Александр Соломатин: Россию обогатят специалисты в области информатики в социальных коммуникациях
Конкуренция на уровне интеллектуальных ресурсов привела к популярности различных IT-технологий. Грамотные дипломированные специалисты идут нарасхват, и рабочих мест с лихвой хватит на всех. Только вот планка уровня знаний, которые требуются от претендентов, повышается скорее, чем раздаются дипломы.
О том, как вывести подготовку специалистов в области информационных технологий на новый, междисциплинарный уровень и сделать Россию богаче, «Апельсину» рассказал директор Института урбанистики Уральской государственной архитектурно-художественной академии Александр Соломатин.
С 1 декабря в вузе начался прием документов на новую специальность – «Прикладная информатика в социальных коммуникациях» (специализация «Мультимедиа-технологии»). Уже через 5,5 лет в Екатеринбурге появятся первые специалисты на стыке коммуникативных и информационных технологий.
– Александр Михайлович, поясните, пожалуйста, в чем актуальность новой специальности, есть ли у нее аналоги в других вузах России?
– Сегодня специальность прикладная информатика в социальных коммуникациях существует в 2-3 вузах страны, но там готовятся специалисты в области архивного, юридического дела. Мы же открыли первую в России специализацию «Мультимедиа технологии». Выпускники нового отделения будут иметь базовые знания не только в сфере информационных технологий, но и в области применения, будь то: Интернет-сервисы, печатные и телевизионные СМИ, издательства, продакшн-студии, структуры органов власти (автоматизация управления). Сегодня практически любая фирма нуждается в продвижении своего бизнеса. В любой организации существует потребность в постоянном воспроизведении коммуникативных процессов. Если компании необходима поддержка, связанная не просто с разовой разработкой сайта, а с переработкой постоянно обновляющейся информацией и ее модифицированием, то здесь необходима помощь как раз наших специалистов.
С другой стороны любая фирма, которая занимается продвижением каких-либо товаров, нуждается в профессионалах, работающих на стыке двух направлений, – информационных технологий и социальных коммуникаций. Технологическое обеспечение само по себе является лишь инструментом, который позволяет продвигать товар на качественно ином уровне. Любой екатеринбургской фирме, которая пытается бороться с засильем московских конкурентов, необходим профессионал, совмещающий технологические и коммуникативные знания. Так что прикладная информатика в социальных коммуникациях – нужда всех, кто смотрит вперед, это способ выйти на качественно иной уровень практически в любом виде деятельности. Сегодня весь мир вступает в рыночные отношения, и все субъекты хозяйственной деятельности осуществляют социальные коммуникации с потребителем.
Появление такого инструмента, как интернет-технологии, дает принципиально новую возможность для того, чтобы более эффективно решать стандартные задачи. Приведу простой пример. Автолюбители Екатеринбурга постоянно испытывают неудобства с оплатой автостоянки. Между тем, вся Европа уже давно платит за эту услугу по мобильному телефону, минуя кассиров и автоматы. Ведь это тоже современная технология, которая востребована в обществе, примененная в сфере социальной коммуникации. Мир сегодня открыт для общения и, как следствие, для продаж. Высокая конкуренция заставляет биться за место под солнцем. Поэтому подбор квалифицированных специалистов позволит выдержать конкурентную борьбу с самыми влиятельными противниками.
Постепенно к нам придет понимание, что специалист в области прикладной информатики в социальных коммуникациях нужен всем. Знаете, в США в начале XX века был клерк, который первым додумался повесить ценники в магазине. Потому что до этого считалось, что указание точной цены лишает возможности поторговаться, а, следовательно, дополнительной прибыли. Оказалось, что появление ценников избавило покупателей от психологической проблемы. Человек с пятью центами в кармане просто стеснялся спросить, сколько стоит вещь, потому что у него могло не хватить на нее денег. Когда появились ценники, снялся психологический барьер, и продажи увеличились в несколько раз. Так один из первых специалистов в области социальных коммуникаций стал основателем целой сети знаменитых по всему миру магазинов «Все по 5 центов». По-моему, отличный пример того, как действенно работает применение новых технологий в сфере социальных коммуникаций.
– Насколько сложно было открыть специальность такого уровня в Екатеринбурге?
– Если честно, то очень сложно. По разным причинам, прежде всего, по организационным. Десятилетия в российских вузах существует отраслевая специализация, студенты получают научную, гуманитарную, инженерную подготовку в разных учебных заведениях. В последнее же время экономические условия жизни поменялись, стали появляться новые междисциплинарные задачи. Проблема заключается в том, что вузы разделены финансово, административно, кадрово. Вести строительный кадастр, с одной стороны – архитектурно-градостроительная задача, с другой стороны – информационная. Куда идти заказчикам? Обращаясь в УГТУ, мы понимаем, что там все прекрасно с информационными технологиями, но в архитектуре разбираются мало, в УралГАХА – наоборот, там все знают о градостроительстве, но представление о базах данных имеют слабое. Поэтому новая специальность появляется только тогда, когда происходит функциональное слияние вузов. Могу сказать, что Институт урбанистики, по существу, создан за счет кадровых усилий УралГАХА и УрГУ. Еще одной проблемой в открытии междисциплинарных специальностей является то, что между вузами существует определенная конкуренция. Каждый пытается охватить междисциплинарный сектор, потому что все перспективы развития заключены именно в нем.
– Какие требования предъявляет сегодня работодатель к выпускнику вуза в условиях массового высшего образования?
– Прежде всего, оценивается способность человека в ситуации неопределенности решать новые задачи и развиваться на базе своих профессиональных знаний. Это снимает проблему непонимания специалистов, работающих в противоположных областях. Могу добавить, что сейчас необходимы специалисты, совмещающие гуманитарный и технический склад мышления. Потому что любые технологии направлены на решение каких-то гуманитарных, социальных проблем. Если вы изначально выберете неправильный курс, можете потратить сколько угодно материальных и интеллектуальных ресурсов, но получите только убытки. Цель и постановка задачи лежит не в сфере технологий, а в гуманитарной отрасли знаний. Знаете, очень важно иногда задуматься о смысле жизни. От ответа на этот вопрос зависит, какие технологии вы будете применять в дальнейшем для достижения своих целей. Поэтому цена ошибок определяется отсутствием гуманитарного знания в системе управления и в сфере технологий.
– Каково соотношение гуманитарных и технических предметов на специальности «прикладная информатика в области социальных коммуникаций» и существуют ли какие-то особые дисциплины, которые изучают только здесь?
– 70% учебного времени будут посвящены общегуманитарным, социально-экономическим дисциплинам, предметам в области информационных технологий. Оставшиеся 30% займут специализированные предметы: теория коммуникации, социально-коммуникационные технологии, теория и практика фотографии, кинематографии, радиовещания и телевидения, профессиональная культура и этика в СМИ, основы рекламоведения, проектирование информационных систем, мультимедиа технологии в социальных коммуникациях, теория дизайна, технологии презентации и анимации для Интернета, композиционно-графическое моделирование периодического издания и многие другие.
– На какой круг абитуриентов вы ориентировались, открывая ПИСК?
– На первом этапе мы решили в основном работать с людьми, которые уже имеют средне-специальное или высшее образование и уже трудятся в предметной области как информатики либо как специалисты в сфере социальных коммуникаций. У нас они получат возможность овладеть тем кругом дисциплин, которые дополнят их знания в базовой области. Именно поэтому сейчас доступна только заочная форма обучения. Однако это не значит, что к нам не сможет прийти выпускник общеобразовательной школы. Напомню, что срок подачи документов на новую специальность заканчивается 31 января 2006 года.
– Александр Михайлович, по Вашему мнению, насколько перспективна новая специальность?
– Очевидно, что сегодня весь мир построен на социальной коммуникации, даже шпионаж и тот является социальной коммуникацией. Строится информационное общество, которое кардинально отличается от индустриального. Все проблемы нового мира заключаются в оптимизации информационного обмена. Поэтому предлагаемая нами специальность одна из самых перспективных в будущем. Конечно, при условии, что Россия будет двигаться в сторону создания информационного общества. Когда в 60-е годы XVIII века наша страна начала постепенно переходить от крепостничества к капитализму, что потребовалось первым делом? Квалифицированные специалисты на заводы, фабрики, железную дорогу. Поэтому в массовом порядке стали открываться школы, университеты. С чего начал Владимир Ильич Ленин, когда решил сделать революцию? С открытия партийных школ, чтобы подготовить профессиональных функционеров. Любой скачок в развитии государства требует первого шага, который нужно сделать в сфере образования. Вы не задумывались над тем, что страны, которые живут в информационном обществе, почему-то совпадают со странами так называемого «золотого миллиарда»? Все очень просто: хочешь жить богато – учись. Не хочешь – иди добывать нефть. Подумайте, какая из стран, Россия или Япония, имеет более мощный потенциал и какая из них богаче. Ответ очевиден. А все потому, что Япония обладает преимуществом социального капитала. У нее нет золота, нефти, но она выживает, используя человеческий капитал, так как это возобновляемый ресурс. Уровень достатка страны определяют люди, система их взаимоотношений, традиции, культура. Поэтому, если мы хотим жить в богатой стране, пора готовить специалистов в социальных коммуникациях.
Ольга Зубова.
Автор: ИА "Апельсин"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.