Древнерусская НЕтоска
С 22 февраля в российских кинотеатрах начнут крутить новый отечественный блокбастер «Князь Владимир». Если учесть, что это самый дорогой анимационный проект в постсоветской России, а все персонажи и фоны пять лет вручную рисовались 120 художниками, то мы вправе ожидать если уж не шедевр, то, по крайней мере, нечто примечательное.
Отрадно, что российские аниматоры наконец-то перестали штамповать дешевые аналоги популярных западных мультфильмов, добавляя для отличия лишь несколько мазков «русского» колорита, как это произошло с «Алешей Поповичем», по сути скалькированным с «Ледникового периода» и «Шрека». Любопытно, что вслед за государственными мужами, откопавшими в глубине веков новый национальный праздник, создатели детских мультфильмов стали обращаться не к комиксам, а к российской истории. В основу сюжета нового анимационного проекта легла эпоха дохристианской Руси и правление Великого князя Владимира, прозванного Красным Солнышком за то, что объединил славянские племена под единым началом и обратил Русь в христианство. Знаковые процессы того времени – борьба за власть, придворные интриги, война с печенегами, сближение с Византией – изложены в захватывающей приключенческой форме. Самая большая радость заключается в том, что впервые в анимационной индустрии современной России на детях решили не экономить (бюджет «Князя Владимира» составил порядка 5 миллионов долларов).
Анимация в фильме выполнена в классическом рисованном стиле. В некоторых персонажах, правда, можно углядеть признаки «диснеевщины», но в целом картина выгодно отличается от плакатного упрощенного стиля все того же «Алеши Поповича». Для создания дополнительного объема и перспективы в отдельных сценах со сложными визуальными эффектами применялась трехмерная графика.
Историческую достоверность фильма помогали создавать ученые. Так, аниматоров консультировал академик Валентин Янин, на протяжении многих лет руководивший археологической экспедицией в Великом Новгороде и изучивший множество берестяных грамот IX и Х веков. Советы академика помогли художникам с предельной точностью воспроизвести постройки, костюмы, оружие той эпохи. Впрочем, кропотливая эта работа при просмотре в глаза не бросается, и все те нюансы, которых добивались создатели, заметят разве что специалисты. Однако известен случай, когда учитель истории тбилисской школы № 37 Яков Костава отправлял учеников на фильм «300 спартанцев», и тот, кто находил в картине больше всего несоответствий реалиям той эпохи, получал заслуженную пятерку по истории Древней Греции. Думаю, «Князь Владимир» также станет отличным способом проверки знаний учеников по истории государства Российского.
По традиции, к озвучиванию мультфильма привлекли самых популярных актеров. Перед просмотром немало смущало, например, то, что Владимир говорит голосом Сергея Безрукова. Как известно, тембр у артиста хорошо узнаваем, а ассоциировать великого князя с Есениным или криминальным авторитетом Сашей Белым как-то не хотелось. Видимо, это прекрасно поняли и сами создатели, потому что с голосом Безрукова в фильме происходит что-то совсем невероятное. Лишь иногда в восклицаниях князя проскальзывают свойственные актеру хриплые нотки, да и то их можно расслышать, лишь маниакально навострив уши. Безруков признавался, что во время озвучания сознательно занижал голос, пытаясь сделать его более грубым. А супруга актера Ирина Безрукова дала свой голос Анне Византийской, возлюбленной князя Владимира. Интересно, что несколько лет назад она исполнила эту роль в фильме «Рыцарский роман», и когда Ирину утвердили на озвучение мультяшной Анны, аниматоры решили придать героине некоторые черты актрисы.
Отдельного упоминания заслуживает музыкальное оформление фильма, которое построено на аутентичном фольклоре, а также этнографически обработанном джазе и роке, исполненных на гуслях, рожках и гудках. Очень органично вплетаются в звуковую дорожку фильма композиции в исполнении фольклорных коллективов «Сирин», «Веретенце», «Казачий круг», «Народный праздник», а также тувинского ансамбля «Хуун-Хуур-Ту». Чем не прекрасная возможность популяризировать подзабытое ныне народное творчество? Блеснуть своими голосовыми данными в фильме удалось и Николаю Расторгуеву. Под его лихую композицию Владимир со своей дружиной штурмует вражескую крепость.
В целом продукт получился качественным и вполне смотрибельным. В фильме хватает и лирики, и юмора, и мистики, и батальных сцен. Кстати, уже сейчас известно, что у картины будет вторая часть. Говорят, за пять лет работы рамки проекта настолько расширились, что пришлось разделять отснятый материал на две серии. Вторую часть фильма «Князь Владимир: Подвиг» обещают выпустить в прокат в середине 2008 года. Глядишь, в таком пылу да такими темпами лет через двадцать мы экранизируем и «Историю государства Российского» Карамзина.
Елена Жолобова.
Автор: ИА "Апельсин"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.