Алекс Смит: Дизайнеры продлевают жизнь человечества
Еще 15-20 лет назад понятие «дизайн» в нашей стране означало некую «буржуазную» деятельность, не имеющую ничего общего с советскими реалиями. А в официальном перечне профессий того времени вместо дизайнера значился загадочный «художник-конструктор». Сегодня дизайн – одна из самых динамично развивающихся сфер. Но среди всех ветвей дизайна есть одна, которой в условиях современной России пришлось тяжелей всех. Речь идет об индустриальном дизайне, или дизайне товаров, который почти умер в 90-е годы вместе с отечественной промышленностью, а теперь пытается встать на ноги. О том, как обстоят дела в этой отрасли в Европе и к чему нужно стремиться России, «Апельсин» беседует с ведущим преподавателем промышленного дизайна британского Университета Хаддерсфилд Алексом Смитом. В эти дни он читает лекции студентам Уральской архитектурно-художественной академии.
– Расскажите, какие процессы сейчас происходят в западном мире в области дизайна товаров?
– Самая серьезная проблема, которую приходится решать сегодня промышленным дизайнерам, – это перепроизводство. В мире выпускается великое множество товаров, и многие из них очень быстро устаревают. Причем производители заинтересованы в том, чтобы их продукция как можно быстрее теряла свои потребительские качества, и чтобы покупатель приобретал товар снова и снова. В результате появляется огромное количество отработанных, ненужных вещей, они накапливается в почве. Получается, все, что производится человеком, в итоге загрязняет окружающую среду. Задача дизайнеров в этом отношении – уменьшить, насколько это возможно, вредное влияние на среду путем повторного использования сырья. Вторсырье теперь – самое прогрессивный материал для западного дизайна. Но этого мало. Важно еще, чтобы устаревший предмет можно было не просто пустить на вторсырье, но и найти способы, с помощью которых хотя бы какие-то его элементы можно было использовать в обновленном аппарате. Не закапывать, а использовать – вот главный лозунг. Активные разработки сейчас ведутся и в другом направлении: мир озабочен поиском такого промышленного материала, который, попадая в окружающую среду, под воздействие дождя и солнца мог бы разлагаться, не причиняя вреда почве. Это касается и нашей страны, и всей Европы в целом, и США.
А если говорить конкретно о британских дизайнерах, то сейчас они испытывают серьезную конкуренцию со стороны китайских производителей. В Китае сейчас бум, там выпускается очень много товаров по более низкой цене. Из-за этой дешевизны британские товары остаются невостребованными, и дизайнеры начинают терять свои позиции, а в перспективе могут потерять и работу.
– Многие ли промышленные предприятия в Великобритании имеют дизайнерские бюро?
– Почти все. Если товар создан без участия дизайнера, если он жуткий, безобразный, его просто никто не купит. Есть два варианта привлечения дизайнеров. Первый – когда их приглашают в штат и платят им круглый год. Второй способ – когда предприятия нанимают специалистов на какое-то определенное время, предположим, на 2 месяца, для выполнения конкретного объема работы. И тот, и другой одинаково востребовано на рынке. Конечно, дизайн требует определенных затрат, но без него невозможно расширять производство и выживать в конкурентной среде. Хороший дизайн – это наш ответ дешевизне китайского товара. Только благодаря ему мы можем идти на шаг впереди.
– Дизайн как-то влияет на цену товара?
– У каждой компании есть определенная сумма, которую она готова вложить в дизайнерские разработки. Продукция может быть как для состоятельных людей, так и для среднего класса. Но богатых не так уж и много, и если компания на все товары сделает одинаково высокую цену, их сможет купить только небольшая группа людей. Поэтому много компаний устанавливают на свою продукцию умеренную цену, чтобы средний потребитель тоже мог позволить себе купить товар с хорошим дизайном.
– Означает ли это, что для среднего класса дизайн может быть менее эксклюзивным или оригинальным, чем для элиты?
– Вовсе нет. Дорогой товар может быть просто сделан из более ценного и качественного материала. Но дизайн в любом случае будет безупречным.
– Насколько сегодня дизайнер товаров свободен в своем творчестве?
– Дизайнер, прежде всего, зависим от потребителя. Возьмите, например, сотовые телефоны. Они все похожи, в этой отрасли практически не существует ничего особо оригинального. И вовсе не потому, что дизайнерам не хватает фантазии. Кто-то может изобрести телефон в виде стакана, но его никто просто не купит. Ко всему новому потребителя нужно приучать постепенно. Возможно, когда-нибудь дизайн телефона в форме стакана и будет признан изумительным, но пока он нов для нас, непривычен, поэтому потребитель не кинется его покупать. Поэтому свобода дизайнера – это свобода, ориентированная на потребителя. И второе, от чего зависим дизайнер товаров, – производитель. Я могу творить все что угодно, но так, чтобы мой заказчик потом мог реализовать эту продукцию. И мы опять приходим к потребителю, все сходится на нем.
–Существует такое понятие «стайлинг», когда дизайнер разрабатывает лишь красивую обертку для товара. А есть так называемый глубокий, продвинутый дизайн, когда обращается внимание на все потребительские свойства товара. Какой из этих видов дизайнерской деятельности сегодня более востребован в Европе?
– Существуют разные дизайнерские школы, одни предлагают концентрировать внимание на форме, другие – на функциях продукта. Сейчас же больше придерживаются той точки зрения, что оба компонента очень важны, и их нужно учитывать при разработке дизайна товара. Одинаково плохо, когда, например, суперфункциональная вещь, выглядит безобразно, и наоборот, когда очень красивый продукт не действует, скажем, в дождь, в мороз или еще при каких-то условиях. Я видел эскизы студентов УралГАХА, стайлинг, внешний вид в них очень хорош. Например, очень впечатлили МР3-плеер, будильник, кондиционер и обогреватель, сделанные в виде Колобка. Правда, не могу сказать, насколько они функциональны, так как видел только изображение.
– Представьте себя на месте человека, которому нужно убедить руководителя промышленного предприятия открыть дизайнерское бюро. Какие аргументы Вы бы привели?
– Их три. Во-первых, это нужно для того, чтобы произведенный продукт мог продаваться. Без хорошего дизайна он не будет конкурентоспособен. Во-вторых, любой дизайн направлен на улучшение жизни людей. И третье, если мы будем так же, как сейчас, нерационально, варварски подходить к производству товаров, не учитывая загрязнения окружающей среды, то скоро наша планета превратится в большую свалку, и жизнь кончится. То есть в глобальном масштабе дизайнеры продлевают жизнь человечества.
Елена Жолобова.
Автор: ИА "Апельсин"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.