Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Интервью » Конкурс «Европа-Азия»: Карикатуре пора перестать быть Золушкой
Календарь
«    Апрель 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Конкурс «Европа-Азия»: Карикатуре пора перестать быть Золушкой


В то время как в мире накаляются страсти вокруг карикатур на пророка Мухаммеда, в Екатеринбурге завершается прием заявок на Второй международный конкурс карикатуры «Европа-Азия – 2006». Уже сейчас их более 300. Организатором конкурса выступила екатеринбургская производящая «Телекомпания ЕСТВ». Ее сотрудники решили возродить конкурс, учрежденный в 2002 году, о котором на сегодняшний день почти забыли. Свои работы в оргкомитет прислали художники из России, Ирана, Таиланда, Египта, Турции, Китая, Польши, Украины, Германии, Великобритании, Израиля, Индии, Индонезии и даже Бразилии, Мексики и Аргентины. И это при том, что призовой фонд конкурса по мировым меркам довольно скромен – Гран-при «Европы-Азии» составляет 2 тысячи долларов. (Для сравнения, главный приз аналогичного состязания в Португалии в десять раз больше).

Пришедшие на конкурс рисунки составят основу экспозиции для будущего Музея карикатуры, начало которому положит первоапрельская выставка. Об особенностях карикатурных конкурсов в условиях мирового скандала «Апельсин» беседует с членом жюри «Европы-Азии», автором журнала «Красная Бурда» Владимиром Мауриным и председателем оргкомитета, художником-карикатуристом Максимом Смагиным.








– Повлияет ли сегодняшняя шумиха вокруг карикатур на тщательность отбора в вашем конкурсе?

Смагин: Нет. У нас все работы в рамках дозволенного. Есть, правда, рисунки эпатажные. Работа одного участника из Италии не то чтобы эротична, а даже порнографична, поэтому явно не будет выставлена. Так что некоторая цензура на конкурсе, конечно, есть. Члены жюри будут отбирать работы в соответствии со своими вкусами и представлениями. Плюс, нужно, чтобы карикатуры отвечали заявленной теме «Фактор времени» и подходили по уровню исполнения. Есть рисунки, которые явно не пройдут конкурс по причине художественной несостоятельности. Такие найдутся всегда, так как графоманов в карикатуре во все времена хватало. Но их процент незначительный – не более 3-5%.







– А к карикатурам на религиозную тему будет более пристальное внимание?

Смагин: На прошлом конкурсе были рисунки с участием Иисуса Христа и Будды, но лично моих религиозных чувств они не оскорбили. На этот раз жанр религиозной карикатуры у нас просто не представлен.







– Побоялись прислать?

Смагин: Нет, конкурс был объявлен задолго до того, как разгорелся весь этот скандал. Просто кроме религии есть еще масса интересных тем.







– Можете оценить, в каком состоянии находится сегодня карикатура – в упадке, в стагнации, на подъеме?

Маурин: Я не возьмусь говорить за всю карикатуру. «Вся Одесса очень велика», знаете ли. Раньше как-то еще можно было следить за процессом, потому что изданий, в которых печатались карикатуры, было не так много: журнал «Крокодил» и областная молодежная газета. А сейчас таких изданий великое множество. Сегодня карикатуры появляются даже в нормативных документах. Не верите? В Питере живет художник Вячеслав Шилов, и ему издатели юридических справочников заказывают карикатуры. Он рисует – они ставят. Так что говорить о каких-то тенденциях в карикатуре я бы не взялся. За всем уследить невозможно.

Смагин: А я возьмусь. Что касается Европы, там особого развития я не вижу. А восточные страны проявляют определенную активность. Как ни парадоксально, в Иране, который сейчас протестует против датской прессы, много интересных и масштабных конкурсов карикатуры. Там режимы ортодоксальные, и в карикатуре выразилось то самое желание свободы, которое больше нигде не находило места. Иначе как эзоповым языком правду и не скажешь.







– При нынешнем информационном режиме в России, по-моему, эзопов язык тоже должен быть востребован?

Смагин: Напротив, в России сейчас наблюдается падение интереса к политической карикатуре. Если в начале 90-х на нее еще был какой-то спрос, выборы проходили, то сейчас все урегулировалось в этом отношении, появилась масса других тем. Политическая карикатура всегда была однодневной, зависела от ситуации, решала какие-то конъюнктурные вещи. Вот надо было, к примеру, «завалить» Горбачева, в ход шла карикатура. Не то чтобы художники в массе своей отвечали на потребу дня. Просто были те, кто действительно так думал, и именно они были в фаворе, они публиковались. Карикатура в печати, как Золушка: сама по себе, как явление искусства, она прекрасна, но сейчас ее задача – горшки мыть.







– А может быть иначе?

Смагин: Должно быть иначе. Чтобы карикатура развивалась как искусство, нужны конкурсы, выставки. Вот в Сургуте уже три раза проводят Форум визуального юмора. Там наш нефтяной Север, там художественный музей изыскал средства. Первая тема была «Sur-gut», вторая – «Лицедейство», а третья – «Человек разумный?». Замечательные темы, глубокие и интересные. Эта выставка ездит по российским городам. На ней действительно представлены работы высокохудожественные. А в Москве уже 10 лет не могут решить вопрос о помещении для музея карикатуры. Лужков уверяет: «Да-да-да, конечно, мы поддержим, особняк дадим, это интересно, это нужно». Но ничего не происходит. Где-то в бывшем музее революции отвели им какой-то угол, и все. А в Великобритании 4 музея карикатуры, в Польше – три, в Турции, по-моему, столько же. Там постоянно меняющиеся экспозиции, новые работы, новые темы.







– Вы согласны, что в карикатуре сегодня, как и в юмористическом творчестве в целом, заметно снизился интеллектуальный порог?

Смагин: Все зависит от того, для чего предназначена карикатура. Есть издания вроде «Тещиного языка», «Вокруг смеха», «Поручика Ржевского». Я их называю жвачкой, и публикуемые в них карикатуры к понятию «искусство» не имеют никакого отношения. Там рисунки ставятся, чтобы заполнить пространство между анекдотами или пустующую клетку в сканворде. Но есть другая ипостась карикатуры – так называемая проблемная графика. Это рисунок, за которым кроется глубокий смысл, который провоцирует серьезные философские ассоциации. Конкурсы для того и устраиваются, чтобы вызвать интерес именно к такому творчеству, к карикатуре с большой буквы Я не имею в виду, что лучшие карикатуры – это такие высокопарные вещи, в которых никто ничего не разберет. Карикатура должна быть понятной, но только не сразу.







– Уместно ли говорить о каком-то определенном стиле художников из разных стран?

Смагин: Я бы не сказал, что карикатуристы Ирана рисуют иначе, чем карикатуристы Польши. Правда, на общем фоне выделяются китайские художники. У них сильны традиции каллиграфии, они и акварелью по-своему пользуются. Даже работы китайцы присылают на особой, рисовой бумаге, сложенной в несколько раз. Но в основном каждый художник имеет свою манеру. Хотя многое зависит от уровня образованности и еще, может быть, от конфессиональной принадлежности. Сейчас в карикатуру пришла генерация художников с академическим образованием. Они рисуют серьезные полотна, используют очень сложную технику.







– Думаю, уровень образованности карикатуриста влияет и на глубину подтекста?

Смагин: Конечно. Но важно, чтобы техника дополняла идею, позволяла не только выразить ее с максимальной точностью, но еще и привнести дополнительные ассоциации. Хотя сегодня популярны рисунки, где идея изначально главенствует. Но может оказаться так, что художник не вкладывал в карикатуру тех эмоций, которые потом испытал зритель.







– Но ведь проблема в том и заключается, что художник вкладывает одно, а зритель воспринимает совершенно другое. Так ведь и получилось с этими датскими карикатурами на пророка Мухаммеда.

Смагин: С карикатурами на Мухаммеда уже немного другая ситуация. Определенные круги на Востоке воспользовались моментом. Процентов 90 людей, задействованных в массовых беспорядках, вообще не видели этих карикатур. И еще выясняется, что часть рисунков, против которых выступают возмущенные мусульмане, вообще не публиковалась. То есть их додумали. Я считаю, что это хорошо раздутая акция. Давайте еще вспомним крестовые подходы и откажемся от продуктов тех стран, от которых проистекала угроза мусульманскому миру в Средние века! Я уверен, что волна эта спадет. Потому что не обойдутся без европейских товаров на Востоке, да и Запад без Востока не сможет. Обидно только, что интерес к карикатуре проявляется со знаком минус. Было бы замечательно, если бы шумиха поднялась из-за того, что где-то вышел хороший рисунок, интересный и глубокий. Но люди любят скандалы.

Маурин: На карикатуру нельзя обижаться. Можно обидеться на фотографию, на публикацию недостоверной информации. А карикатура изначально рисуется с преувеличением. Допустим, нос большой или человек летает, чего на самом деле не бывает. Вы видели картинки, из-за которых пошел весь этот сыр-бор? Ничего там особенного нет. Зачем надо людям все это раздувать? Сейчас тему будут долго муссировать. Кому-то надо продолжать войну в Ираке, и будут защищать не ценности демократии, а датских карикатуристов.







– А в журнале «Красная Бурда» были подобные инциденты с карикатурами?

Маурин: Нет. Слава богу, никаких жалоб, разгневанных звонков и, тем более, судебных разбирательств. Бог миловал.







– Существует определенная политика редакции в отборе карикатур?

Маурин: Главное, чтобы было смешно и не пОшло. Мы не занимаемся изображением гениталий и всего, что связано с религией.







– Пункт насчет религии появился давно?

Маурин: 13 лет нашим журналом руководил редактор, который был православным верующим, поэтому он старался религиозной темы всуе не касаться. На самом деле, есть много тем, которые достаточно смешны.







– То есть представить «Красную Бурду» в эпицентре подобного скандала в принципе невозможно?

Маурин: В любом рисунке можно усмотреть все, что хочешь. Ты будешь доказывать, что это рога оленьи, а тебя все равно будут уверять, что здесь нарисовано что-то неприличное. Придраться можно ко всему.







– Вам не кажется, что все это может вылиться в некий крестовый поход против карикатуры со стороны всех тех, кого художники когда-либо обидели?

Смагин: Сейчас как раз рассматриваются законы о разжигании национальной ненависти, шовинизме, еще о чем-то подобном. Но можно все, что угодно, нацарапать в законе, как угодно его повернуть, это не значит, что он будет работать. При Горбачеве был издан указ «О защите чести и достоинства Президента СССР». Потому что на волне гласности появилась целая серия карикатур в различных изданиях. Карикатуристы всполошились: «Ну все, конец свободе слова!». Ничего подобного. Указы принимаются, галочка ставится, все нормально. Жаль только, если кто-то из карикатуристов падет жертвой сегодняшней разнузданной кампании.







– Вся эта шумиха как-то отразилась на конкурсе «Европа-Азия»?

Смагин: Нам абсолютно все равно. Единственное, что посещаемость на сайтах карикатур, в том числе и нашего конкурса возросла. Ничего более.







– Много ли сегодня желающих заниматься карикатурой?

Смагин: Как ни странно, за последние 10-15 лет ни одного нового карикатуриста в Екатеринбурге не появилось. Хотя есть у нас и художественное училище имени Шадра, и даже Институт ИЗО в Уральской архитектурно-художественной академии. Может, атмосфера такая, не знаю. В Перми 15 художников-карикатуристов постоянно участвуют в арт-салонах. В Снежинске художник Николай Чернышов организовал клуб «Клюква» и учит детей карикатуре – знакомит с какими-то тенденциями, с историей этого жанра. У них возникает желание выразиться, и способности проявляются именно в жанре карикатуры.

Маурин: Нам, например, художников не хватает. Как всяким издателям, хочется иметь все и сразу, рыться в огромном количестве рисунков, а карикатуристы не могут рисовать с такой скоростью. Им же тоже хочется довести цикл до конца, хочется, чтобы каждый их рисунок был опубликован, и чтобы люди его посмотрели и оценили. Подобные конкурсы и пользуются такой популярностью, потому что художники хотят найти зрителя, плюс посостязаться друг с другом, посмотреть, как другие могут решить ту же самую тему. Такое общение, пусть заочное, у карикатуристов очень востребовано.







Елена Жолобова.
Автор: ИА "Апельсин"

21-02-2006
Рейтинг:
 (голосов: 1)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Возвращение "Луизы Миллер"
В Метрополитен-Опера поставили малоизвестную широкой публике оперу Верди.

Капитан Корто Мальтезе "приплыл" во Францию
Корто Мальтезе, легендарный персонаж итальянского художника Уго Пратта, стал отправной точкой для кураторов лионского музей Des Confluences.

Пласидо Доминго: "Это мой 49 сезон в "Мэт"
Звезды новой постановки Метрополитен-Опера "Луиза Миллер" размышляют о таланте Верди и умении учиться и учить.

Белорусский Свободный театр: "Мы не хотим развлекать"
Не признанная официальным Минском труппа впервые вышла из тени в День Воли и обещает способствовать переменам в обществе.

Каннский фестиваль: оглашён состав жюри
По решению устроителей, в жюри основного конкурса 71-го Каннского фестиваля женщин будет больше, чем мужчин.

Олег Табаков посмертно удостоен почётной награды ММКФ
Народный артист СССР Олег Табаков, скончавшийся 12 марта, получил посмертно почётную награду Московского международного кинофестиваля (ММКФ) — приз «За выдающийся вклад в мировой кинематограф».

Фильм Ларса фон Триера покажут в Каннах впервые за семь лет
На Каннском кинофестивале впервые с 2011 года покажут фильм скандального режиссера Ларса фон Триера.

Михалков рассказал о «зависти» к Вайнштейну
Московский Международный кинофестиваль (ММКФ) хотел дать американскому продюсеру Харви Вайнштейну приз за вклад в мировой кинематограф, рассказал президент ММКФ Никита Михалков на пресс-конференции ...

В Великобритании умер актёр из культового фильма «На игле»
Уинтон начинал свою карьеру в Лондоне в качестве диджея, затем он стал теле- и радиоведущим. Он снимался в британских сериалах и фильмах.

Суд вернул отцу Виктора Цоя права на песни сына
Басманный суд Москвы признал недействительным договор между Робертом Цоем, отцом погибшего в 1990 году лидера группы «Кино» Виктора Цоя, и ООО «Музыкальное право» о передаче компании прав на ...

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru