: от Дали до миниатюрного Парижа
Вашему вниманию лучшие выставки в Европе: Гала глазами Дали, Париж в миниатюре и путь искусства из Латинской Америки в Испанию

Там, где обитают боги
Йонас Кауфман, один из величайших теноров современности, выступил в Одеоне Герода Аттика, расположенном у подножия афинского Акрополя.

Режиссёр Джейн Кэмпион получила премию Люмьер
Новозеландский кинорежиссёр Джейн Кэмпион получила премию Люмьер, которую вручают каждый год с 2009 г. за выдающийся вклад в развитие кинематографа.

Фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» получил Гран-при фестиваля в Онфлере
Фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки», выдвинутый на «Оскар» от России, получил две награды фестиваля в Онфлере, посвященного российскому кино. Об этом сообщает ТАСС. Лента завоевала Гран-при ...

Брайан Мэй раскритиковал гендерно-нейтральную премию Brit Awards и культуру отмены
Гитарист группы Queen Брайан Мэй высказался о музыкальной премии Brit Awards и культуре отмены. Об этом сообщает Mirror. Музыкант раскритиковал гендерно-нейтральную премию, которая несколько дней ...

«Союзмультфильм» открыл в Петербурге выставку, посвященную истории отечественной анимации
В субботу, 27 ноября, в «Севкабель Порту» открылась выставка «Союзмультплакат». Она приурочена к 85-летию легендарной киностудии «Союзмультфильм». Посетители выставки познакомятся с историей ...

Режиссер «Обители зла: Раккун-Сити» рассказал, почему фильм основан сразу на двух играх
Фанаты не раз задавались вопросом, почему их не адаптировали по отдельности, и об этом в недавнем интервью CBR рассказал режиссер Йоханнес Робертс.

Продюсер «Соколиного глаза» рассказала о будущем Клинта Бартона в киновселенной Marvel
Продюсер сериала «Соколиный Глаз» (Hawkeye) Тринх Трэн в интервью для издания CinePOP рассказала о дальнейшем будущем Клинта Бартона в киновселенной Marvel.

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru