Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Интервью » Владимир Потапов: Главное в фотографии – история
Календарь
«    Март 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Владимир Потапов: Главное в фотографии – история


Двадцать восемь лет французский фотограф Паскаль Мэтр посвятил съемке Африки. Он работает во многих уголках мира, но на излюбленный континент возвращается ежегодно и «рассказывает» фотографиями, что видел.

В основе проекта «Моя Африка» – географические области, а точнее составляющие их элементы. Это природа и ландшафт, население и традиции, образ жизни людей и драмы, участниками которых они становятся. Все это тесно переплетено и взаимосвязано.

В Екатеринбург «Мою Африку» привез главный редактор русского издания журнала «GEO» Владимир Потапов. «Апельсин» беседует с ним об искусстве фотографии и тайнах мастерства.








– Выставки «GEO» проходили в разных городах России, уже можно говорить о результатах?

– На самом деле, выставок у нас было не так много, и эта – первая персональная. Остальные сборные, как та, что показывали в 2003 году в Екатеринбурге «Четыре стороны света». Другое дело, что она радикально изменилась, 10% осталось, остальные 90% – работы других. В следующий раз привезем что-то вообще новое, уже есть идеи. Это будут выставки русских фотографов. Но я пока не буду об этом говорить, знаете, это пока идеи, и не хотелось бы загадывать.

Премьера «Моей Африки» состоялась в мае в Москве. До этого мы не выставлялись в столице, а вот с этим проектом решились, и у него был колоссальный успех. Потом делали в Нижнем Новгороде, хотели оставить на месяц, но получилось на два. И вот – привезли в Екатеринбург лучшее, что имеем на данный момент.

«Моя Африка» мне очень нравится, потому что Паскаль мой любимый фотограф, из тех западных авторов, что сотрудничают с «GEO». На самом деле, именно я подбил его на это. У него была небольшая экспозиция по мотивам альбома «Моя Африка» – 40-50 работа, но я попросил удвоить, мы сделали 118, впрочем, музей вместил всего 100.







– Вы так любите Паскаля, кого из российских фотографов можете сравнить с ним?

– Мне кажется, что сейчас есть такой безусловный лидер, как Сергей Максимишин. За последние три года он дважды получал премию «Press Photo». Он наш постоянный автор, делает нам сюжетов шесть-семь в год – это очень много. Собственно говоря, в России Сергей снимает только для нас. Есть еще замечательный фотограф Сергей Каптилкин, мы с ним стали очень активно работать. Он специализируется на модной съемке, но у него мода такая своеобразная, с человеческим лицом. Он очень хочет делать сюжеты, которые нужны нам, вот в октябре мы с ним полетим в Америку снимать. Другой фотограф, Александр Сорин, провел здесь мастер-класс. Недавно Саша привез съемку, и будем делать как минимум две разные публикации. Знаете, много хороших фотографов, но очень немногие из них умеют, а главное, хотят снимать тот репортаж, который нам нужен, потому что это очень трудно.







– А какие фотографии вам нужны?

– Если я вам скажу, что нам нужны хорошие фотографии, это будет правдой, но не скажет ни о чем, они всем нужны – хорошие. Если говорить о фотографиях, которые считаются классическими в стиле «GEO», то это, во-первых, фотографии не иллюстрации. Это не то, что ставят в текст, чтоб стало понятно, о чем речь. Для нас фотография то же, что для телевидения картинка. Это и есть сама информация. То есть, если мы делаем наш фоторепортаж, то мы можем вообще не использовать текст, потому что мы это рассказали фотографиями. Они всегда очень конкретно подписаны, всегда рассказывается: что, где, когда, что за люди, что происходит, почему. То есть такая мини-заметка, поэтому содержательно наша фотография – это некое событие.

К этой выставке подписи делал я, и было трудно, потому что Паскаль в это время сидел в горах в Афганистане и лишь раз в неделю спускался туда, где есть Интернет, тогда мы обсуждали, что есть что и где это. Каждая фотография является частью рассказа, как картинки в комиксе. Поскольку мы единственный журнал, который заказывает фотографам фоторепортажи, не коллекцию фотографий на тему, а истории.







– Интересует ли вас в фотографии настоящая природная красота?

– Конечно. Но красотой интересуются еще и издатели календарей, что вешают на стенку. В них хорошие фотографии, но совершенно другие. Паскаля интересуют люди, и я это очень ценю. Вот в календаре может быть хорошая фотография и в «GEO» тоже, но что бы ни было изображено на нашей фотографии, имеется в виду, что это рассказ о людях, даже если их нет в кадре.







– А чем еще ценны фото Паскаля?

– Это красивые карточки о людях, о том, чего не увидишь, о том, что исчезло, а кое-кого уже нет в жизни. География изменилась, например, фото с Озером Чад, которого скоро совсем не будет. Это меняющая реальность. Ценность в том, что это летопись, это 28 лет в Африке. Этого никто не делал.

Паскаль странный человек, он не участвует в фотоконкурсах, мне непонятно почему, я убежден, что он получал бы призы и прочее, но у него свои принципы. Он участвует только в большом ежегодном фоторепортажном фестивале в Перпеньяне.







– Наверняка выставка фотографий аж за 28 лет собиралась долго?

– Снималась она 28 лет во всех странах Африки, а собиралась месяца два. Мы, конечно, не пытались вместить всю Африку, потому что никакого места не хватит, но здесь есть вся субсахариальная Африка, та, что под пустыней, и другие страны. Здесь нет севера Африки – Марокко, Туниса и Магрибов, потому что это совсем другая цивилизация, зато вошел Мадагаскар. Когда мы открывали выставку, пригласили представителей Мадагаскара, А они сказали: «А мы не придем, потому что мы не Африка». Паскаль тоже понимает такую формальную проблему и сейчас готовит книгу «Мадагаскар». Я глубоко убежден, что это будет замечательная вещь. Она станет другой, не как «Моя Африка», там будет гораздо больше текста.







– Как ему удавалось найти общий язык с местными жителями?

– Очень помогло, что его сразу познакомили с одной из музыкальных звезд Африки, поскольку это очень музыкальный континент со своей культурой, там свои, даже не национальные, а континентальные звезды. Так через своего коллегу по Juene Afrique Жана Бруно Тиама Паскаль познакомился с одним из величайших африканских музыкантов – сеньором Рошро, а также с конголезским певцом Мбиллиа Бела. Такие знакомства способствовали тому, что ему удавалось проникнуть туда, куда прочим вход заказан.







– А что он снимает кроме Африки?

– Он снимает по всему миру. За последние пару лет у него было большое турне по Центральной Америке, сейчас он снимал Афганистан, приезжал в Россию снимать Владивосток, снимал Болгарию, Сомали. Но Африка – это особенное, это любовь, да у него жена местная, кстати.







– С какими сложностями встречался фотограф при работе?

– Его арестовывали не раз на просторах черного континента. Там своя сложная политическая ситуация. Фотограф – это такая непонятная фигура: то ли сразу стрелять, то ли начальства дождаться. Работая в Африке, вы попадаете в совершенно неожиданные условия, когда непонятно, что можно, что нельзя. Другой культурный фонд, другие правила, другие табу. Я уж не говорю про климат, про то, как трудно бывает добраться куда-то.







– Сколько стоят фотографии такого мастера?

– Контракт запрещает мне называть суммы. Я могу сказать, что это результат взаимных договоров. Это дорого. Большая часть денег, которые мы тратим, уходит на фотографию. Вы понимаете, что за восемью карточками из Мадагаскара может стоять три месяца жизни в очень непростых условиях. Например, у Сергея Максимишина, когда мы еще снимали на пленку, стоял норматив – снять 15 пленок в день. За пять дней работы надо снять 75 кадров, а потом мы отбираем 8. Есть такие фотографии, за которыми стоят недели жизни. Вообще, я думаю, что мы всегда этим людям не доплачиваем.







– Какое будущее у фотографии?

– Цифровая камера каждому человеку дает иллюзию того, что он фотограф. Раньше говорилось так: слайд денег стоит, и я еще подумаю, снимать или нет. А сейчас это ничего не стоит – снимаешь и хорошо. Происходит девальвация, появляются блоги, сайты, на которых люди выкладывают свои фото. И вроде бы как фотографов стало один миллион, миллиард на Земле, все фотографируют. Что произойдет? На самом деле, если пришел приток, из него все тот же процент людей, что был, станут профессионалами. А из них будет процент талантливых фотографов. Но для этого надо держать планку, учиться ремеслу без дураков.







Татьяна Щелкунова.
Автор: ИА "Апельсин"

05-10-2006
Рейтинг:
 (голосов: 1)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Астерикс осиротел: скончался художник Альбер Удерзо
Астерикс осиротел: скончался художник Альбер Удерзо

Каннский кинофестиваль перенесен
Каннский кинофестиваль перенесен

Кинофестиваль в Женеве: показы и награждения онлайн
Кинофестиваль в Женеве: показы и награждения онлайн

"Citizens of Boomtown" - альбом возвращения
"Citizens of Boomtown" - альбом возвращения

Fantasporto: 40 лет крови и юмора
Fantasporto: 40 лет крови и юмора

XML error in File: http://news.yandex.ru/culture.rss
XML error: Attribute without value at line 1

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru