Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Интервью » Александр Соболев: Каждый вуз должен заработать себе рейтинг
Календарь
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Александр Соболев: Каждый вуз должен заработать себе рейтинг


Научная и образовательная элиты Уральского региона продолжают бить тревогу по поводу сокращения мест на гуманитарных факультетах российских вузов. На Урале активно обсуждаются нововведения в сфере высшего образования, а инициативы Российского Правительства подвергаются жесткой критике, причем как со стороны специалистов в области гуманитарного образования, так и сотрудников технических вузов.

Как главный технический вуз Урала затронули гуманитарные новшества 2005 года, зачем государственным вузам нужно иметь собственный рейтинг и что отличает студента-гуманитария от студента технической специальности «Апельсину» рассказывает проректор по учебной работе УГТУ-УПИ Александр Соболев.








– Александр Борисович, нынешние вступительные экзамены проходили в условиях существенного сокращения количества мест на гуманитарных факультетах. Как вы можете это прокомментировать: во благо нашему государству и обществу это нововведение или все же нет?

– Однозначные оценки давать пока крайне сложно. Ясно, что все это – очередная резкая политическая идея нашего государства. Все происходящее у образовательных элит, мягко говоря, сейчас вызывает вопросы. Однако считаю важным отметить, что сокращение приема на ряд специальностей, которое активно продолжается, затрагивает не только гуманитарные, но и многие обслуживающие сферы: скажем, сервис и туризм, в том же числе и группы специальностей, которые связаны с информационными технологиями. И на самом деле нам, ученым, преподавателям, профессорам все это кажется немного странным…







– Я вас правильно понял: УГТУ-УПИ тоже пострадал?

– Вот именно. Только говорить нужно все-таки о том, что процесс затрагивает не столько места на специальности как таковые, скорее сокращаются образовательные программы ряда специализаций. Речь не идет о снижении числа бюджетных мест в целом для всего университета, а о сокращении конкретной образовательной программы по тем или иным специальностям в зависимости от рейтинга вуза или отдельного факультета.







– Выходит, чем ниже рейтинг специальности в вузе, тем большее сокращение ее настигает?

– Совершенно верно. Но наш вуз это затронуло меньше всего. Если в целом по России сокращение составляет 10 процентов, у нас эта цифра – всего около 1 процента, то есть в принципе мы его не заметили. Все в порядке нормы. Но если смотреть в суть проблемы, то налицо дестабилизация бюджетного приема прошлого года. Ни в коем случае нельзя расслабляться и думать, будто для УПИ все прошло так безболезненно из-за нашей принадлежности к когорте технических вузов. Даже этот один процент для нас довольно чувствителен, поскольку ежегодно мы вводим около девяти новых образовательных направлений и специализаций. Фактически два-три последних года, открывая новые специальности и направления подготовки, мы на что-то надеемся, однако многие из них просто не успевают стать популярными у абитуриентов.







– Не получится ли, что спустя небольшое время гуманитарии по факту перестанут быть востребованными?

– На самом деле сегодня необходимо лишь внимательно изучать потребности рынка труда, в особенности регионального, поскольку такие крупные вузы, как УрГУ или УПИ, носят системообразующий и регионообразующий характер. Именно структура современного рынка труда и его потребности должны являться первостепенными факторами в определении рейтинга специальностей и качества подготовки специалистов на конкретном факультете. Сейчас мы нечто подобное наблюдаем в рамках регионального и даже государственного заказа. Другое дело, что образование, увы, далеко не всегда оперативно откликается на потребности рынка труда. Что-то подобное мы наблюдали в Советском Союзе, когда сначала появлялись научно-технические наработки, скажем, в той же кибернетике или информационных технологиях, а только потом специалисты, и в последнюю очередь появлялся сам рынок услуги или товара. Поэтому вузы сегодня сталкиваются с инерционностью высшего образования. Эта схема достаточно консервативна и опирается на государственные образовательные стандарты, а сейчас необходимо реализовывать опережающими темпами те образовательные программы, которые будут востребованы в дальнейшем. Нужно чувствовать, что потребует от нас будущее.







– На фоне всех перипетий в сфере высшего образования нельзя обойти вопрос возобновления госзаказа, о чем довольно активно вновь начали говорить. Это понятие в УГТУ-УПИ сегодня имеет вес?

– Ровно тот же, что и во всех остальных вузах. Правда, называется это сегодня «контрольные цифры приема» или иначе план бюджетного приема, который ежегодно каждый вуз получает «сверху». На мой взгляд, это и есть государственный заказ. Скажем, есть в вузе специальность, государство знает о том, что данная специальность этого вуза востребована рынком. Спуская госзаказ, чиновники тем самым заключают с нами – администрацией вузов – негласный и неформальный договор о «бесплатной» подготовке тех или иных специалистов.







– То есть справедливо уравнение «государственный заказ = бюджетное образование»?

– Да. Госзаказ – это число бюджетных мест, которое выдается каждому конкретному вузу. Также это перечень образовательных программ, присланных в администрацию высшего учебного заведения свыше. Государство, хочется верить, видит недостаток тех или иных специалистов на рынке труда и таким образом предлагает восполнить его.







– Но должно ли государство в нынешних условиях, так или иначе регламентировать подготовку специалистов и каким-либо образом контролировать, скажем так, равновесие в получаемых молодежью специальностях: этих – хватит, а вот тех – мало?

– Должно, но как это сделать наиболее правильно и точно? Все здесь зависит от того, какой именно регулятор используется. На мой взгляд, сегодня необходимо срочно разрабатывать и принимать законодательную базу, причем как на федеральном, так и на региональном уровнях. Но это крайне сложно, хотя в дальнейшем появление этой базы способно закономерно инициировать некую систему научных исследований, более точных прогнозов на будущее и оценки структуры рынка труда. Здесь требуется не просто чье-то «мудрое» решение что-то закрыть или сократить или напротив открыть. Учет рейтинга университета – вот необходимое условие, вполне достаточное для решения этой проблемы. А рейтинг вуза напрямую связан с количеством в вузе «платных» специальностей и с целым рядом других факторов.







– Сегодня платное образование приобретает шквальную форму, причем абитуриенты уже не рассматривают его как альтернативу бюджетному. Необходима ли сегодня плата за высшее образование с практической точки зрения?

– Сегодня даже сама структура платного образования является многоканальной. Насколько я понимаю, платное образование сейчас – это сфера, связанная с учреждениями, которые выдают кредиты на образование, чем, кстати, абитуриенты активно пользуются. Есть вузы, где гарантом возврата образовательного кредита выступают и частные, и государственные организации, и сейчас все мы наблюдаем, как в нашей стране разворачивается эксперимент по введению единого государственного экзамена. По сути, это тоже опосредованное участие государства в подготовке специалистов. Выстроилась тройственная система: или государство заказывает себе специалистов и платит за них, или же за конкретных студентов возмещают затраты на образование предприятия и холдинги, или – это самая низшая система – абитуриент сам платит за себя. И задача каждого высшего учебного заведения – иметь в своем «внутрикорпоративном портфеле» достаточно широкий спектр образовательных программ, который позволит абитуриентам выбирать. Однако пускать все на самотек тоже нельзя. Уверен, что в стране сегодня нужно выстраивать некую единую систему платного образования и не ждать, что все образуется само.







– Платное образование идет сегодня во благо высшей школе и, значит, государству, или все-таки от него больше вреда?

– На самом деле нужно понимать простую вещь: внебюджетная образовательная деятельность вуза является единственным реальным источником пополнения материальной базы: обеспечения литературой, внедрения инновационных проектов и так далее. Поэтому вполне понятно, что платное образование однозначно является важным составляющим сегодняшней деятельности вузов и идет во благо, но во благо не вузам как таковым, а тем же самым студентам, которые в этих учебных заведениях получают знания, причем как за собственные деньги, так и за средства, выделяемые из бюджета.







– Кстати, а сколько, по вашим данным, стоит сегодня качественно подготовить специалиста в высшей школе?

– Понятно, что цифры будут достаточно усредненные и могут варьироваться в зависимости от целого пакета факторов. Но принято считать, что в вузах, которые входят в список из порядка 600 государственных высших учебных заведений Российской Федерации, эта сумма составляет около 800 долларов в семестр. Но еще раз повторюсь, что расценки зависят от конкретных образовательных программ, от материально-технической и научной баз, от статуса и рейтинга самого вуза.







– Эта сумма полностью покрывает расходы или даже перекрывает?

– Она не только не перекрывает, но даже и не покрывает! Достаточно большая часть расходов на подготовку одного специалиста как раз закрывается из внебюджетной деятельности. Если бы не она, сложно сказать, что бы тогда было и как бы мы выживали. Предупреждая ваш дальнейший вопрос, скажу: эти средства идут на весь тот спектр затрат, от которых зависит нормальная, качественная образовательная деятельность. А это социальные проекты для студентов, комплектование базы современных учебников и научных пособий, создание и разработка информационных порталов, постоянный контроль за их функционированием, создание компьютерных программ, которые требуются современному студенту для обучения. А еще это повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, заработная плата педагогам, содержание зданий, вплоть до противопожарной безопасности и, извините за подробности, коммунальные услуги, обновление лабораторий. Нужно понимать, что любой вуз – это организм, которому требуется питание, чтобы нормально функционировать и развиваться, готовить высококлассных специалистов во множестве самых различных сфер жизни.







– Александр Борисович, расскажите, кто он – современный студент легендарного Уральского Политеха?

– Главное то, что студент УГТУ-УПИ – это воспитанник уникальной научной школы вуза, которая создавалась не за год и даже не за пять лет, это хранитель традиций и востребованный промышленными предприятиями Среднего Урала и всей России человек, это высокий профессионал. Кстати, это не столько мое мнение, сколько взвешенная позиция потенциальных работодателей, с которыми наш вуз тесно сотрудничает на протяжении многих лет. Отзывы о работе наших выпускников, пожалуй, наша визитная карточка, наше лицо.

Кроме того, наш студент – это человек культурный и образованный, творческий, инициативный и ответственный.







– Такое ощущение, что вы говорите о студенте-гуманитарии…

– Я бы не стал особо разделять гуманитария и студента, который обучается в техническом вузе. В то же время не стоит забывать о том, что у наших студентов априори значительные конкурентные преимущества, в первую очередь за счет их профессиональных технических навыков, полученных на ведущих уральских предприятиях. Я допускаю, что студенты гуманитарных специальностей всех остальных вузов Екатеринбурга и области такие же творческие, культурные и не менее инициативные ребята, однако жизнь всегда диктует свои условия, и наши студенты, понимающие это, самостоятельно развиваются как личности, и уж точно не ржавеют.







– Мне кажется, или из ваших слов следует, что в XXI веке грани между гуманитарием и технарем смываются?

– Я не выделяю гуманитарную составляющую как часть воспитания личности. Но, с другой стороны, гуманитарная сфера позволяет человеку быть более заметным, поэтому во многих технических вузах с недавних пор стали появляться гуманитарные факультеты самого разного профиля. Если они востребованы обществом, нужно дать возможность обществу иметь доступ к тому, чего оно хочет.







Максим Гусев.
Автор: ИА "Апельсин"

08-08-2005
Рейтинг:
 (голосов: 1)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Во Франции открылся Каннский мини-фестиваль
Несмотря на продолжающуюся пандемию коронавируса, из-за которой в этом году был отменен ряд престижных кинофорумов, Каннский фестиваль все же открылся во Франции. Правда, проходит он в сокращенном ...

Театр по видеоконференции
В условиях карантинных ограничений театральные студии разрабатывают высокотехнологичные решения для работы. В Университете Ковентри проводят совместные с Тамперским Университетом занятия, создав ...

Цыганская исполнительница стала лауреатом WOMEX-2020
Венгерская столица стала в этом году местом проведения международного музыкального конкурса WOMEX. В Будапешт съехались 260 исполнителей из 90 стран, представляющие самые разные стили от направления. ...

В Эль-Гуне стартовал международный кинофестиваль
Более 60 фильмов смогут увидеть участники кинофорума, проходящего на побережье Красного моря

Дизайн в чрезвычайной ситуации
Что нужно современному человеку, чтобы пережить стихийное бедствие или другую непредвиденную катастрофу? Такой вопрос задали организаторы участникам британского конкурса "Дизайн года" ...

Появились фотографии новой брони Нильфгаарда из «Ведьмака» Netflix
Точная дата премьеры нового сезона пока не сообщалась. В сети появились новые фотографии со съёмок второго сезона «Ведьмака» Netflix На них фанатам показали новую броню Нильфгаарда.

В сети появился трейлер байопика Дэвида Боуи «Stardust»
В сети появился трейлер байопика Дэвида Боуи под названием «Stardust» («Дэвид Боуи: История человека со звезд»). Видео появилось на ютьюб-канале кинокомпании IFC Films.

Показ исторического сериала «Тобол» стартовал на Первом канале
В съемках сериала участвовали такие артисты как: Екатерина Гусева, Андрей Бурковский, Дмитрий Дюжев, Евгений Дятлов, Дмитрий Назаров.

Netflix выпустит сериал по мотивам серии видеоигр Assassin’s Creed
Пока неизвестно какую именно историю расскажет картина. Стриминговый видеосервис Netflix выпустит сериал по мотивам видеоигры Assassin’s Creed, пишет «rg.ru». Как стало известно, пилотный тизер ...

«Союзмультфильм» создал новые образы зайца и волка из «Ну, погоди»
О создании ремейка сообщили еще весной 2020 г. Теперь «Союзмультфильм» показал, как будут выглядеть главные герои. Новый заяц смотрится старше, чем его прототип из советской классики – с модной ...

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru