Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Интервью » Вячеслав Глазычев: Мы наконец-то начали думать прежде, чем строить
Календарь
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Вячеслав Глазычев: Мы наконец-то начали думать прежде, чем строить


В Екатеринбурге побывал один из самых авторитетных российских экспертов в области архитектуры и дизайна Вячеслав Глазычев. Доктор искусствоведения, профессор Московского архитектурного института, член Общественной палаты РФ, Президент Национальной академии дизайна, он является признанным специалистом по организации и развитию городской среды, истории и теории проектирования. Глазычев написал более десятка книг и четырехсот статей по городской экологии и архитектуре, социальным проблемам крупных городов, дизайну и образовательной политике.

В столице Урала знаменитый архитектор принял участие в выездном заседании комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления. В перерыве между слушаниями и поздравлениями (в этот день у Вячеслава Глазычева был День рождения) «Апельсину» удалось задать московскому гостю несколько вопросов.








Вячеслав Леонидович, как Вы считаете, какие механизмы необходимы для того, чтобы граждане могли участвовать в планировании городских пространств, чтобы этот процесс не был отдан на откуп власти?

– Вы понимаете, на откуп власти – это одно, на откуп только узким профессионалам – это другое. Это одинаково опасно. Наполеон не раз говорил, что империю могут разорить две вещи – женщины и архитекторы. Конечно, есть моменты, которые нельзя решать голосованием, где действительно нужен взгляд профессионалов. Важно только, чтобы это не оказывались одни и те же эксперты, которые давно выражают уже непонятно чью точку зрения. Например, вопрос, где поместить трамвайную остановку, наверняка легко разрешат мамы, которые водят детей за руку, и бабушки, таскающие сумки. А вот в разрешении проблемы, где провести обычные, а где скоростные трамвайные линии, представлений самого толкового, но просто жителя микрорайона недостаточно. Здесь необходимо уметь видеть целое. То есть нужен взгляд профессионала.







– Но каким образом люди могут донести свои замечания до тех, кто отвечает за планирование городской среды?

– Пока механизм взаимодействия власти, общества и специалистов не отработан. Те, кто защищает памятники, рогом кидаются в атаку, забывая обо всем остальном. Экологи в борьбе за чистоту окружающей среды скатываются к принципу «Если бы вас, людей, не было, было бы совсем хорошо». Научиться обсуждать важные проблемы спокойно, приходить к компромиссу – это наука, которая нам, россиянам, дается с трудом. Обычно мы изо всех сил стараемся продавить свою точку зрения. Это относится и к архитектору, и к мэру, и к члену неправительственной организации. Чтобы добиться взаимопонимания в вопросе планирования городских пространств, каждый – от школьника до чиновника – должен заниматься градоведением. Пока у нас все муниципальные служащие не пройдут курс градоведения хотя бы на уровне игры «Сим Сити», мы не выйдем на нужные горизонты. Это как букварь. Его надо изучить, прежде читать все остальные книги, хоть «Гарри Поттера», хоть Толстого. Пока градоведение не станет частью школьной программы и программы подготовки чиновников, мы все время будем спотыкаться о случайно принимаемые решения.







– В таком случае, нужно, наверное, менять госстандарты архитектурного образования?

– Я произнесу крамольную вещь, за которую меня, наверное, линчуют мои коллеги. На мой взгляд, такого рода стандарт невозможен. Говорить о стандарте уместно только по достижению определенной квалификации, допустим, умеет ли Икс грамотно разыграть тему рынка в микрорайоне, умеет ли понять, как соединить интересы попов, торговцев, хиппи и дам с собачками в одном месте. Умения эти в институте наработать невозможно. Целостный подход к застройке – это скорее искусство. Ему можно обучаться, но, как правило, обучение идет постфактум, после окончания вуза. Институт дает определенный объем знаний и навыков, которые можно замерить, не важно какими экзаменами или зачетами. А вот квалификацию может определить только саморегулируемое профессиональное сообщество. В цивилизованном мире так принято: диплом дает вам только право на вход, а право на деятельность за подписью нужно еще заслужить.







– И в Москве, в Екатеринбурге, помимо планирования новой застройки, очень остро стоит вопрос сохранения исторических и архитектурных памятников. Как, на Ваш взгляд, нужно решать эту проблему?

– Очень неоднозначный вопрос. Сохранять все – нонсенс. Потому что ерунды и в XIX веке, и в XVIII-ом тоже настроили сколько угодно. И здесь позиция «Сохраним историческую среду!» очень опасна. Можно погубить город. В Санкт-Петербурге в свое время поступили мудрее всех, приняв региональный закон об историческом и архитектурном наследии. Там памятником признается только часть сооружения. Иногда действительно бывает достаточно сохранить лишь интерьер. Это более высокий уровень культуры. Зачем отстаивать здание целиком, если ценного в нем – только крыльцо и камин? А все остальное – переделывайте, сколько хотите. Иначе как в этом жить? Где компьютеры поставить? Где силовые кабели провести? Как можно не продырявить стену, если мне нужен набор проводов толщиной в руку? Здесь опять же необходим компромисс, баланс между сохранением памяти и дальнейшим развитием. А как поступать, решать нужно в каждой конкретной ситуации. И «новодел» приемлем, и чистая реставрация, и частичная реконструкция. На самом деле, возможно все, вопрос только, ради чего? И ответ нужно искать не на уровне конкретного дома или переулка, а целого квартала хотя бы. То есть речь опять идет о комплексном взгляде на территорию, о поиске в ней всего ценного, о сохранении, по возможности, этого ценного и вплетении его в современную жизнь.







– В Екатеринбурге заметно оживилось строительство на окраинах. Высотки в центре города многим кажутся уже не столь привлекательными, как раньше. А какие процессы сейчас идут в столице?

– В Москве много чего происходит, единой тенденции нет. Люди и рады бы жить за городом, но, перебравшись туда, сталкиваются с массой проблем: ребенка далеко до школы возить, приличных супермаркетов поблизости нет, и так далее. Начинают опять сползаться в центр. Бешеные растраты денег при этом зазря происходят. В общем, все упирается в инфраструктуру. Наши инвесторы и застройщики по-прежнему плохо еще представляют, что такое целостный подход к застройке. Хотя, некоторые сдвиги уже есть. В прошлом году я был привлечен как эксперт очень серьезным инвестором, у которого стояла задача освоить 10 га бывшей промышленной территории в центре Москвы. Была создана рабочая группа, которая вырабатывала техническое задание для этого участка. В ней были риэлторы по дорогой недвижимости, по жилью среднего класса, по офисам, специалисты по транспорту, инженеры, а я как шарнир между всеми ними и застройщиком. Параллельно состоялся тендер. Семь московских архитектурных мастерских доказывали свою способность справиться с 10 гектарами. И только полторы оказались в состоянии. Это означает, что мы наконец-то начали думать прежде, чем строить. Это огромный сдвиг. Жаль, конечно, что мы пришли к этому только сейчас, но лучше поздно, чем никогда. По крайней мере, сегодня в вопросах планирования городских пространств мы уже способны обойтись без зарубежных экспертов. Десять лет назад это было невозможно.







Елена Жолобова.
Автор: ИА "Апельсин"

02-03-2006
Рейтинг:
 (голосов: 1)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Умер продюссер Бранко Лустиг
Умер продюссер Бранко Лустиг

Брин Терфель покорил австралийских меломанов
Брин Терфель покорил австралийских меломанов

Дубай для меломанов
Дубай для меломанов

"Малыш Джо" выходит на экраны
"Малыш Джо" выходит на экраны

Портрет юного Моцарта уйдет с молотка
Портрет юного Моцарта уйдет с молотка

Союзмультфильм снимет продолжение «Ну, погоди»
Киностудия "Союзмультфильм" объявила о разработке новых серий мультфильма "Ну, погоди". В этом году героям сериала исполнилось 50 лет.

Disney начала предупреждать о расизме в мультфильмах
Пометки появились на тех лентах, которых ранее критиковали за расизм. Компания Disney нашла выход, чтобы хотя бы отчасти избежать обвинений в расизме, которые она неоднократно получала. Теперь ...

Киану Ривз появился в новом трейлере «Губки Боба 3»
В Сети появился новый трейлер полнометражного мультфильма «Губка Боб-3», премьера которого намечена на май 2020 года. Из ролика стало ясно, что в новой картине примет участие звезда «Матрицы» и ...

Невзоров указал на отмену концертов раскритиковавшего цензуру Галкина
Журналист Александр Невзоров заявил, что юмористу Максиму Галкину после критики цензуры на российском телевидении начали отменять концерты. Об этом он рассказал в эфире радиостанции "Эхо ...

Солист Rammstein разыграл драку с космонавтом на Дворцовой площади
Солист группы Rammstein Тиль Линдеманн разыграл драку с актером Петером Стормаре в костюме космонавта. Он опубликовал видеоролик на своей странице в социальной сети Instagram.

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru