Жан Пистр: Спасение от глобализации – в культурных корнях
В Екатеринбурге с деловым визитом побывал один из руководителей крупнейшего в Европе французского архитектурного бюро «Valode&Pistre» Жан Пистр. Первоначально предполагалось, что гость даст мастер-класс студентам Уральской архитектурно-художественной академии. Но из-за сильных морозов потенциальных слушателей отпустили на досрочные каникулы, и на творческую встречу с месье Пистром отправились сами преподаватели УралГАХА. Два часа французский архитектор делился с уральскими коллегами опытом реконструкции высотных зданий Де Фанса – делового района Парижа и знакомил с проектом квартала «Екатеринбург-Сити», который в ближайшие годы появится в уральской столице на пустыре за Белым домом. После лекции «Апельсин» задал Жану Пистру несколько вопросов.
– Господин Пистр, что заставило Вас приехать в Екатеринбург, несмотря на сильные морозы?
– В вашем городе мы уже начали строить гостиницу, которая станет первым шагом в реализации крупного проекта – делового квартала «Екатеринбург-Сити». Скоро займемся проектировкой еще одного нового района – Академического. А вообще с тех пор, как я работаю в России, уральской столице я уделяю особое внимание. В культурном отношении Екатеринбург самый открытый из всех российских городов. Кроме того, он неповторим с точки зрения архитектуры: здесь сочетается модернизм и старинное архитектурное наследие.
– Большую часть своей лекции Вы посвятили застройке и реконструкции Де Фанса. Чем нам может быть полезен этот опыт?
– Пожалуй, проблема реконструкции высотных зданий для Екатеринбурга пока не слишком актуальна, так как башни у вас только-только начали появляться. В Де Фансе же большая часть высоток была построена 30 лет назад, и теперь они серьезно устарели. Мне бы хотелось обратить внимание на те ошибки, которые были допущены на самом первом этапе застройки этого района. Во-первых, деловой квартал предполагает оживленное движение, но архитекторы все наземные транспортные пути вывели за пределы Де Фанса, оставив лишь огромные пешеходные зоны. В результате сегодня практически ни к одному офисному зданию нельзя подъехать на автомобиле и тем более где-то припарковаться. Вторая серьезная ошибка – не был до конца учтен вопрос безопасности. В подземных участках Де Фанса сегодня может произойти все, что угодно. Самый низший, пятый, подземный этаж практически полностью занят бандами, и законопослушные граждане туда никогда не спускаются. Есть офисные здания, откуда работники обязательно должны уходить до шести часов вечера, иначе на них могут напасть.
– Полагаю, Вы учтете эти моменты при реализации проекта делового квартала «Екатеринбург-Сити»? Особенно, что касается транспортной проблемы…
– Конечно, мы рассчитали движения транспортных потоков через район. В проекте предусмотрен автомобильный мост через Исеть, который начинается за Театром драмы и на другом берегу выходит возле ДИВСа, прямо к метро. Но вообще-то эту проблему надо решать на более глобальном уровне, независимо от проекта. Транспортная система Екатеринбурга давно не соответствует уровню города. Для развития сети нужны большие инвестиции и серьезная реконструкция улиц. Кроме того, необходимо развивать общественный транспорт, способствовать тому, чтобы горожане отказывались от личных автомобилей в пользу трамваев или автобусов. В Великобритании, например, существует такое правило: возводятся башни, но парковок рядом не строится, и люди вынуждены добираться на работу на общественном транспорте. Не знаю, насколько такой способ решения проблемы применим для России, но он имеет место.
– Скажите, а как в Европе учитывается мнение простых граждан? Допустим, если люди будут против того же решения не строить парковки возле высотных офисных зданий.
– Во Франции при строительстве крупных объектов всегда проводится исследование общественного мнения. Скажу честно, для политиков и бизнесменов это опасная процедура. В таких случаях от общественности выдвигается некое ответственное лицо, которое по результатам опроса имеет право заявить, что объект не нужен. Даже если застройщики и политики хотят его построить, общественное мнение оказывается важнее. Нам часто приходится сталкиваться с такими ситуациями. Приходится развивать ораторские навыки, чтобы разъяснить публике преимущества нового здания и привлечь ее на свою сторону.
– В вашем проекте «Екатеринбург-Сити» значимое место занимают высотные здания из стекла. Неужели это последнее слово архитектуры?
– Стекло – это такой же современный архитектурный материал, каким в свое время был бетон. Стекло придает зданиям легкость и прозрачность, а сегодня многие компании хотят именно этой прозрачности, открытости. Кроме того, стекло остается вне конкуренции, когда мы говорим о хорошем освещении в зданиях. Особенно велика потребность в свете в России, где зима длится дольше лета. Кстати, стекло позволяет решать и проблему защиты от холодной погоды, что для вашей страны, согласитесь, не менее актуально. В гостинице, которую мы строим в Екатеринбурге, используется теплоизолирующая система из трех слоев стекла, между которыми создается своеобразная воздушная завеса. Она вентилирует пространство между слоями и уменьшает поступление потоков холодного воздуха.
– Но ведь стекло сегодня – это орудие глобализации, тот самый материал, который превращает города в безликое однообразное пространство…
– Вопрос, чего в глобализации больше – блага или зла, сегодня самый спорный в мире. Огромный ее плюс хотя бы в том, что мы можем встречаться, обмениваться нашими мнениями, впечатлениями, в том числе и об архитектуре. Минус глобализации – в последние несколько лет мы переживали эпоху мировой архитектуры, когда американская архитектурная модель была экспортирована в другие страны в одной и той же монотонной форме. Но сегодня, на мой взгляд, благодаря мировым дискуссиям по поводу архитектуры мы постепенно начали отходить от этой американской модели. В частности, принцип нашей компании – современный подход к архитектуре, но адаптированный к конкретной местности, с учетом ее культурных корней и традиций. Например, при создании проекта «Екатеринбург-Сити» мы учитывали природные богатства Урала, поэтому проектировали высотные дома таким образом, чтобы они были похожи на огромные глыбы горных пород. Насколько удачно это получится реализовать на практике, увидим. Но разнообразие в архитектуре достигается именно через внимание к местному колориту.
Елена Жолобова.
Автор: ИА "Апельсин"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.