Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Интервью » Вениамин Алексеев: Новая национальная идея – просвещение, гражданственность и достоинство
Календарь
«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Вениамин Алексеев: Новая национальная идея – просвещение, гражданственность и достоинство


С этого года по желанию Госдумы РФ мы живем с новыми праздниками. Один из них – 4 ноября – День народного единства. Именно в этот день в 1612 году народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским освободило Москву от польских интервентов. О том, как укладывается новый праздник в национальную идею и как примирить олигарха и бомжа, «Апельсин» беседует с директором Института истории и археологии Уральского отделения Российской Академии Наук, академиком Вениамином Алексеевым.







– Вениамин Васильевич, понятно, зачем отменили 7 ноября – наконец-то решились оставить советское прошлое действительно в прошлом. Но почему мы теперь обращаемся к событиям 400-летней давности?

– Это для меня тоже загадка. Обычно такого рода нововведения происходят по-другому. К примеру, когда свершилась Великая Французская революция, старые праздники заменили новыми в честь важных дат революции. Когда в России была сметена царская власть и установлена советская, большевики тоже попытались зафиксироваться в праздниках. И это мировая тенденция: с приходом новых политических или духовных течений власть пытается включить их в календарь. А у нас теперь наоборот. Значимое событие стали искать 400 лет назад.

Хотя меня больше волнует другое. Я не знаю позицию руководителей государства на этот счет, но понимаю, что если главным праздником России теперь назван День народного единства – 4 ноября, то за этим актом неизбежно должна последовать работа над национальной идеей. Потому что любой праздник несет в себе какое-то духовное начало. Он не может заключаться только в помощи старикам и уборке улиц. Праздник должен быть наполнен более глубоким и высоким смыслом. В чем суть этого праздника? Для какой цели должно осуществляться это единство? Ответом на данный вопрос и служит национальная идея, которая пока в новой России не сформулирована.







– А что Вы понимаете под национальной идеей?

– С моей точки зрения, национальная идея – это дух народа, его мировоззрение, историческое призвание, выраженное в краткой, афористической форме, где сформулированы задачи нации на более или менее продолжительное время.







– Так ли уж это нам сейчас необходимо?

– Опыт истории показывает, что национальную идею имеют великие народы, и коль скоро мы относимся к ним, то без нее обойтись нельзя, тем более на крутых виражах. А если говорить о практической пользе, то национальная идея необходима, чтобы сформулировать задачи государства на данном этапе его развития, определить вектор движения страны. Она нужна власти, чтобы народ поверил ей и пошел за ней. И нужна народу для понимания, куда его ведут и что надо делать. И общество этого ждет. Об этом говорят многочисленные высказывания.

А с другой стороны, необходимость формулировки национальной идеи диктуется геополитической ситуацией. Глобализация охватила многие страны и народы, повлияла на их национальный характер, менталитет, жизненные правила. Многие не желают нивелирования своей уникальности. В противовес глобализации началось движение регионализма, то есть попытки отстоять свою этносоциальность. Как раз противостояние глобализма и регионализма ведет к тем крайностям, которые мы наблюдаем в Чечне и во Франции. И от этого никуда не уйдешь. Для России эта проблема имеет особую остроту.







– И что же мешает нам сегодня эту идею иметь?

– После распада Советского Союза в начале 90-х годов первый президент России Борис Ельцин поставил задачу разработать национальную идею. Но общество столкнулось с большими трудностями в решении этой задачи. Одни восприняли ее как выражение нашего национального самосознания, другие – как доктрину русского национализма и шовинизма. А третьи считали и до сих пор считают национальную идею никчемной в переходный период. Но если она будет сформулирована после завершения переходного периода, как многие на этом настаивают, то зачем она будет нужна?





– Но ведь национальная идея родилась не сегодня и даже не вчера? – По замечанию известного русского философа Ивана Ильина, национальной идее столько же лет, сколько русскому народу, то есть более тысячи. Первым сформулировал эту проблему Федор Достоевский, но само ее формирование началось раньше, а затем дополнялось многими крупными философами и представителями духовенства. Русская идея формировалась на основе христианства и православного миропонимания, что определяло жизненный уклад страны и ее народа. К сожалению, история не сохранила точных свидетельств начала этого процесса, но о нем можно определенно говорить после крещения Руси в 988 году. Тогда страна обрела государственное национальное самосознание. Широко известно, что, став составной частью христианского мира, приняв православие, Русь приобщилась к культурному богатству Византии. Но современные философы говорят, что Россия выбрала не ту религию, религию умирающего государства, и отсюда будто бы все беды нашей страны. Хочется спросить: если мы сейчас, в период либеральных реформ перенимаем капитализм, рынок, методы переустройства страны у старушки Европы, выходит, нас ожидает то же самое? Очевидно, ничего определенного сказать нельзя. Но факт остается фактом: другие православные государства того времени были уничтожены, и Россия осталась единственной православной державой в мире.

Первое отличительное свойство Русской идеи – мессианизм. Еще в «Повести временных лет» летописец Нестор поведал о пророчестве апостола Андрея Первозванного, которое стало основой утверждения о богоизбранности Святой Руси. Позже эту мысль сформулировал псковский монах Феофей в известной формуле «Москва – третий Рим, а четвертому не бывати». Русь объявлялась носительницей и хранительницей истинного христианства и православия. Кроме того, восточно-византийское христианство утверждало, что невозможно христианам иметь церковь, а царя не иметь. И так богоизбранность стала присуща не только стране, но и монарху.

Упор на православие привел к разногласию в христианском мире. Те, кто исповедовал православие, не признавал западный католицизм. Эта мысль размежевания Востока и Запада проходит через всю русскую философию XIX века. Тогда же к Русской идее в ее церковном толковании прибавляются светские мотивы.

Известный философ Николай Данилевский высказал идею о том, что Россия призвана объединить все славянские народы. Это привело к переосмыслению христианской составляющей Русской идеи и придало ей универсальное человеческое измерение. Наиболее весомую роль в этом сыграл Достоевский. Он отказывался от панславизма как такового и переводил эту идею из сферы национального в сферу христианского служения – выдвигал идею всечеловечности. Он толковал ее как единение народов перед любыми угрозами.

Существовала и государственная трактовка Русской идеи. Как мы помним, в 1832 году министр народного просвещения граф Уваров сформулировал свою знаменитую триаду «православие, самодержавие, народность», которая подверглась резкому осуждению в советское время. И мне думается, зря. Во-первых, она перекликалась со старым воинским девизом «За веру, царя и Отечество!». Вера и Отечество – это святые слова для каждого народа. А во-вторых, в ней был определенный смысл, который оберегал незрелую политическую культуру России от внутренних и внешних соблазнов, идущих от французской революции, а потом и от социал-демократии. Русская идея утверждала единство национального самосознания и властной вертикали, чего так не хватает современной России.







– Насколько я понимаю, большевики загубили Русскую идею на корню?

– Официально Русская идея была отвергнута полностью и заменена так называемой «красной» идеей коммунизма. Однако фактически ее основные положения стали осуществляться в советской России. Может быть, это выглядит дико, но просто в новую форму вложили старое содержание. Во-первых, все тот же мессианизм. У большевиков он проявился в попытках мировой революции. Согласитесь, это мессианизм куда более махровый, чем в имперской России. Но мировая революция потерпела крах. Тогда появился мессианизм другого плана. Когда после Второй Мировой войны многие страны стали выходить из-под колониальной зависимости, Советский Союз активно им помогал. Что касается проблемы Восток-Запад, когда русское православие противостояло католицизму и это являлось составной частью русской идеи, то советская власть, заимствовав идею социализма в Европе, после от Запада же открестилась. Большевики всячески отрицали влияние Запада на Россию, противодействовали этому влиянию, и позже опустили «железный занавес».

В определенной мере осуществился и тезис Данилевского об объединении славянских народов. После Второй Мировой войны практически все славянские страны были объединены Советом Экономической Взаимопомощи под руководством Советского Союза. Им оказывалась огромная материальная и культурная помощь. Здесь славянское единство проявилось впервые. Чего не могла достичь имперская Россия, удалось осуществить Советам.

Большевики же осуществили и идею «Москва – третий Рим». Москва по существу стала третьим Римом, потому что под ее руководством оказалась значительная часть планеты, то есть те страны, которые исповедовали социалистическую идею. А вот четвертый Рим, про который инок Феофей говорил, что ему не бывать, с моей точки зрения состоялся. Это США. В XX веке мир оказался разделен между двумя Римами – московским и американским.

Еще одна составляющая Русской идеи – необходимость иметь во главе страны авторитарного руководителя, царя. Эта мысль вроде бы была отброшена Советами. Царя расстреляли, какое уж тут царство. Ан нет. Генсеки получили власть куда большую, чем русские цари.

Но существовало еще и русское зарубежье, которое очень критично относилось к идее социализма вообще и беспокоилось о судьбе России и новой трактовке Русской идеи. Знаменитый философ Ильин, уникальная с моей точки зрения личность, видел основное содержание русской идеи в воспитании национального духовного характера в русском народе. По утверждению Ильина, без этого России не быть и для русского народа нет выбора. «Если он не вступит на этот путь, то вообще не сможет удержаться на исторической арене. Тогда он будет отвеян в пространство, как историческая мякина или затоптан другими народами, как глина». Сильно и страшно сказано. У русского народа чувство государственности повреждено многолетним тоталитаризмом: сначала татарским игом, потом крепостничеством, затем советским гнетом, и ему нужно восстановить свои государственные начала. Чтобы его не втоптали в глину.







– Что из рассказанного Вами актуально сегодня?

– С моей точки зрения, важные моменты русской идеи можно и нужно воспринять, наполнив их современным содержанием. Например, Русская идея в нашем Отечестве всегда была общенациональной. Русь создавалась не на этнических принципах, а на основе духовной, православной общности. Французы, китайцы – это мононации. А в России – 130 этносов. И к этому надо вернуться сейчас, чтобы успокоить Чечню и другие народы.

Второе – в русской идее всегда звучала гражданственность, служение всех сословий единой цели. Яркий пример – Минин и Пожарский. Возможно же было такое – объединились все, начиная от бедных, которые могли дать на освобождение Москвы копейку, заканчивая богатыми, которым под силу пожертвовать на спасение Отечества десятки пудов серебра. А как сейчас примирить олигарха и бомжа? Но ведь в 1612 году было то же самое, и Россия преодолела это! Это вопрос политической воли и политических технологий. Всесословный подход необходим.







– Какую национальную идею Вы готовы предложить современной России?

– Я тоже предложу триаду. Это просвещение, гражданственность и достоинство. Может быть, это покажется не слишком оригинальным, но сегодня это животрепещуще и будет понято и поддержано обществом. Что дает просвещение? Все подъемы народов начинались с просвещения. Возьмите французское просвещение – Дидро, Вольтер. А после – французская революция и новый мир. Возьмите Россию. Петр начал свои преобразования с просвещения, они обосновывались и поддерживались специальной культурной революцией, апогеем которой явилось создание Академии Наук. А, вступив в XX век безграмотной страной, опять же благодаря культурной революции, Россия первой оказалась в космосе. Да и само слово «просвещение» происходит от христианского «просветление», это просветление в душах, что абсолютно необходимо сегодняшней России. Даже говорить просто о грамотности есть смысл. Россия начинает катастрофически отставать в области образования. Теряется квалификация рабочих, падает культура, страна безнадежно отстала по многим показателям в области науки и высоких технологий. Ну, а как же в XXI информационном веке без науки? Это должно составлять важнейшую часть российской национальной идеи на современном этапе. Гитлер уничтожил немецкую науку, заставив ее служить целям войны и созданию атомной бомбы. Все, кто выступали против, были уничтожены. До сих пор Германия не может восстановить свою науку. Сегодняшние либеральные реформы не сопровождаются культурной революцией, такая задача даже не ставилась, поэтому они и буксуют.







– Хорошо. С просвещением понятно. А как же с другими компонентами Вашей триады?

– Гражданственность – ничего неожиданного в этом нет. Мы говорим о том, что строим гражданское общество, но до него еще далеко. Здесь надо вспомнить всесословное единство России, составляющую часть Русской идеи. Ведь гражданское общество не с Гайдара началось, а с Минина и Пожарского, когда граждане спасли Отечество. И еще, важная составляющая этого момента – восстановление доверия между властью и народом. А то у нас получилось: народ перевернул советскую власть, в которой разочаровался, а теперь начинает разочаровываться и в тех реформах, которые идут.

Последний компонент триады – достоинство. Мы говорим о великой державе, а достоинство на мировой арене потеряли. С Россией сейчас в мире мало считаются. Но есть вторая сторона – внутреннее, человеческое достоинство в стране. А о чем может идти речь, если на каждом шагу криминал, взяточничество и тому подобное, и рядовой российский человек чувствует себя в этой ситуации, мягко говоря, не совсем комфортно. Но вся беда в том, что, теряя свое достоинство, мы привыкаем к этому. И чем больше мы его теряем, тем меньше нас уважает западный мир. Я сужу об этом по своим многочисленным поездкам за рубеж. Когда в стране началась перестройка и демократические преобразования, к нам относились с большим уважением и пиететом. А сейчас отношение: и социализм вы неизвестно какой построили, и реформы провести не можете, страна в развале, криминал господствует, кругом коррупция.

У России много проблем. Здесь и геополитические, и экономические, и научно-образовательные, и нравственные, и гражданские задачи. И то, что я предлагаю, это, наверное, не панацея, но пусть кто-то предложит что-нибудь другое.







– А как Вы прокомментируете такое мнение, что невозможно содержание страны с тысячелетней историей выразить в трех словах?

– А больше слов и не нужно. Иначе придется читать проповеди. Все актуальные проблемы упакованы в эту триаду. Возьмите какую угодно область – экономику, политику, культуру – все здесь найдете. И потом, для национальной идеи нужно выбирать самое главное.







– Можете ли Вы привести примеры, когда существование национальной идеи давало реальный результат?

– Пожалуйста. Америка начала XX века. Страна прогибается под властью терроризма, бандитизма, коррупции и гибнет как таковая. Но приходит Вудро Вильсон и говорит, что поставит экономику на службу не олигархов, а народа. И ему поверили, его избрали президентом. И он осуществил эту идею, Америка выздоровела и понеслась сумасшедшими шагами вперед. Второй, более разительный пример. Во время Великой депрессии 1929-1932 годов в США президентом стал Франклин Делано Рузвельт. В свое первое утро на новом посту он сказал: «Или я буду хорошим президентом, или буду последним президентом». И он оказался хорошим президентом, сумел вывести Америку из, казалось бы, совершенно безнадежной ситуации. Новый курс Рузвельта – это и есть американская национальная идея на том этапе. Китайцы сейчас на каждом этапе своего развития выдвигают национальную идею и добиваются ее осуществления. Да сколько угодно примеров!







– А если кто-нибудь из политиков возьмет вашу триаду на вооружение? Или, может быть, Вы сами попробуете себя в политике?

– Сам не собираюсь. Каждому свое. Я не отношусь ни к какой политической партии и категорически не приемлю политики в науке. Я ученый. И если кому-то мои идеи интересны, пусть возьмет на вооружение. Я готов пойти значительно дальше и расшифровать свои суждения, может быть, даже в виде конкретных технологий и последовательности действий. Но дело ученого – вносить предложения, а дело политиков – использовать это или не использовать. Если у вас есть разум и ответственность перед страной и перед своей должностью, пожалуйста, пытайтесь и направляйте идеи в нужное русло. А если вас волнуют только выборы – обращайтесь к черному пиару или политтехнологиям, а не к ученым.







Елена Жолобова
Автор: ИА "Апельсин"

10-11-2005
Рейтинг:
 (голосов: 1)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Подведены итоги кинофестиваля в Марракеше
"Золотой звездой" - это гран-при форума - была отмечена лента "Радость" австрийского режиссера иранского происхождения Судабех Мортезаи

Клинт Иствуд стал наркокурьером
Режиссёр "Малышки на миллион" представил свою новую ленту о ветеране Второй мировой, работавшем на мексиканский наркокартель.

"Мудрость, воссозданная в золоте"
В Грузинском национальном музее в Тбилиси проходит выставка "Мудрость, воссозданная в золоте"... Жемчужина экспозиции - золотой кубок, датируемый вторым тысячелетием до нашей эры

Абдразаков открыл новый сезон "Ла Скала"
Российский оперный певец исполнил главную партию в опере Верди "Аттила"

Новый закон на Кубе: цензура или борьба за нравственность?
Представители культуры Острова свободы называют новый декрет фашистским

Объявлены номинанты на премию Гильдии актеров США
В ряды гильдии входят около 120 тысяч актеров, работающих в США. Премия SAG Award вручается с 1995 года. Ранее были названы номинанты на «Золотой глобус», а также лауреаты премии Национального совета ...

Пушкинский музей вернет картину Тициана владельцам
Музей имени Пушкина готовится вернуть полотно Тициана "Венера и Адонис" его владельцам, несмотря на желание купить картину и прежние договоренности, уже на следующей неделе произведение ...

Владимир Мединский хочет экранизировать Нюрнбергский процесс
Ведомство предлагает создать масштабную российскую киноленту о Нюрнбергском процессе в целях достоверного освещения события в отечественном кино, так как сейчас она исторически полностью ...

Оригинал дебютного альбома группы «Кино» выставили на аукцион
Аукционный дом «Литфонд» выставил на продажу оригинал-макет дебютного альбома группы «Кино» «45», сообщается на сайте организации. Стоимость лота начинается от 280 тысяч рублей. В описании указано, ...

Скотт Дерриксон поставит сиквел «Доктора Стрэнджа»
Скотт Дерриксон, соавтор и постановщик «Доктора Стрэнджа», заканчивает переговоры со студией Marvel относительно работы над продолжением. Бенедикт Камбербэтч вернется в сиквеле в роли главного мага ...

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru