Сделать стартовой Добавить в избранное Контакты Обратная связь RSS-лента новостей
apelcin.ru » » «Звезды никогда не сходят со своих орбит…»
Календарь
«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив
Апрель 2015 (359)
Март 2015 (365)
Февраль 2015 (289)
Январь 2015 (199)
Декабрь 2014 (289)
Ноябрь 2014 (242)
Популярное

«Звезды никогда не сходят со своих орбит…»

На пустой еще сцене театра в теплом желтом свете софитов стоят семь деревянных столов со швейными машинками советского образца на них. Рядом счеты, чемоданы, состарившиеся стулья. На выкрашенных в черный цвет стенах висят поблекшие фотографии. Все это да керосиновые фонари составляет оформление нового в репертуаре «Коляда-театра» спектакля по пьесе румынского драматурга Михаила Себастьяну «Безымянная звезда». Предельно просто, предельно выразительно. «Апельсин» стал одним из первых зрителей постановки.

Все начинается с «веселого такого бедлама» – визитной карточки спектаклей Коляды. Это напоминает старые советские фильмы – в них непременно включались сцены с поющими и улыбающимися людьми – якобы счастливым рабочим классом. В «Безымянной звезде» это сотрудники железнодорожной станции, несколько школьниц в той самой коричневой форме и белых фартуках, их учителя, да владелица универсального магазина. Они поют, приплясывают, синхронно что-то шьют, щелкают костяшками счетов. Все узнаваемо до боли даже тем, кто Советский Союз уже не застал. Этим приемом Коляда определяет временные границы действия – где-то между 30-ми и 50-ми годами XX века. Географически сюжет разворачивается не у нас – в Румынии, но это не так уж и важно. Впрочем, с развитием действия станет почти не значимой и эпоха, в которую и о которой писал Себастьяну: «Безымянная звезда» – пьеса о человеческой жизни вообще. Клоунада, с которой начинается постановка, в финале сменится драмой, сыгранной актерами театра так правдиво, что сердце зрителя защемит от экзистенциальной тоски.

История начинается и заканчивается менее чем за сутки в провинциальном городке, неважно каком, но «с гимназией и железнодорожной станцией» – двумя объектами, внутри и вокруг которых кипит жизнь. Вокзал притягивает к себе всех жителей без исключения: от школьных учителей до их воспитанниц, которым под страхом отчисления из гимназии запрещено ходить на станцию, но их все равно туда безудержно тянет. Вокзал – единственное место, которое напоминает этим людям, что есть где-то другая, качественно иная жизнь. Пролетающие мимо поезда будут будоражить обитателей города постоянно – все равно, что море для человека, который видел его однажды, но больше к нему не вернется; все равно, что небо для того, кто никогда не сможет дотянуться до звезд.

Этот провинциальный город живет по инерции и как бы вне времени: часы давно стоят, и их стрелки начальник вокзала переводит вручную. Здесь почти ничего не происходит и, страдая от невыносимой скуки и скудного быта, каждый из горожан лелеет свое индивидуальное чудачество. Собственно, на основе таких «заскоков» и специфических деталей и строится в спектакле характер каждого героя.

Мадемуазель Куку, преподаватель физики, одержима слежкой за своими коллегами и «безнравственными» ученицами, любое действие которых может быть расценено ею как аморальное и вынесено на обсуждение учительского совета. Ее юные подопечные погружены в мечты о том мире, который они мельком видят в окнах проносящихся мимо поездов, и тайком бегают на станцию. Удря, учитель музыки, написал «симфонию в четырех частях» и теперь собирает подписи за покупку английского рожка, без которого исполнение этого произведения не мыслит. Наконец, учитель-астроном Марин Мирою. Он занимается наукой в своей квартирке, полагает, что открыл новую звезду и покупает старинные справочники по цене, превышающей его месячное жалование в несколько раз. «Неслыханно, чтобы учитель тратил деньги на книги, книги – это порок», – заключает общественность и вешает на него ярлык сумасшедшего.

В этой глухой провинции все так бы и шло своим чередом, если бы однажды дизель-электропоезд не остановился, и из него не вышла бы красивая женщина. Появление пришельца из другого мира, как и во множестве других пьес, станет толчком для сюжетного сдвига. Мирою предложит незнакомке свое скромное жилище для ночлега, а в результате откроет ей, избалованной светской львице, простую красоту окружающего мира – звезды, полевые цветы, воду из колодца. И влюбится в нее сам – казалось бы, взаимно. Но «звезды никогда не сходят со своих орбит», по такому же закону существуют люди. После внезапного, но краткого озарения любовью, эти двое, а вместе с ними и два их радикально противоположных мира, вернутся к той точке, в которой и находились. Она играет в казино в роскошных отелях, он изучает звезды в захолустном городке.

Не возникает никакого вопроса о том, почему Николай Коляда выбрал именно эту пьесу для постановки в своем театре. В ней, как в слоеном пироге, заложено столько смыслов, что выискивать их можно долгое время после просмотра. Эта пьеса – и о любви с ее очищающим действием, и о судьбе с ее неотвратимостью, и о некой универсальной схеме, по которой развивается жизнь, о времени, о красоте, о мечтах, о смысле существования. Словом, обо всем том извечном и о тех вопросах, размышления о которых делают человека человеком. О самом что ни на есть «нашем сегодня», которое всегда оказывалось в фокусе «Коляда-театра». В тексте «Безымянной звезды», кстати, можно найти много параллелей с пьесами самого Коляды – есть здесь и «бытовая чернуха», и «веселый дурдом», и скука, и герои-чудики, и похожие сюжетные перипетии. Однако «Безымянную звезду» режиссер-драматург-актер поставил как-то неожиданно традиционно. Все здесь четко, просто, без излишеств, и благодаря этому зритель сосредотачивается на самом действии и на игре актеров – Василины Маковцевой и москвича Олега Билика, а также Любови Кошелевой, Сергея Федорова, Тамары Зиминой, Сергея Ровина, Сергея Колесова и других. Играет каждый из них безукоризненно: характеры созданы объемными, фактурными и прожиты актерами так, что в реальности их не усомниться. Веришь им безоговорочно, следуешь за героями через все действие, мысленно дорисовывая в пространстве пейзажи провинциального румынского города. У Коляды в спектакле даже предметы живые – чего только стоят керосиновые фонари, полноправные участники действия, и дым, выползающий змеей и все обволакивающий. Здесь, кажется, даже стены актерам играть помогают.

Достаточно неоднозначен в спектакле финал: после драматического объяснения главных героев, практически повторяя первые сцены, появляются усатые мальчики-гимназистки в фартучках и чепчиках – их образы не могут не вызвать невольный смех даже в такой момент. В итоге глубина момента отчасти теряется. С другой стороны, Коляда балансирует на грани между карнавальным и трагическим, оставляя своему зрителю возможность выбирать между эмоциями – плакать ему или смеяться.

Лейтмотивом спектакля звучит песня «Ба мир бисту шейн», написанная в 1932 году американским еврейским композитором Шолом Секунда для мюзикла. Сквозь смесь английского, немецкого и идиша слышится вполне русская фраза «…мир без души». Человеческая душа и драма ее развития – не это ли главный из тех слоев, которые заложены в пьесе Михаила Себастьяну, не это ли волнует самого Коляду как драматурга?..
Автор: ИА "Апельсин"

13-11-2008
Рейтинг:
 (голосов: 1)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Авторизация
Реклама

Другие новости

Сатира против вируса
Несмотря на отсрочку из-за санитарных условий в Португалии состоялся ежегодный конкурс карикатуристов World Press Сartoon.

Скончалась Жюльетт Греко
Звезда послевоенной Франции, певица и актриса Жюльетт Греко, скончалась в среду в возрасте 93 лет, говорится в заявлении семьи. Причины смерти не называются.

Виртуозы съехались в Цинандали
В грузинском Цинандали открылся фестиваль классической музыки.

Прощай, артист!
В Париже скончался знаменитый актер Майкл Лонсдейл, который прославился своими работами у Трюффо, Лотнера и Циннемана.

«Моя Россия полюбит меня»
В итальянском городе Ровиго открылась выставка, посвященная русским образам в живописи Марка Шагала.

Disney перенесла премьеру фильма «Черная вдова» на 2021 год
В связи с чем компания вновь перенесла премьеру картины, не сообщается. В фильме Наташу Романофф сыграет Скарлетт Йоханссон. Режиссером картины является Кейт Шортланд.

«Наследники» завоевали премию «Эмми» как лучший драматический сериал
Сатирический сериал стал лучшим драматическим сериалом, сообщает ToDay News Ufa.

Рок-группа «Кино» перенесла концерты на 2021 год
Рок-группа "Кино" перенесла свои концерты в Москве, Санкт-Петербурге, Минске и Риге на февраль-июнь 2021 года из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Об этом музыканты ...

«Роскосмос» собирается снять первый художественный фильм в космосе
Госкорпорация "Роскосмос" совместно с Первым каналом и студией Yellow, Black and White впервые в истории снимет художественный фильм в космосе. Об этом сообщила пресс-служба ...

Максим Фадеев пообещал отменить ЕГЭ в случае избрания президентом
Музыкальный продюсер Максим Фадеев предположил, что если бы стал президентом, то в первый же день отменил бы ЕГЭ. Такое заявление он сделал в ходе обсуждения темы образования в стране в интервью ...

   
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-47478 от 25.11.2011.
С возможностью размещения рекламы на сайте можно ознакомиться здесь.
При копировании материалов сайта обязательно используйте активную ссылку.
© Информационное Агентство "Апельсин", (343)380-23-27, apin@apin.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru