Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » Интервью » Анатолий Марчевский: Я стал любимым клоуном внучки Никулина
Календарь
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

Анатолий Марчевский: Я стал любимым клоуном внучки Никулина


За всю историю российского цирка таких, как они – клоунов-директоров – было всего двое. Один руководил Московским цирком на Цветном бульваре, который теперь носит его имя, другой и поныне – директор Екатеринбургского цирка. О великом Юрии Никулине с Анатолием Марчевским мы разговорились случайно. На днях он вернулся из столицы, где на арене легендарного цирка с успехом прошло его шоу «Салют Победы». После столь грандиозных гастролей Марчевский получил приглашение от сына великого клоуна Максима Никулина поставить представление в честь 85-летия Мастера. Не удивительно, что имя Никулина в нашей беседе стало центральным.







– Когда и при каких обстоятельствах Вы впервые встретились с Никулиным?

– Это долгая история. Познакомились мы в 1980 году в Киеве. Я тогда снимался в фильме «Клоун», а у него были в этом городе гастроли. Все билеты на его представления, как и всегда в те времена, продали за несколько месяцев до начала гастролей. И тут в самый разгар выступлений Юрию Владимировичу пришлось срочно выехать на три дня в Москву для получения какой-то награды. Меня позвал директор Киевского цирка: «Толя, выручай. Отменить спектакли не можем, билеты все проданы, а Никулин уезжает всего на три дня. Сам понимаешь». Я отвечаю: «Ну ладно, если бы в программе заменить. Но ведь тут – весь вечер на манеже! Люди специально покупали билеты на Никулина!». Но пришлось согласиться. Другого выхода все равно не было.







– И какой была реакция зала?

– Я эти спектакли никогда не забуду. Вышел к зрителю, как враг народа. Одна реприза – тишина, вторая – тишина. Будто я виноват в чем-то. Первое отделение закончилось в жутком напряжении. Во втором стало уже легче. Я заканчивал выступление своим коронным номером на одноколесном велосипеде, и тогда уже все встало на свои места. Оттаяли. Только было начало, словно вопреки всем: хотели сладкое, а дали кислое. Артисту тяжело в такой ситуации завоевывать зрителя. Не потому, что он плохой, а потому что не на него пришли. Три дня я за Никулина отработал, а потом мы встретились, и он сказал: «Спасибо, мальчик, что выручил». По тем временам Никулин и я были, как слон и Моська, никакого сравнения. Ну, выручил – и спасибо, и до свидания. Можно даже и спасибо не говорить. Но он всегда помнил, что когда-то я работал за него. Уже после были и наши встречи, и совместные какие-то задумки. Он стал директором цирка на Цветном бульваре. Пригласил меня в последнюю программу.







– Что значит в последнюю? Цирк Никулина до сих пор стоит на Цветном бульваре и успешно работает.

– В конце 80-х старое здание цирка на Цветном бульваре снесли и построили новое. Тогда я еще не был директором Екатеринбургского цирка, а работал клоуном. Никулин мне позвонил: «Привет, мальчик, как дела? Долго рассказывать не буду. У нас тут последняя программа в старом здании. Я бы хотел, чтобы ты приехал и поработал». Программа называлась «Любовь, комсомол и весна», и для нее требовался интеллигентный клоун. Во всем Советском Союзе таким был я один – этакий современный, даже грим не использовал особо. Конечно, смешные клоуны имелись, но они все выглядели грубоватыми, а тема была сентиментальная, лирическая. Мне отдали ту самую гримерную, где в свое время переодевались все великие клоуны – Лазаренко, Дуров, Карандаш, Попов. Последним был я.







– Никулин больше Вас не приглашал?

– Я сам напросился. Поставил на Цветном бульваре сказку «Золушка», где сам мачеху сыграл. Помню, заходит Юрий Владимирович ко мне в гримерку после спектакля: «Слышь, мальчик, я тебе завидую. Ты стал любимым клоуном моей любимой внучки. А я за всю свою жизнь так и не сумел». Все представления «Золушки», сколько мы их показывали, раз тридцать, наверное, все – от первого до последнего, она просидела в ложе рядом с дедушкой. И призналась ему: «Мой любимый клоун – дядя Толя».







– Екатеринбург был единственным городом, который Юрий Никулин посетил после выхода на пенсию?

– Да. Это было в середине 90-х, точно не помню, у меня плохая память на даты. Когда я пригласил его в Екатеринбург, он год ехал сюда. Соберется, я растрезвоню везде, в Администрации города, у губернатора. Все в полной боевой готовности… Он звонит: «Я что-то плохо себя чувствую, мальчик. Давай попозже, через месяц – два». Через месяц заявляет: «Всё, еду!», я опять всем сообщу, а он: «Нет, знаешь, здесь что-то столько проблем навалилось…». И так почти год. Я потом уже и не стал никому объявлять о его приезде. Да и боялся уже, все-таки возраст, мало ли что случится. Летом звонок: «Все, мальчик, еду. Давно обещал. Теперь уж точно». Я ему: «Юрий Владимирович, Вам выйти всего на десять минут, сказать «здрасьте», два-три анекдота, а все остальное – цирковая программа. Просто город ждет». Он: «Ладно, мальчик, ладно». Пока самолет не приземлился, я никому слова не сказал. Рейс объявили, мы вышли на летное поле. Трап подъезжает, а на нем весь наш цирковой оркестр стоит и играет «Песенку про зайцев». Конечно, весь аэропорт высыпал, в город летели на всех парусах с мигалкой и в сопровождении ГАИ. Приехали в гостиницу, а там уже вся пресса встречает. И объявлять о его приезде не надо было, сами все узнали.

Вечером была программа. Мы договорились сделать так: сначала Никулин расскажет немного о себе, ответит на парочку вопросов из зала, а затем начнется цирковое представление. Но он вышел на арену, положил рядом с собой стопку своих книжек «Почти серьезно» и объявил: «Кто расскажет анекдот, который не знает Никулин, тому книга с автографом». В итоге он простоял так полтора часа. Я ему уже знаки стал делать: «Юрий Владимирович, Вам же тяжело!». А он только отмахивается: «Да нет, все нормально!». Глаза у него блестят, сам весь сияет. И я понимаю, что цирковая программа накрывается, отведенные по регламенту полтора часа проходят. Стою и артистов отсылаю одного за другим: «Твоего номера не будет… Ты свободен… Твой выход отменяется… Ты сегодня тоже уже не выступаешь…».







– Так все-таки, хоть одна книга кому-нибудь досталась?

– Зал по-настоящему завелся. Но кто ни пытался, Никулина «переплюнуть» никак не удавалось. Он все анекдоты знал. Потрясающая была память. Но один «крепкий орешек» ему все-таки попался. Я запомнил этот анекдот. Начало там было такое: возле трамвайных путей стоит пьяный мужик и целует каждый проезжающий мимо трамвай. Никулин придумал один финал. Нет. Второй. Тоже нет. Третий, четвертый – все не то. А концовка была такой: мужик трамваи все целует и целует. Подходит милиционер: «Гражданин, вы что здесь делаете?» – «Трамваи целую». – «А зачем?» – «Да вчера один из них тещу задавил, а я номера не знаю». Никулин книгу этому зрителю лично вручил. Правда, остальные сборники тоже раздал. Просто так.

Зрители тоже кто что дарили. Наша фабрика «Сладко», тогда еще «Конфи», вручила Никулину огромный шоколадный торт с его портретом на верхушке. А он говорит: «Нет, мои внуки не будут это есть. Они любят дедушку. Если бы вы Олега Попова тут изобразили, они бы съели этот торт за один день». Импровизировал он моментально.







– Тяжело ему далось – весь вечер на арене?

– Не то слово. Все-таки возраст. После представления он вышел, сел в кресло и так выдохнул, будто сдулся. Устал. А потом был прием в ресторане. Тогда рестораны наперебой зазывали к себе, готовы были на любое количество человек накрыть стол бесплатно, лишь бы Никулин заглянул. Мы устраивали банкет в ресторане «Харбин», теперь его уже не существует. Вот он сидит в кресле в цирке после представления, я к нему: «Юрий Владимирович, боссы ждут». «Не могу», – говорит. Я его давай уговаривать: «Ну, на две минуты, просто зайти, поздороваться, пару слов сказать и потом уже можно в гостиницу», а сам понимаю, что мне хочется, а ему-то нет. Минут через сорок он отдышался: «Ладно, мальчик, на пять минут зайду». Но пришел, и опять начались анекдоты, анекдоты…







– А почему он называл Вас мальчиком?

– Вероятно, это была его любимая присказка. Он всех, кто был моложе его, мальчиками называл.







– Может быть, у него была плохая память на имена?

– Нет, память у него была отличная. Никто, наверное, не знает столько анекдотов, сколько он. Это был человек, который ничего не забывал. Если что-то обещал, обязательно делал. О таких, как он, со временем начинают говорить: великие, святые. Он жил для людей, каждую секунду использовал для того, чтобы кому-то чем-то помочь. Постоянно сидел на телефонах. Звонит: «Здравствуйте, это четвертая аптека? А это Никулин. Тут у одного моего артиста мама болеет. А у вас такое лекарство есть? Для меня. Спасибо». Другой звонок: «Это деревня Пупкино? Председатель колхоза? А это Никулин. Да, тот самый. Да у вас вот мой артист живет и мама его, вы бы помогли им с дровами. Поможете? Спасибо большое». Практически с любой проблемой, с которой человек к нему приходил, справлялся. Не отказывал никому. Потому что знал, что главное для циркового артиста – продемонстрировать свое мастерство и доставить удовольствие зрителю. Но он может сделать это с полной отдачей только тогда, когда у него будет меньше житейских проблем. Циркач же всю жизнь в разъездах, и как он может помочь родителям, когда сам находится за тысячу километров от родного дома и бывает там только изредка в отпуске. Да для него директор – это единственная соломинка, за которую он может ухватиться.







– Никулин был для Вас примером?

– Когда в 1994 году меня назначили директором Екатеринбургского цирка, он позвонил: «Мальчик, не волнуйся. Я клоун. Ты клоун. Нас теперь много, я уже не один. А вообще я хочу сказать, что лучше клоун-директор, чем директор-клоун». Эта фраза после стала крылатой.







Елена Жолобова.
Автор: ИА "Апельсин"

30-06-2005
Рейтинг:
 (голосов: 2)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Прощай, оружие!
В Версале отметили окончание Первой мировой "концертом мира".

Фотожурналист Эмили Гартуэйт о частных историях и контрастах большого города
Фотожурналист Эмили Гартуэйт в нашем очередном фотообзоре "Европейский объектив".

Туризм нашего времени: ставка на этику и экологию
Международная туристическая выставка в Лондоне выявила новые тенденции в бизнесе, до сих пор считавшимся чисто потребительским.

Фирменный лобок Микеланджело
Ученые нашли доказательства принадлежности двух бронзовых статуй мужчин на пантерах авторству известного итальянского художника эпохи Возрождения

59 кинофестиваль в Салониках: лучшим режиссером стал ... фотограф
Ежегодный кинослет в Греции ставит целью снять границы между жанрами искусства.

Disney представил трейлер фильма про летающего слоненка «Дамбо»
Киностудия Walt Disney представила второй трейлер полнометражного фильма про летающего слоненка «Дамбо».

Вдова музыканта Летова отреагировала на слова Мединского о маргиналах
Вдова экс-лидера музыкальной группы «Гражданская оборона» Егора Летова, Наталья Чумакова, ответила на реплику главы Минкульта Владимира Мединского о «маргиналах».

Путин примет участие в открытии Культурного форума в Петербурге
Президент России Владимир Путин 16 ноября примет участие в открытии VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, которое пройдет на Новой сцене Мариинского театра, сообщила ...

Художник решил уничтожить купленную картину Бэнкси
Американский художник Рон Инглиш пообещал уничтожить картину известного британца Бэнкси.

Более 52 млн человек посмотрели российские фильмы в кино за этот год
"За 10 месяцев 2018 года число зрителей составило 52,3 млн человек, а кассовые сборы российского кино достигли 12,5 млрд рублей", – сказал Мединский в рамках VII Санкт-Петербургского ...

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru